Леонид Родин - Пять недель в Южной Америке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пять недель в Южной Америке"
Описание и краткое содержание "Пять недель в Южной Америке" читать бесплатно онлайн.
Автор — полевой, экспедиционный работник, его оружие — глаз и наблюдательность, и книга эта в основном построена на полевых наблюдениях и впечатлениях. Из 35 дней, проведенных на материке Южной Америки, лишь часть времени автору удалось посвятить полевым исследованиям, и поэтому он заранее принимает упрек в скудости своих наблюдений. Кроме того, автор — ботаник и географ, и это, несомненно, отразилось в книге на большом внимании к растениям и растительности, как одной из наиболее замечательных сторон тропической природы.
Почему же? Причина кроется в хищнической погоне колонизаторов, на протяжении всех четырех веков со дня высадки их на этих благодатных берегах, во что бы то ни стало разводить как можно больше тростника и про-изводить как можно больше сахара. Возникла типичная для колониальной страны монокультура сахарного тростника, ради которой вытеснялись все другие культуры. Первые поселенцы переняли у индейцев разведение маниоки, земляного ореха, ананаса и ввели многие привозные плодовые деревья, ив начальной стадии «сахарного» пери-ода существовало некоторое пищевое равновесие, так как местное население и негры-рабы добывали дополнительное питание сбором диких плодов и охотой. Но сахарный тростник наступал и вскоре были захвачены им маниоковые плантации и посадки плодовых деревьев. Последние сохранились только в небольших фруктовых садах, окружавших дома владельцев сахарных заводов, исключи-тельно для семейства белого сеньора.
Владельцы сахарных плантаций и заводов, сеньоры, на своих землях не позволяли сажать ничего, кроме сахарного тростника, искореняя выращиваемые индейцами и неграми маниоку, кукурузу, земляной орех и фасоль.
Сеньоры сами брались за снабжение своих рабов, а впоследствии после отмены рабства-арендаторов, выписывая продукты из метрополии. В результате выработалось крайнее однообразие пищи, состоящей почти исключительно из муки, бобов, соленого и вяленого мяса, кофе и сахара. Такой ограниченный ассортимент вошел в традицию и до сих пор сохранился. Обследования, проведенные в 1932 и 1938 годах, показали, что население «сахарных» районов до сих пор потребляет только названные продукты, а употребление других носит случайный характер. Так, только 19 % семейств потребляют молоко, да и то в ничтожных дозах 26 граммов в день на человека! А остальные 81 % населения не потребляет никакой защитной пищи — молочных продуктов, яиц, овощей и плодов. Слабое потребление плодов и овощей имеет причиной давно укоренившиеся предубеждения и предрассудки, ведущие начало от «табу» (запретов), накладывавшихся сеньорами на своих рабов и арендаторов. Сеньоры убеждали их, что они не должны смешивать никаких плодов со спиртом, так как смесь вызывает лихорадку, что плоды хлебного дерева, смешанные с молоком, ядовиты, что апельсины можно есть только утром и т. п.
То же самое с сахаром. Бедняки до сих пор не потребляют сахар и запрещают детям сосать конфеты, так как хозяева сахарных плантаций и заводов, боясь чтобы рабы не съели слишком много сахара, пугали негров, что сахар вреден для здоровья, вызывает появление глистов и портит зубы. В результате штат Пернамбуко, занимающий первое место по производству сахара, по его потреблению на душу населения стоит на 14-м месте в Бразилии. А «табу», которыми сеньоры страховали себя от каких бы то ни было покушений бедняков на плоды, предназначенные владельцами лишь для себя, привели к отказу населения от потребления и культуры выдающихся своей питательностью и полезностью плодов, как манго, плоды хлебного дерева, ананасы, арбузы, авокадо и апельсины. Эти запреты не только лишили население оздоровительной пищи, но и убили всякий интерес его к плодоводству.
Инстинктивной попыткой восполнить недостающие в организме вещества (железо, кальций и др.) является широко распространенная в этой области так называемая геофагия — поедание земли. Впервые замеченная белы-ми геофагия рассматривалась как порок, которому предаются индейцы и негры, а на своих детей, заподозренных в этом «пороке» из-за общения с детьми цветных, белые одевали специальные намордники, стремясь отучить их от дурной привычки. Теперь же стало доподлинно известно, что поеданием земли дети и взрослые инстинктивно компенсировали недостатки неполноценного питания, вызванного монокультурой сахарного тростника. И сейчас еще в некоторых городках штата Алагоас наряду с хлебом и треской посетителям кабачков подают хорошо обожженные шарики из глины «массапе», богатой железом, кальцием и фосфором. Таким образом, минеральная недостаточность в пище «сахарного» Северо-востока породила даже это своеобразное «блюдо» из глины.
Калорийность дневного пищевого рациона жителей Северо-востока Бразилии равна всего 1 645 калориям на взрослого человека, в то время как для нормального существования потребно 2 640 калорий. Отсюда становится понятным, что организм людей, постоянно пребывающих в состоянии — мягко выражаясь — недоедания, подвержен всем тем многочисленным заболеваниям, которые были перечислены в начале рассмотрения «сахарной» области Бразилии.
Город Ресифе, один из первых крупных городов Бразилии по времени возникновения, отражает в целом ту же картину недостаточного, полуголодного питания населения, которое здесь усугубляется еще бедственными условиями жизни огромной массы населения этого города. Из 400 тысяч жителей 165 тысяч ютятся в жалких хижинах на болотах в окрестностях Ресифе. По официальным данным, в Ресифе строится вдвое больше хижин, чем домов. Население этого своеобразного «города хижин» по количеству обитателей занимает 7-е место в стране среди других городов Бразилии и первое место по смертности от туберкулеза: 359 смертей на 100 000 населения по данным 1939 г. И Ресифе и весь «сахарный Северо-восток» выделяются исключительно высокой детской смертностью. Например, в городе Аракажу приходится 457 смертных случаев на тысячу рождений!
И Кастро заключает: «Здесь много рождается, но почти все умирают, погибая от голода, замаскированного и скрытого, уничтожающего незаметно и непрерывно жизненную энергию Северо-востока, людские ресурсы области… Рост населения остановился, как только стала развиваться с быстротой раковой опухоли монокультура сахарного тростника».
Такая же картина в районе распространения монокультуры какао, где голодают и бедствуют сотни тысяч тружеников плантаций какао. Русские читатели знают про-изведение Жоржи Амад? «Земля золотых плодов», которое посвящено именно этому району Бразилии, представляющему собой ареал голода, порожденного богатством, где, как говорит Кастро, «горстка людей, охваченных необузданной жаждой наживы, обогащается за счет край-ней степени физической и моральной нищеты населения…»
Рассмотрим теперь область Амазонии.
Система Амазонки преимущественно покрыта первобытными, почти неизведанными тропическими лесами, занимающими площадь около 4 миллионов квадратных километров, на которой обитает население около 2 миллионов человек. Всего 1 человек на 2 квадратных кило-метра в среднем, а есть места, где 1 человек приходится на 4 квадратных километра! С географической точки зрения — это самая обширная область экваториальных вечно-зеленых лесов в мире, и в то же время в демографическом отношении-это одна из величайших пустынь земного шара, которую по ничтожной плотности населений можно сравнивать с тропическими пустынями Африки и Австралии или с ледяными пустынями Гренландии и Антарктики. Население этой колоссальной земельной площади, на которой без труда могли бы уместиться сорок Португалий, заброшено в лесах Амазонии, будучи безоружным в преодолении природных трудностей. Крайне недостаточное возделывание, притом самыми примитивными способами, немногих культур-маниока, кукуруза, рис и фасоль-плюс добыча дикорастущих плодов-вот все пищевые запасы этого края неисчерпаемых лесных богатств.
Однако вся площадь, занятая в Амазонии под продовольственные культуры, едва достигает 56 тыс. гектаров, что составляет 0,03 гектара на душу населения. Это в десять раз меньше, чем в Индии, где голод уносит ежегодно десятки миллионов жизней. Только привоз продовольствия из других областей да охота и рыбная ловля несколько улучшают трагическое положение в обеспечивании средствами питания.
Наиболее распространен в Амазонии напиток «шибе» из маниоковой муки и рападуры*, который составляет основное питание рабочего населения области, как взрослых, так и детей.
Маниоковая мука (здесь ее готовят особым образом, предварительно вымачивая несколько дней корни маниоки в воде; после этого корни измельчают в порошок и поджаривают; получаемый продукт известен под на-званием «фаринья дагуа»), немного фасоли и риса, выращиваемых в крайне недостаточных количествах и ввозимых из других мест страны, рыба, ракообразные, мясо и яйца черепах-вот основные продукты, имеющиеся в области, но далеко не везде в их полном сочетании. Количество плодов, потребляемых населением, невелико, так как в гуще тропического леса деревья плодоносят мало и плоды низких вкусовых достоинств. Единственное, что здесь идет в большом количестве, это всевозможные перцы, вкус к которым привили еще индейцы.
Произведенные в самое недавнее время биологические и химические исследования пищевых продуктов и дневного рациона населения показали крайнюю скудость питания. Человек может есть целый день и не получает того, что люди других мест достигают одним приемом пищи. Вот что пишет Кастро:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пять недель в Южной Америке"
Книги похожие на "Пять недель в Южной Америке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Родин - Пять недель в Южной Америке"
Отзывы читателей о книге "Пять недель в Южной Америке", комментарии и мнения людей о произведении.