» » » » Николай Николаев - Реликвии правителей мира


Авторские права

Николай Николаев - Реликвии правителей мира

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Николаев - Реликвии правителей мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Николаев - Реликвии правителей мира
Рейтинг:
Название:
Реликвии правителей мира
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-95334623-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Реликвии правителей мира"

Описание и краткое содержание "Реликвии правителей мира" читать бесплатно онлайн.



Изумительной красоты брошь эпохи нибелунгов и ковер из Байё времен раннего Средневековья; легендарные «сокровища Приама» и не поддающееся даже приблизительной оценке «золото Бактрии»; наследие Великих Моголов и несметные богатства иранских шахов; исчезнувшие сокровища Лобенгулы и «поистине чудовищных размеров» сапфиры Ватикана. Интерес к реликвиям, как историческим, так и религиозным, не ослабевает со временем, а разгорается с новой силой. Предлагаемые истории о сокровищах — мнимых и настоящих, принадлежавших сильным мира сего, поразят воображение даже самого искушенного читателя.






В конце сентября 1945 г. в гессенской деревне Вольприхаузен в результате пожара произошел взрыв на шахте «Виттекинд», там наряду с боеприпасами хранилась библиотека Геттингенского университета, в результате погибло 360 тыс. книг. В той же штольне, за труднопроходимым нагромождением породы, находилась, как предполагает Георг Штайн, любитель, занимающийся поисками пропавших сокровищ, и знаменитая Янтарная комната, похищенная нацистами в Советском Союзе.

Установить достоверные причины пожаров не удалось. Одни ссылались на небрежность, другие обвиняли во всем иностранных рабочих. Но возникает вопрос: кому было выгодно замести следы? Подозрительны некоторые несуразности и исправления дат, обнаруженные Клаусом Гольдманом в описях эвакуированных из Берлина ценностей.

Еще в сентябре 1948 г. союзникам было сообщено, что хранителям немецких музеев удалось спрятать от победителей некоторые ценности: «Часть из них хранится в тайниках по сей день». Это утверждение актуально и сегодня. Сейчас, когда союзники отказались от своих прав и нет оснований опасаться переговоров о мирном договоре с Германией, в рамках которых бывшие ее противники могли бы снова выдвинуть свои претензии, вполне возможно, что часть сокровищ снова появится на свет божий из тайных хранилищ и складов, из монастырских подвалов.

Что касается многих уникальных коллекций и других художественных ценностей, то подозрение по-прежнему падает на американцев и русских. Уже за месяц до капитуляции Германии американцам, видимо, удалось захватить все крупнейшие собрания ценностей, библиотек и архивы, причем под предлогом сбора трофеев в «общий союзнический котел». Но как только Потсдамская конференция приняла решение о разделе Германии, «наместник» Вашингтона в американской оккупационной зоне генерал Л. Клей тут же получил долгожданное разрешение на отправку в США немецких произведений искусства. Эдвин Полей, уполномоченный по репарациям, предложил пока помалкивать о планах их использования, а всем остальным сказать, что они вывозятся лишь в целях обеспечения лучших условий хранения.

1 августа госсекретарь Джеймс Бирнс дал именно такое разъяснение своим коллегам из Москвы и Лондона — Молотову и Бевину: в Германии, заявил он, не хватает хранилищ для предметов культуры.

Это была явная ложь. Американские офицеры из службы спасения произведений искусства обеспечили ремонт крупных зданий, картины размещались в хорошо проветриваемых помещениях. Уголь на зиму был запасен. Поэтому, когда в начале ноября генерал Эйзенхауэр по указанию президента Трумэна приказал сборному пункту в Висбадене немедленно подготовить для отправки в Америку 200 картин из Берлинской картинной галереи, офицеры были просто шокированы. Директор нью-йоркского музея «Метрополитен» Френсис Тейлор по каталогу отобрал картины из Музея кайзера Фридриха. И добавил к ним две картины из собрания Национальной галереи, видимо, в угоду Эйзенхауэру. Сопровождать груз по маршруту Париж — Гавр — Нью-Йорк поручили Ламонту Моору из группы спасения художественных ценностей.

И свободное общество показало, на что оно способно, когда власть предержащие забывают заповеди правового государства и морали. Офицер той же команды Уолтер Фармер, которому было всего 34 года, возмутился, услышав отговорку, смысл которой сводился к тому, что ценности «изъяты в целях обеспечения безопасного хранения», ведь такой же отговоркой пользовался и нацистский министр Розенберг при хищении художественных ценностей в Европе. «Мы не лучше и не хуже немцев. Факт, что мы многому научились у них, особенно непорядочности», — писал он своей жене. По его инициативе 7 ноября 1945 г. 24 из 32 офицеров службы спасения художественных ценностей, действовавших к северу от Альп, составили и подписали «Висбаденский манифест», свидетельство их добропорядочности и смелости. Протест они отправили по инстанциям.

200 картин, вывезенных по приказу Трумэна, создают, говорится в манифесте, «прецедент, который трудно оправдать в моральном плане». А затем идут слова, которые и сегодня заслуживают того, чтобы их знало молодое поколение: «Никакая историческая обида не бывает такой устойчивой и не вызывает столько справедливой горечи, как конфискация под любым предлогом, пусть даже в качестве военных трофеев, части культурного наследия нации… У всех нас есть определенные обязательства перед Отечеством, но у цивилизованных наций есть и всеобщая обязанность соблюдать справедливость и порядочность, насаждать право, а не насилие». Текст этого документа попал на страницы прессы. По Соединенным Штатам прокатилась волна возмущения. 9 мая 1946 г. 95 директоров музеев, профессоров и частных коллекционеров потребовали от президента Трумэна немедленного возвращения картин в Германию. Но конгресс не позволил президенту выполнить это требование. Картины, среди которых были полотна Брейгеля, Кранаха, Гольбейна, а также пятнадцать произведений Рембрандта и шесть картин Рубенса, сначала экспонировались в Вашингтоне, а затем целый год колесили по Америке в фургонах для перевозки лошадей. Вся выручка шла фонду помощи немецким детям.

Весной 1948 г. генерал Клей неожиданно сделал поворот на 180 градусов: художественные ценности Германии стали для него пропагандистским оружием в «холодной войне» против русских. Картины вернулись в Германию, но из-за блокады Берлина сначала снова оказались в Висбадене.

Генерал Клей придумал еще один трюк: в знак признательности мужественным берлинцам Америка решила подарить им знаменитую картину Ватто «Танец». В свое время германский кронпринц продал эту картину Гитлеру за 900 тыс. марок. Эта сумма была выплачена ему в виде земельных и лесных угодий. В 1945 г. картина вместе с коллекцией, предназначавшейся для музея в Линце, попала в руки американцев. Говорят, что она висела над камином в гостиной Эйзенхауэра и его супруга с большой неохотой рассталась с ней.

Попытка хищения этих 200 и еще 2 картин получила широкую огласку. А втихую через Атлантику были переправлены многие другие ценности. (Правда, кое-что из государственных и частных коллекций впоследствии без лишнего шума было возвращено в Германию.)

У американцев оказалось много реликвий. Так, в 1950 г. неожиданно всплыла копия американской Декларации независимости с подлинной подписью Бенджамина Франклина, подаренная в свое время Фридриху Великому и исчезнувшая из запасников секретного государственного архива Пруссии. В 1950 г. она появилась на одном американском аукционе, но потом снова исчезла.

Л. Клей, как видно из его телеграммы в Пентагон, сам призывал «выбросить на рынок» коллекции и библиотеки! Он собирался даже вывезти всю филателистическую коллекцию Имперского музея почты, но она все же осталась на территории американской оккупационной зоны. Правда, из тысячи ящиков с этой коллекцией в хранилище Марбурга оказалось только 600. Американцы вскоре выяснили, что исчезла стальная кассета с восемью ценнейшими марками, среди которых был и «Голубой Маврикий» стоимостью 500 тыс. долларов.

Покрытые тайной злоключения «Голубого Маврикия» в конце 1970-х гг. привели его на филателистический рынок в Филадельфии. Тогдашний владелец марки, бывший капитан, утверждал, что ее подарил ему знакомый немец. Розыскная служба, существующая при таможне, быстренько разъяснила, что речь идет о краденом имуществе. «Голубой Маврикий» до сих пор не обрел пристанища и находится в сейфе американского казначейства.

Лишь отчасти повезло и библиотеке Штутгарта с ее собранием книг по Первой мировой войне. 687 ящиков с книгами и 120 тонн других материалов, хранившихся в шахте Кокендорфа, сначала бесследно исчезли. Как выяснилось позднее, часть библиотеки сразу же после ее конфискации американцами была передана в Библиотеку конгресса, то есть стала собственностью американского народа. В конце концов госдепартамент согласился вернуть 200 ящиков, все остальное считается утраченным.

А куда исчезла известная всему миру коллекция античных сосудов из берлинского музея «Антиквариум», стоимость которой к 1960 г. оценивалась в 22,4 млн марок? Где коллекция монет Королевского монетного двора Пруссии? Куда увезли коллекцию Королевской фарфоровой фабрики в Берлине? И кто припрятал не менее ценную коллекцию якобы полностью уничтоженного музея, принадлежавшего частному фонду барона фон Оппенгейма и вывезенного из Берлина на Запад уже в 1946 г.?!

Как и Соединенные Штаты, Советский Союз с самого начала был не прочь рассматривать культурные ценности в качестве репараций. И у него было на это больше прав, чем у американцев, чья страна не пострадала от войны. Советские военные поступили умно, подождав, пока те самые 202 картины не прибудут в Америку. А затем, с декабря 1945-го по апрель 1946 г., вывезли экспонаты нескольких музеев Берлина. В Советский Союз из бункера в берлинском районе Цоо был отправлен Пергамский алтарь и 1250 произведений искусства из Дрезденской картинной галереи — для реставрации и обеспечения сохранности. И действительно, в СССР тщательно отреставрировали все, что оказалось попорченным, обеспечили великолепный уход за оказавшимся под их опекой добром и сохранили все в целости. Пергамский алтарь и картины из Дрезденской галереи русские в 1955 г. торжественно передали народу ГДР — в знак дружбы после волнений 17 июня 1953 г. К 1958 г. в ГДР вернулось в общей сложности около полутора миллионов произведений искусства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Реликвии правителей мира"

Книги похожие на "Реликвии правителей мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Николаев

Николай Николаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Николаев - Реликвии правителей мира"

Отзывы читателей о книге "Реликвии правителей мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.