Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Нападения производились и на военные корабли англичан и французов. Например, 4 октября британский эсминец «Basilisk» атаковала «неизвестная» подлодка (скорее всего это была U-24), а 24 сентября в результате бомбежки самолетами в Форнельсе на Менорке был потоплен французский противолодочный корабль С-91.
10 октября канонерки «Dato» и «Canovas del Castillo» атаковали в районе Алжира республиканское судно «Саbо Santo Tome», идущее из Одессы в Барселону с грузом боеприпасов и военного снаряжения. В ходе артиллерийского поединка (судно было вооружено двумя орудиями калибра 100 мм) на «Саbо Santo Tome» вспыхнул сильный пожар, затем взорвались перевозимые боеприпасы, и судно затонуло.
Базировавшиеся на Балеарах итальянские самолеты предпринимали массированные налеты на восточное побережье. 11―12 июля они бомбили Барселону, Валенсию, Аликанте и прибрежную железнодорожную линию, 28 июля — Барселону, а 3 октября — Валенсию. В ответ республиканские самолеты 7 октября бомбили итальянский аэродром в Пальме.
Как уже упоминалось, деятельность крейсеров мятежников была спорадической и сводилась к обстрелу портов (22 июля «Canarias» обстрелял Барселону) и к охоте за конвоями. Крейсеры использовали дальнобойность своей артиллерии, стараясь уничтожать транспортные суда на максимальных дистанциях, чтобы избежать прямых столкновений с кораблями охранения.
***Одно из наиболее серьезных конвойных сражений состоялось 7 сентября в районе Алжира. Республиканский отряд под командованием М. Буисы, в составе крейсеров «Libertad» и «Mendez Nunez», эсминцев «Antequera», «Escano», «Gravina», «Jorge Juan», «Lepanto», «Miranda», «Valdes», конвоировавший идущие из СССР транспорты «Аldесса» и «Antonio», был атакован двумя тяжелыми крейсерами.
Произошел бой, в котором республиканский флот проявил волю к борьбе, но также показал недостаточную выучку личного состава, слабую подготовку командных кадров и неумение взаимодействовать с авиацией.
Конвой был обнаружен разведывательным самолетом франкистов в 8.35. В это время транспорты и крейсеры шли кильватерной колонной, слева от них шли 3 эсминца, справа — 4. Около 10.00 транспорты подверглись обстрелу снарядами крупного калибра, что на других кораблях приняли за разрывы авиабомб (сигнальщики все внимание уделили разведывательному самолету и невнимательно оглядывали морские просторы).
Вскоре, однако, они заметили приближавшийся справа крейсер мятежников, вследствие чего все военные корабли одновременным повернули вправо, чтобы заслонить транспорты и дать им возможность продолжать путь в Картахену, а затем пошли на сближение. Около 10.20 было установлено, что крейсер противника — это «Baleares», который к тому времени перенес огонь с транспортов на «Libertad».
В свою очередь около 10.40 оба республиканских крейсера открыли огонь с дистанции 16 км. После трех залпов снаряды «Libertad» попали в «Baleares». Крейсер мятежников отклонился вправо, а затем, увеличив скорость, вышел из зоны обстрела и сам прекратил огонь. Отряд продолжил погоню, но вскоре перестал стрелять, поскольку «Baleares» оторвался от преследования.
В это время «Aldecca» и «Antonio» шли вдоль африканского берега, направляясь к мысу Тенес. Вопреки предложениям советского советника (капитан-лейтенанта Н.Е. Басистого), Буиса продолжал погоню, в результате чего потерял связь с транспортами. Когда в конце концов он решил вернуться, то транспорты уже не удалось обнаружить (как позже выяснилось, они вошли во французские территориальные воды, а затем повернули к Алжиру).
Во время этих поисков республиканские корабли были атакованы фашистской авиацией, но не получили никаких повреждений. Около 17.20 в районе мыса Тенес отряд снова наткнулся на «Baleares», но он не принял боя и после обмена несколькими выстрелами ушел дальше в море.
Позже выяснилось, что в акции принимали участие оба тяжелых крейсера мятежников. «Baleares» должен был отвлечь корабли охранения от транспортов, а «Canarias» атаковать их и потопить. Но поскольку транспорты свернули со своего курса, «Canarias» не нашел их и присоединился к своему брату-близнецу, после чего крейсеры вновь атаковали республиканскую эскадру. «Baleares» теперь обстреливал «Mendez Nunez», а «Canarias» — «Libertad», причем после нескольких залпов оба добились попаданий.
Чтобы избежать поражения, Буиса начал маневрировать своими крейсерами и затребовал у Картахены авиационную поддержку. Однако республиканские бомбардировщики не смогли опознать противника среди сражающихся кораблей и, опасаясь разбомбить свои корабли, улетели назад.
Тогда Буиса направил в торпедную атаку эсминцы, ранее находившиеся за линией огня (4 атаковали «Canarias», 3 — «Baleares»). Когда, несмотря на шквальный огонь, эсминцы приблизились к крейсерам франкистов на расстояние 18,5 км, те прекратили огонь и полным ходом покинули место боя.
Хотя это столкновение завершилось тактическим успехом республиканцев, в оперативном плане они его проиграли, поскольку главная цель операции — сопровождение транспортов до самой Картахены — не была достигнута.
Похоже проходил бой ночью 17 сентября в районе Барселоны между крейсером «Canarias» и республиканским конвоем (3 транспорта и 3 эсминца). За 15―20 минут до наступления сумерек «Canarias» обстрелял конвой. В атаку против него устремились эсминцы «Antequera», «Gravina» и «Sanches». Они выпустили торпеды, но не попали, зато в ходе погони в наступивших сумерках потеряли контакт с охраняемыми транспортами. Утром их нашел «Canarias», одно судно потопил, а два отконвоировал в Пальму.
В начале октября 3 торпедных катера, охранявшие поврежденное республиканское судно в районе Аликанте, были атакованы бомбардировщиком мятежников. Слабое вооружение катеров (2 пулемета) не позволило им дать отпор. Бомбардировщик отогнал катера, повредив один, а транспортное судно загнал на мель.
***До конца ноября количественный состав флотов противников мало изменился. Кроме потерянных на Севере кораблей, при неизвестных обстоятельствах в ноябре погиб один из 4 республиканских торпедных катеров, зато вступил в строй эсминец «Jorge Juan» (в сентябре).
В то же время из катеров-охотников типа «МО-2» и мобилизованных рыбацких судов 21 сентября была сформирована третья по счету флотилия противолодочной обороны (в районе Валенсии).
11 октября итальянцы передали мятежникам во временное пользование две следующие подводные лодки. Это были «Iride» (названная мятежниками «Моlа II») и «Onice» («Sanjurjo II»).
Впрочем, их передача (как и предыдущих субмарин) носила чисто формальный характер, поскольку сменились только названия и флаги. Экипажи остались итальянские, сами лодки находились в оперативном подчинении штаба итальянского флота. «Национальная» флотилия подлодок базировалась в Соллере на Майорке.
Глава 22. ДАЛЬНЯЯ БЛОКАДА ФРАНКИСТОВ (НОЯБРЬ 1937 — ЯНВАРЬ 1939 гг.)
Ликвидация Северного фронта позволила франкистам перебросить все свои морские силы (34 корабля) в Средиземное море. Они сосредоточились в заливе Польенса на Майорке, командовал ими вице-адмирал Ф. Морено (флагман «Canarias»).
Имея в своем распоряжении несколько удобных портов и многочисленную авиацию (тоже базирующуюся на Балеарах), эти силы могли успешно осуществлять полную блокаду республиканского побережья. А для того, чтобы свести к минимуму возможность прямых столкновений с еще достаточно сильным республиканским флотом, командование франкистов объявило 28 ноября 1937 года так называемую «дальнюю» блокаду портов. Линия этой блокады на востоке шла от острова Керкенна (возле порта Сфакс в Тунисе) до Мальты, от Мальты до Сицилии, от Сицилии до Сардинии, от Сардинии через Тосканские острова до побережья Италии; на западе она проходила между Сеутой и Альхесирасом.
Путь конвоев из СССР
Целью блокады являлось полное прекращение поставок оружия, боеприпасов и военного снаряжения для республиканцев. Кроме того, франкисты хотели принудить судоходные компании третьих стран расторгнуть договоры на перевозку либо поднять цены за фрахт.
На восточной линии блокадную службу несли крейсеры, вспомогательные крейсеры, большие минные заградители и канонерки; на западной — миноносцы и сторожевики.
Блокадная служба облегчалась тем, что в восточной части Средиземного моря франкисты располагали сетью тайных пунктов наблюдения. Их агенты информировали патрульные корабли о движении транспортных судов; к тому же географические условия (проливы и узкие проходы) не позволяли этим судам оставаться незамеченными. Помимо этого, корабли франкистов наводили на транспорты итальянские самолеты и флот. Поэтому блокада осуществлялась без особого напряжения сил (в среднем, на восточной линии постоянно находились два корабля, на западной — три). Во время штормов корабли укрывались в итальянских портах или же на своих базах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.