» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








Конфуцианский «блок»

К этой группе стран обычно относят Южную Ко­рею, Тайвань, Сингапур и Гонконг (последний в 1997г. вошел в состав Китая), которые развиваются по японской модели капитализма. К ним примыкают Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины — свое­го рода «второй эшелон», уже достигший определен­ных успехов, но пока отстающий от первой четверки наиболее преуспевающих стран.

Южная Корея и Тайвань в последние десятилетия XX в. совершили поистине фантастический рывок вперед, пройдя, как и Япония, через фазу жестких ав­торитарных режимов, которые энергично поддержи­вали частное предпринимательство. Особенно поражает южнокорейское «чудо»: экономика страны успешно соперничает с японской, ее фирмы занимают почетное место в ряду самых известных и богатых корпораций мира. По мнению специалистов, сейчас Южная Корея отстает в своем экономическом развитии от Японии примерно на 10—15 лет, и этот разрыв будет, по-види­мому, сокращаться и в будущем.

В чем же секрет этих «чудес», демонстрируемых названными странами Юго-Восточной Азии? Здесь также очень многое зависит от цивилизационнои тра­диции, складывавшейся в этом регионе под сильным влиянием конфуцианства, которое поощряет соревно­вательность, личное самосовершенствование и одно­временно — стремление к улучшению благосостоя­ния. Иными словами, конфуцианство по сравнению с исламом дает возможность более органично вписаться в процесс модернизации. Важную роль сыграли и внешние обстоятельства: Южной Корее, например, значительную помощь оказывали США и Япония, а Сингапур и Гонконг удачно использовали все пре­имущества своего географического положения на пе­ресечении главных торговых морских путей. И в ре­зультате ведущие страны конфуцианского «блока» до­вольно быстро перешли из «развивающихся» в разряд передовых высокоиндустриальных стран.

Латинская Америка

Государства этого региона, казалось бы, имели бла­гоприятные возможности для проведения модерниза­ции и дальнейшего развития: ведь практически все они завоевали независимость еще в начале XIX в. Тем не менее молодые латиноамериканские государства сразу же оказались в орбите финансово-экономическо­го влияния США (а также ряда ведущих держав Запа­да) и долгие десятилетия были обречены на роль сырьевого придатка. Отрицательно сказывалась на развитии Латинской Америки и политическая нестабильность: до 60—70-х гг. XX в. регион сотрясали го­сударственные перевороты (в основном военные), мя­тежи и даже гражданские войны. Это нередко приво­дило к вводу американских войск то в одну, то в другую страну Латинской Америки, что, в свою оче­редь, еще больше усиливало их зависимость от США.

После первой мировой войны в государствах реги­она нарастает движение за укрепление национальной самостоятельности. Постепенно (примерно с 30-х гг.) и США меняют свою тактику отношений со странами Латинской Америки, предпочитая довольно жесткому давлению (а порой и прямому диктату) более гибкое взаимодействие с ними в экономической, политиче­ской, культурной и других сферах.

Этот процесс, развивавшийся более или менее мир­но, привел к тому, что уже в 50—60-е гг. в ряде лати­ноамериканских стран не только наметился стабиль­ный экономический подъем, но и произошло качест­венное изменение всех сфер производства и жизни в целом. К концу XX в. Бразилия, Чили, Мексика, Ар­гентина, Венесуэла и некоторые другие страны вышли в число вполне развитых стран, в экономике которых в зависимости от местной специфики разумно сочета­ются индустриальный и аграрный секторы.

В политическом отношении страны региона ори­ентированы на уже проверенные историей модели, в основном на американскую. Многие из них в свое вре­мя «переболели» стадией диктаторских режимов, в процессе которой наметился любопытный феномен: такие режимы, сменяя либеральные правительства, добивались заметных позитивных сдвигов не только в экономике, но и в социальной сфере. Относительно природы этого феномена у историков нет единого мнения.

Несколько попыток привить в Латинской Америке социалистическую модель успехом не увенчались. Лишь на Кубе с 1959 г. стабильно существует соци­алистический режим во главе с Ф. Кастро. Но и там в последние годы власти вынуждены были сделать шаги в сторону рыночной экономики и пойти на некоторые демократические изменения.

В целом же «третий мир», несмотря на его сохра­няющееся отставание от ведущих индустриальных держав (а также другие проблемы), представляет се­годня огромную силу. Бывшие колониальные и зави­симые страны, которые Запад длительное время рас­сматривал как сырьевую базу, заманчивый объект дележа, твердо заявили о своей решимости разви­ваться самостоятельно и уже добились заметных ус­пехов на этом пути. Примеры Южной Кореи, Тайва­ня и ряда других стран убедительно говорят о том, что «третий мир» стоит на пороге постиндустриаль­ной фазы цивилизации и способен успешно вписать­ся в нее. Сам термин «третий мир», как бы указы­вающий на второстепенность (и даже «третьесте-пенность») этих государств по отношению к веду­щим, постепенно отходит в прошлое, становится ус­ловным не только по форме, но и по существу.

Ведущие развивающиеся государства Азии, Аф­рики и Латинской Америки уже в наши дни в ряде отраслей хозяйства составляют конкуренцию основ­ным европейским державам и США. ВXXIвеке этот процесс, безусловно, будет развиваться, поэтому важно, чтобы он не приводил к конфликтам, а оста­вался в рамках именно деловой конкуренции.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете термин «третий мир»? Попробуйте са­мостоятельно найти синонимы этому понятию.

2. Какие проблемы стоят перед «третьим миром» в целом? Можно ли сказать, что в одних его регионах эти проблемы ре­шаются более, а в других менее успешно? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие «блоки» (группы) стран можно выделить в «третьем мире»? На чем основывается именно такое деление, согласны ли вы с ним?

4. Как на различных этапах истории менялись отношения между ведущими капиталистическими странами и «третьим ми­ром»? С чем были связаны эти изменения?

§6

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в матери­альной культуре, и в сознании людей, и в окружа­ющей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие совре­менного мира. Техногенная (индустриальная) цивили­зация, контуры которой еще только наметились в XIX в., в течение XX столетия оформилась оконча­тельно.

Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производст­ва. Конечно, эти области в той или иной степени бы­ли связаны и раньше, но все-таки они существова­ли обособленно, сохраняя свою автономность. Сов­ременный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследо­ваний.

Первая НТР

Развитие научно-технического прогресса шло волнообразно, переживая своего рода «приливы» и «отливы». Наиболее существенные и масштабные скачки вперед, в результате которых наука и про­изводство претерпевали качественные преобразования, получили название научно-технических револю­ций (НТР). Первая НТР в полной мере развернулась в 50—60-е гг., хотя в основе ее лежали научные откры­тия, сделанные значительно раньше. В процессе пер­вой НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволив­шая создать лазерную технику и электронные преоб­разователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали человечеству первые поколения электронно-вычислительных машин (ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления НТР, которая, разумеется, охватывала и другие облас­ти, поскольку носила широкомасштабный, комплекс­ный характер.

Результаты первой НТР были поистине ошелом­ляющими. Появились автоматические линии и авто­матизированные системы управления производством; бурно развивалось производство синтетических мате­риалов (синтетических смол, пластмасс, химических волокон и др.); в сельском хозяйстве произошла так называемая «зеленая революция» — благодаря приме­нению пестицидов и гербицидов резко повысилась урожайность; началось строительство атомных элек­тростанций; достижения в биологии и медицине по­зволили создать первые поколения антибиотиков, по­могавших бороться со многими болезнями и побеж­дать их.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.