Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Первым шагом, демонстрирующим эту позицию, стало уведомление участников первого Лондонского договора о том, что вследствие усиленного строительства подлодок и эсминцев в Италии и Франции, правительство Британии намерено воспользоваться 21 статьей упомянутого договора и увеличить общий тоннаж своих эсминцев от 150.000 тонн до 190.000, а также оставить в строю 5 старых легких крейсеров типа «С», превратив их в крейсеры ПВО (июнь 1936 года).
Следующим шагом, целью которого было исправление стратегической ситуации в районе Тихого океана, стала нота японскому правительству (декабрь 1936 г.), призванная подтвердить 19-ю статью Вашингтонского договора о запрете строительства укреплений на тихоокеанских островах. Поскольку японский МИД оставил эту ноту без ответа (японцы укрепляли подмандатные им острова с декабря 1934 года), англичане приступили к аналогичному строительству в Гонконге, находящемся «всего лишь» в 350 милях от Формозы (Тайваня). Кроме того, англичане попытались договориться с СССР и США, которым японская экспансия тоже угрожала.
Советский Союз в это время расширял военно-морские базы во Владивостоке, Петропавловске-на-Камчатке и Николаевске-на-Амуре, строил новые базы в Советской Гавани, бухтах Де-Кастри, Владимир, Ольга, Нагаево, создавал Тихоокеанский флот, усиливал Амурскую речную флотилию, возводил укрепления по берегам Амура и Шилки (от Хабаровска до Сретенска), а также на Сахалине (вдоль границы с японской частью острова) и на юге Камчатки.
Однако Япония, которой тогда принадлежали все Курильские острова и южный Сахалин, перекрывала советским кораблям выход в океан из Охотского и Японского морей, а японский флот по своей мощи был в то время просто несравним с советским[23]. Кроме того, в Маньчжурии и Внутренней Монголии находилась сильная армейская группировка японцев (Квантунская армия), которая могла нанести удар в сторону Байкала и заблокировать транссибирскую железную дорогу.
Получалось, что восточноазиатские воды уже превратились в своего рода японское «mare nostrum» («наше море» — лат.), а в ближайшей перспективе такой же акваторией должна была стать северная и центральная часть Тихого океана.
Укрепив подмандатные острова, Япония создала «первую линию обороны империи» (так ее назвал адмирал Суэцуту). Эту условную линию образовали морские и авиационные базы на островах Формоза, Палау, Маркус и Бонин, а также на Пескадорских, Марсианских, Маршалловых, Каролинских и Курильских островах. С севера и востока эта линия охватывала Филиппины и опасно приближалась к Голландской Ост-Индии, Новой Гвинее и Австралии. Тем самым она была пригодна не только для обороны, но и для наступления на азиатские владения «белых» держав.
В связи с этим США тоже начали строительство оборонительной линии на Тихом океане. Она шла от Датч-Харбора (остров Уналашка) через острова Уманак, Мидуэй, Уэйк и Гуам до Филиппин. В двух местах эта линия пересекала японскую — это были острова Гуам и Уэйк, находящиеся в 3.350 и 2.040 милях от Гавайев, где с 1919 года в Пёрл-Харбор располагалась главная база Тихоокеанского флота Соединенных Штатов.
В результате британско-голландского соглашения в юго-восточной Азии появилась еще одна антияпонская линия обороны: Гонконг, Сингапур, Бруней (остров Борнео), Сурабая (остров Ява), Порт-Дарвин (Австралия). Эту линию должны были прикрывать с флангов британские базы в Австралии и Новой Зеландии (Сидней, Мельбурн, Окленд, Порт-Чалмерс) и французские в Индокитае (Камрань, Сайгон, мыс Сен-Жак).
Глава 9. ПРОИГРАВШИЕ ПОДНИМАЮТ ГОЛОВУ
На рубеже 1934 и 1935 годов перевооружение Германии, проводимое втайне от стран Антанты, достигло такого размаха, что больше нельзя уже было делать вид, что оно проводится в рамках ограничений, предусмотренных Версальским договором.
16 марта 1935 года Гитлер, использовав введение во Франции двухлетнего срока воинской службы (вместо полутора лет), денонсировал статьи этого договора, касавшиеся воинской службы, и огласил закон об обязательной воинской повинности. В тот самый день мир узнал, что Германия уже имеет 20 пехотных дивизий (около 240 тысяч человек) и что она производит различные виды вооружения и военного снаряжения, запрещенные Версальским договором.
Рейхсмарине не отставал от других видов вооруженных сил. В марте 1935 года он имел в строю 3 новых броненосца типа «Deutschland», 6 легких крейсеров и 12 миноносцев.
Но, кроме них, в 1934―35 гг. было начато, вопреки договорным нормативам, строительство 2 линкоров по 26.000 тонн (типа «Gneisenau», 2 тяжелых крейсеров по 10.000 тонн (типа «Admiral Hipper»), 16 эсминцев по 1625 тонн, 20 подводных лодок по 250 тонн (первая из них вступила в строй уже 29 июня 1935 г.), 6 подводных лодок по 500 тонн и 2 лодок по 750 тонн, 5 торпедных катеров, 30 кораблей и судов других классов.
Когда информация об этих кораблях появилась на страницах европейской прессы в сопровождении неприязненных комментариев, в наступление перешла немецкая дипломатия, добившаяся заключения морского соглашения с Великобританией.
Выбор Великобритании в качестве единственного партнера по переговорам, при игнорировании остальных стран, позволил Гитлеру развалить иллюзорное единство западных союзников, а признание британской гегемонии на морях приятно щекотало самолюбие англичан. Ведь речь шла о военном флоте, основе существования и мощи империи.
Четкая формулировка германских требований (35 % от тоннажа «Royal Navy») впервые прозвучала 27 ноября 1934 года в Берлине, во время встречи Гитлера с британским послом Эриком Фипсом (Е. Phipps).
Сами переговоры проходили в Берлине и Лондоне в конце 1934 — начале 1935 годов. Гитлеру важно было как можно скорее заключить соглашение, поскольку оно узаконило бы все к этому времени нелегально созданное оружие, причем без всякого контроля со стороны союзников.
Напомним, что такой контроль должны были осуществлять представители Франции, Италии и Великобритании. Их совместный протест против введения Гитлером всеобщей воинской повинности, не подкрепленный решительными совместными действиями, остался чистой формальностью; более того, Великобритания продолжила переговоры с Германией (визит в Берлин министра иностранных дел Джона Саймона). Гитлер обольщал англичан планами мирного сосуществования и признания их доминирования на море, одновременно запугивая опасностью франко-советского сближения. Все это привело к принятию немецких предложений в качестве базы для дальнейших переговоров.
По инициативе французской дипломатии, обеспокоенной действиями немцев в сфере вооружений, 11―14 апреля 1935 года в Стреси (Stresy) прошла международная конференция с участием Италии, Франции и Великобритании. Она осудила односторонний отказ Германии от дальнейшего соблюдения Версальского договора и заявила о решимости трех государств-участников противостоять подобным действиям, угрожающим миру в Европе. Но, несмотря на это, британское правительство не прервало переговоры с немцами.
Осмелевший Гитлер отверг протест Лиги Наций от 17 апреля 1935 года, а 27 апреля Германия официально заявила о начале строительства 12 подводных лодок малого водоизмещение, тем самым окончательно поставив крест на ограничениях Версальского договора. Одновременно для успокоения англичан Гитлер выступил 21 мая в Рейхстаге с речью, посвященный, помимо прочего, планируемому морскому соглашению. Эту речь благосклонно восприняли в Великобритании. Британское правительство выразило готовность приступить к заключительной стадии переговоров и 2 июня 1935 года в Лондон отправилась немецкая делегация.
Почему Великобритания так охотно пошла на переговоры с Германией? Похоже, что англичане не видели необходимости (да и возможности) бороться со свершившимся фактом. Немцы, приступая к переговорам, уже имели готовый план возрождения флота, а ряд кораблей находился в заключительной стадии постройки. Этот план был бы выполнен и без согласия Англии, что означало бы поражение ее дипломатии и нанесло бы ущерб ее международному авторитету. Поэтому британское правительство решило не предпринимать действий, заранее обреченных на провал, а сделало вид, что все происходит с его ведома и согласия.
Да и международная ситуация была благоприятной для Гитлера — среди союзников по Антанте отсутствовало единство. В конце 1934 года, после долгого периода весьма прохладных отношений, произошло франко-итальянское сближение, выражением чего стал договор Лаваля―Муссолини от 7 января 1935 года. Взамен за поддержку своих выступлений против милитаризации Германии, Франция уступила Италии некоторые свои территории в Северной Африке и обязалась не противодействовать ее экспансии в Абиссинии (Эфиопии). Этот договор весьма обеспокоил Великобританию, которая предположила, что главной его целью является превращение Средиземного моря в «mare nostrum» («наше море») итальянцев и французов и вытеснение из него британских военно-морских сил. Сближение с Италией вменялось Франции в вину, тем более, что сама Британия вела с Италией весьма сложную игру вокруг Эфиопии и игра эта со дня на день приобретала все более угрожающий характер. В этих обстоятельствах заключалась вторая причина уступок британской дипломатии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.