» » » » Александр Зимин - Опричнина


Авторские права

Александр Зимин - Опричнина

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Зимин - Опричнина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Территория, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Зимин - Опричнина
Рейтинг:
Название:
Опричнина
Издательство:
Территория
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
5-900829-07-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опричнина"

Описание и краткое содержание "Опричнина" читать бесплатно онлайн.



Книга выдающегося русского историка A.A. Зимина (1920–1980) «Опричнина Ивана Грозного», вышедшая первым изданием в 1964 году, единственное хронологически организованное и систематизированное изложение событий одной из самых мрачных эпох в истории средневековой Руси, сразу же занявшее место среди классических трудов о прошлом России.

Второе издание книги, получившей авторское название «Опричнина», было задумано сразу же после первого. До своей кончины в 1980 г. A.A. Зимин пополнял текст новыми материалами и соображениями, уточнял оценки и совершенствовал концепцию этого страшного и загадочного периода.

Все авторские дополнения и изменения внесены А.Л. Хорошкевич при участии В.Г. Зиминой.






Писан на Москве лета 7075, июля в 7 день.

На обороте: Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии.

Архив СПб. ФИРН, собр. Головина, М 72. Подлинник.

Публ.: Советские архивы 1968, № 3. С. 110.

№ 4

1568 г., после 20 апреля. — Явка Митьки Васильева сына Коваля вологодским земским судьям Онцнфору Григорьеву сыну Естратову «с товары щи» на холопа Ивана Андреевичи Бутурлина Ивана Мамина в нанесении им ножевых ранении сыну челобитчика Треньке.

Лета 7076 бьет челом и явку являет земским судьям Онцифору Григорьеву сыну Естратова с товарыщи вологжанин Митка Васильев сын Коваль из Кобылкина монастыря от Дмитрея святаго на Иванова человека Ондриевича Бутурлина на Ивана Мамина.

Деялось, государи, по Велице дни на святой недели во вторник. В том, что тот, государи, у меня Иван Мамин поколол сынишка моего Тренку на площади, у судебни. А вины, государи, сынишко мой над собою не ведает на которые, про что его поколол. А ныне, государи, сынишко мой лежит в конце живота. А в долгу в его и в душегубстве чтобы я вконец не загибл. И вам бы та, государи, моя явка была в ведоме.

По публикации с подлинника: Акты юридические. СПб., 1838. № 45, с. 91.

№ 5

1568 г., 15 ноября. — Указная грамота с с прочетом» кн. Михаила Темрюковича Черкасского в Гороховец своим слугам с запрещением насильственных действий в отношении вотчины Спасо-Евфимьева монастыря.

От князя Михаила Темгрюковича в Гороховец слугам моим Рудаку Черткову да Смирному Славного.

Бил мне челом из Суждаля Спасского Еуфимиева монастыря архимандрит Саватья з братьею о том, в моей де вотчине в гороховском уезде, на реке на Клязьме, их монастырская вотчина — монастырь Василий великий. А на монастырский обиход даны им рыбные ловли от реки от Люлеха, Клязьма вниз до устья Кляземского, да в реке в Суворше три тони, да омуток от перекопи, что перекопал Юрьи стольник, да озеро Великое, и иные озера с ыстоки, и грамату государскую жалованную архимандрит мне казал. А вы де и крестьяне мои их монастырские воды, реку Клязьму, и озера, и истоки ловите сильно.

А которые де старцы, и слуги, и рыболови монастырские живут на станех на рыбных ловлях, и от вас де и от крестьян моих старцам, и слугам, и рыболовам монастырским обида и насильство великое, и в лесные де монастырские угодья, и в бортные ухожаи их знамян крестьянам монастырским ходити не велите.

Да приезжают же из Суждаля в Гороховец Спасского ж монастыря старцы, и слуги, и крестьяне, и вы де их у мыту держите. А кого де у них в их монастырской вотчине разбойники убыот, или кого возом сотрет, или озябет, или з древа убьется, или кто обесится, или кого вода принесет — и вы де им тех людей хоронити не велите, и похоронных грамот не даете, и монастырю де в том от вас и от крестьян моих великая обида и насильство, и вотчина де монастырская от того пустеет.

И как к вам ся моя грамота придет, и вы б в монастырские воды, и в лесные во всякие угодья не вступались ни во что. А кою монастырских разбойники убыот, или возом сотрет, или озябят, или з древа убьется, или кто обесится, или кого вода принесет — и вы б тех людей осмотрив, велели хоронити, и похоронные б грамоты давали безпошлинно, а осматриванною б у них неимали, и мыта б естя на старцах, и на слугах, и на крестьянах монастырских не имали ж, отпущали не издержав часа тою безволокитно, и крестьянам бы естя монастырским на моих крестьян управу давали ж безволокитно.

А ямские и приметные деньги, и за посошной корм и за городовое, и за засечное, и за ямчюжиос дело с монатырских крестьян имал б естя по розводу, по моим грамотам, потому ж как с ыных вотчин. А лишка б естя во всяких моих податех с монастырских крестьян, и посулов, и поминков не имали никоторыми делы, что б мне вперед Спаского Еуфимиева монастыря архимандрит Саватья з братьею о том не докучали.

А учнете вы, или кто вперед будут в Гороховце иные мои приказщики, в монастырские воды в рыбные ловли, и в лесные угодья, и бортные ухожаи вступатись, или крестьяне мои учнут в монастырских водах рыбу, ловити, и в лесные угодья, и в бортные ухожаи ходити, или у мыта старцов и слуг и крестьян учнете держати, или монастырским крестьянам на моих крестьян управы не дадите, или с монастырских крестьян в моих податех учнете лишек, и посулы, и поминки имати, и вперед мне архимандрит з братьею о том учнут докучати — и вам быти от меня в великой опале, а крестьянам быти в великой продаже. А кто к вам сю грамоту привезет, и вы прочет отдавайте им назад, а они себе ее держат вперед для моих иных гороховских приказчиков.

К сей грамоте князь Михайло Темгрюкович печать свою приложил.

Писано лета 7077 ноября в 15 день.

У той грамоты позади пишет: Приказал князь Михайло Темгрюкович сам. У той же грамоты печать воску черного.

РГАДА, ф. 1203, on. I, д. 35, лл. 42 об. -45. Список конца XVII века.

Публ.: Советские архивы, 1968, № 3. С. 110–111; АССЕМ. № 151.

№ 6

1569 г., марта. — Выпись из писцовых книг на две дворцовые деревни в Сямской волости Вологодского у., данная боярином Иваном Андреевичем Бутурлиным (по грамоте царя п вел. князя Ивана IV) архимандриту Спасо-Каменного м-ря Иоасафу взамен монастырской деревни под поскотиной Вологды.

Лета 7077 марта в день, государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси писал на Вологду к своему государеву боярину к Ивану Оидреевичу Бутурлину — пожаловал государь богомолца своего Спаского монастыря, что на Каменном, архимандрита Иасафа з братьею дал им от своей государевой дворцовой Сямской волости две деревни, деревню Бережок да Подозерное, к их монастырскому селу к Пучке с пашнею и со всякими угодьи.

И по государеве грамоте боярин Иван Андреевич государеву богомольцу Спаского монастыря, что на Каменном, архимандриту Иасафу з братьею его на те деревни с писцовых книг писма Василья Непейцына да дияка Ивана Иевлева дал выпись за своею печатью, по чему Спаскому архимандриту Иасафу з братьею теми деревнями владети.

И по писцовым книгам в тех деревнях, в деревне Под озерном, что на речке на Пучке: дв. Трошко Матвеев, дв. Нечайко Дементьев, дв. Шырокой, дв. Уской Матвеевы дети, дв. Иванко Полуянов, пашни сорок две четверти в поле, а в дву потомуж, сспа сорок копен да на речке на Пучке пятнадцать копен, лесу нет, земля середняя, три выти без полу-чети, а две чети пашенные земли дано им за сено, за сорок копен. Деревня Бережск на речке на Пучке ж: дв. Володка Иванов, дв. Иванко Фомин сын Зуев, дв. Неклюдко Кондратьев, дв. Афонка Некрасов, дв. Иванко Марков, панпш сорок четыре чети в поле, а в дву потомуж, сена пятдесят копеи, леса нет, земля середняя три выти, а две чети пашенные земли дано им за сено за сорок копеи.

А в тех своих государевых дворцовых деревень место у Спаскош монастыря у архимандрита Иасафа л братьею его взял государь на себя государя деревенку Колычево у города у Вологды, под городовою подскотиною[2426] с пашенною [землею] ж и со всякими угодьи. А по крестьянской скаске их же монастырских крестьян тое ж деревни Колычева: дв. Фока Лесуков, дв. Оноха Мосеев, дв. Гриша Яковлев. Пашни по их крестьянской [скаске] двадцать одна четверть в одном поле, а в дву потомуж, сена восемьдесят копен, да отхожей луг на Посте двесте копен, лесу нет, земля середняя, три выти.

К подлинной выписи боярин Иван Ондреевич печать свою приложил.

Подлинную выпись писал подьячий Петрок Олексеев.

По публикации со списка середины 18 в.: Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1865. Вып. 3. С. 24–25 (второй пагинации).


№ 7

1569, 7 сентября — Указная грамота баярина Ивана Андреевича Бутурлина (по грамоте царя и вел. князя Ивана IV) земскому судье Третьяку Иванову об отдаче двенадцати пустошей в Обнорской волости Вологодского у. иг. Корнильева м-ря Нилу.

По царя великого князя Ивана Васильевича всеа Руси грамоте от боярина Ивана Андреевича Бутурлина да ото государева царева и великого князя диака от Никиты Титова в Обнорскую волость, в сотальные деревни, которые осталися за поместною роздачею, земоскому судье Третьяку Иванову и веем крестьяном Обнорской волости.

Государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал Корнильева монастыря игумену Нилу з братьею, дал им в дом Пречистые на монастырской обиход в Обнорской волости смежи от монастырские земли пустошь Балуево, пустошь Желтиково, пустошь Розсадилиху, пустошь Берсениху, пустошь Наумиху, пустошь Дербинку, пустошь Обязиху, пустошь Мочалову, пустошь Красную, пустошь Лежаиху, пустошь Марфину, пустошь Галкинских, что те пустоши были за литвином за Миткою за Семеновым, а те, дей, пустоши запустели лет с тридцать. И государь их пожаловал теми пустошами и сенными оброки впрок, против того, что, дей, у них сее зимы Василий Ненейцын монастырского лесу высек на две версты на государьской обиходной дворовой лес. И как к вам ся грамота придет, и вы б те пустоши, которые в сей грамоте имяны писаны, отказали Корнильева монастыря шумену Нилу з братьею. И вперед бы теми пустошами крестьяне остальных деревень не владели, и сен не косили, и на оброк не давали, А как те пустоши Корнильева монастыря игумену Нилу з братьею откажете — и вы б о том на Вологду к нам отписали, да и оброчные бы есте сенные деньги за те пустоши на прошлой 77 год, и на 76 год привезли часа того.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опричнина"

Книги похожие на "Опричнина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Зимин

Александр Зимин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Зимин - Опричнина"

Отзывы читателей о книге "Опричнина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.