Александр Солдатенков - Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Описание и краткое содержание "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)" читать бесплатно онлайн.
Наверное, всем нам, военнослужащим в запасе или в отставке, решившимся запечатлеть свои воспоминания о пройденной службе, надо помнить, что никаких собственных средств нам не хватило бы для приобретения в личную собственность тех материальных ценностей, управление которыми нам доверялось в государственных интересах. И никогда впредь нам не удастся собрать вместе своих бывших сослуживцев. Всё это та основа, на которой базируются наши воспоминания. Да, мы были ограничены рамками уставов и ответственностью за людей и технику, но внутри этих рамок свободы реализации требований уставов было достаточно, ибо ход военной службы можно формализовать только внешне, а внутренне он у каждого был своим. Поэтому наши воспоминания о военной службе в разных родах войск и на разных должностях как неповторимы, так и субъективны. Нам, офицерам вооружённых сил семидесятых, восьмидесятых годов повезло — мы застали расцвет Армии, Авиации и Флота Советского Союза.
При этих взрывных работах, во время производства четвёртого и последнего взрыва наблюдалось интереснейшее явление: вокруг форса тёплой газовоздушной смеси от взрыва у нас на глазах образовалось гигантское кучевое облако с нижней кромкой на высоте 50-100 метров. Ветром со стороны океана его медленно понесло на посёлок Кратерный и над ним это облако пролилось почти тропическим дождём. Дождевые струи казалось, были толщиной с палец, это нам рассказали те, кто попал под этот дождь в посёлке. Так непроизвольно можно стать творцом погоды.
Археологи
Экспедиция, о которой я рассказал выше, была достаточно крупной. Три судна, плюс поддержка от ВМФ, обеспечивали её высокий статус. Но одновременно она была ещё и секретной и по всесоюзному радио о ней не сообщали. На таком фоне прибытие вместе с научным флотом всего двух человек могло остаться не замеченным. А этими двумя были Шубина Ольга Алексеевна — сотрудница областного краеведческого музея, археолог и её спутник археолог-любитель из посёлка Яблочное. Оказалось, что археологи краеведческого музея уже третий сезон вели раскопки в бухте Алеутка на острове Итуруп, где в своё время находилась фактория Российско-Американской компании. А в летний сезон 1984 года было решено поискать стоянки народности айну на возможно большем количестве Курильских островов. Симушир начали осматривать первым, так как подвернулась транспортная оказия. ГС-47 доставил двух археологов прямо из бухты Алеутка в бухту Броутона. Я в то лето оставался за начальника штаба бригады и все прибывающие в базу учёные, строители проходили через меня: зафиксировать прибытие, проверить документы, разместить, обеспечить выполнение задач пребывания и по возможности отправить обратно. Вот всё, кроме отправки, было организовано весьма прилично. И квартиры для временного размещения находились и транспорт, и питание и документальное обеспечение. А вот регулярного транспорта на большую землю не было. Поэтому прибыть на остров Симушир в бухту Броутона было сравнительно легко, а вот выезжать приходилось на всём, что под руку подвернётся. Но иногда длительное время ничего не подворачивалось. Вот и археологи сравнительно быстро, дней за десять, нашли и описали множество айнских стоянок. Оказывается, наши предшественники по проживанию на Курильских островах — айну, выбирали места жительства по тем же соображениям что и мы. Обязательно должен быть источник воды, предпочтительно незамерзающий. Близость к морю, как к источнику пищи. Защита от господствующих ветров. Наличие деревьев и кустарника, для каркасов жилищ, обтягиваемых шкурами животных. По этим признакам следы бывших жилищ айну, как правило, находятся возле устья ручьёв и речек и представляют собой кольцевые бугорки диаметром 5-7 метров и высотой до метра. Когда-то в эти бугорки вбивались колья каркасов жилищ. Вот именно они и сохранились лучше всего другого. Транспортное обеспечение строительства в основном шло через Петропавловск-Камчатский или через Владивосток. Но на ближайший месяц никаких судов не ожидалось. В базе находилось два морских тральщика и один сторожевой корабль. Один из тральщиков готовился к переходу в Советскую Гавань для очередного докового ремонта, но сроки его перехода были ещё не определены. Да и вряд ли из-за двух человек, громко именуемых археологической экспедицией, разрешат изменить план перехода корабля, который заблаговременно был передан в штаб Флотилии и уже утверждён начальником штаба. Но его величество случай отменить невозможно. Тральщику назначили, наконец, дату начала перехода. И вот рано утром в день начала перехода центральное радио на всю страну объявило о том, что на острове Симушир Курильской гряды успешно работает археологическая экспедиция (это о пользе регулярного прослушивания сообщений центрального радио, при отсутствии телевидения). У меня уже целую неделю не выходит из головы мысль: «Как отправить этих двух человек хотя бы на Кунашир или Итуруп?». А тут подарок судьбы — это сообщение по радио. В то время между Сахалинским временем и Хабаровским была разница в один час. Значит, у меня был запас времени для подачи изменений в план перехода тральщика так, чтобы он доставил учёных не просто, куда-нибудь, а именно в бухту Алеутка. Я решил сыграть на знании внутренней организации штаба и политотдела Сахалинской Флотилии. Обычно поправки в планы переходов направляются в адрес начальника штаба (кстати, в то время начальником штаба был Куроедов Владимир Иванович), но в этот раз я направил копию и в адрес начальника политического отдела. Зная, что дежурный по политотделу каждое утро готовит обзор сообщений средств массовой информации для своего начальника, особенно обращая внимание на все события в зоне ответственности флотилии. А археологи как раз и работали в зоне ответственности флотилии — на острове Симушир в бухте Броутона. Расчёт себя оправдал: как столковались начальник штаба и начальник политотдела флотилии неизвестно, но сначала съёмка тральщика была задержана на два часа, а потом пришло разрешение на изменение плана перехода, с заходом на остров Итуруп в бухту Алеутка. Два энтузиаста археологической деятельности, наверное, решили, что так и должно было быть, не подозревая, что редчайшее совпадение событий, не имеющих между собой прямой связи, позволили им не потерять остаток археологического сезона на Симушире. При встречах с удовольствием вспоминаем этот случай.
«Атака базы сверхмалыми подводными лодками (СМ ПЛ, ПДСС)»
Длительное время источником электроэнергии в бухте Броутона было энергосудно «ЭНС-357». Но на этом его использование не заканчивалось. На «ЭНС-357» до окончания строительства комплексного здания размещался штаб 137 брк ОВР, а в ходовой рубке оборудовали место для несения оперативного дежурства. К несению дежурства привлекались все офицеры штаба, кроме политработников — они успешно изображали дежурство по политотделу.
В связи со значительным объёмом строительных работ гражданские суда (сухогрузы, танкеры, научно-исследовательские) и десантные корабли ТОФ довольно часто заходили в Бухту и становились под разгрузку. Транспортные гражданские суда, как правило, разгружались у плавпричала № 1 (нумерация причалов велась от посёлка Кратерный, то есть с Юга на Север), а десантные корабли подходили носом к приливоотливной полосе между посёлком и причалом № 1 и производили погрузоразгрузочные работы через поданные на берег аппарели. Значительно реже суда экспедиционного завоза выгружались рейдовым способом с помощью самоходных плашкоутов, не заходя в бухту из пролива Дианы. Делалось это для того чтобы дать заработать шкиперам плашкоутов.
В один из летних дней большой танкодесантный корабль (БДК) доставил из Владивостока колонну колёсной техники и в её составе два трактора Беларусь. Разгрузка шла ударными темпами для того, чтобы засветло покинуть бухту, да и прилив способствовал облегчению отхода корабля от берега именно до захода Солнца. Два трактора Беларусь выкатили последними. Разгрузка была закончена по плану, и выход из бухты засветло прошёл успешно.
Оперативным дежурным бригады в тот день заступил флагманский химик. Дежурство оказалось достаточно хлопотным, всвязи с прибытием, разгрузкой и убытием большого десантного корабля. Ночной отдых оперативный дежурный делит пополам со своим помощником. Как правило, помощник отдыхает первую половину ночи, а оперативный дежурный вторую. Утром часов с шести они оба начинают готовиться к утреннему докладу и сдаче дежурства. В то утро как раз светало около шести часов утра. Проснувшийся оперативный дежурный (Ф-Х) вышел на левое крыло ходового мостика «ЭНС-357», глянул в сторону посёлка и обомлел: мерах в сорока от берега и в двухстах метрах от борта энергосудна из воды торчала рубка сверхмалой подводной лодки! Она торчала настолько убедительно для флагманского химика, что он чуть не проглотил горящую сигарету от волнения. А дальше дежурная смена командного пункта 137 брк ОВР действовала чётко как на тренировке, но и бестолково одновременно. В адрес оперативного дежурного Сахалинской Флотилии (конечно без доклада комбригу или начальнику штаба) был немедленно отправлен сигнал из Таблицы сокращённых передач, означающий следующее: «ПОДВЕРГСЯ НАПАДЕНИЮ ПДСС». ПДСС — это не много не мало, а подводные диверсионные силы и средства вероятного противника. Помощник ОД Сахалинской Флотилии без задержек ретранслировал сигнал в Штаб ТОФ, и такое началось, что утихло всё это только к вечеру.
Оказалось, что в спешке выгрузки, тракторист не принял никаких мер по обеспечению неподвижности второго трактора Беларусь. За ночь трактор съехал в воду, так как крутизны берега и уклона дна было для этого вполне достаточно. Чудо, что он вообще остановился, ибо уклон дна позволял ему съехать на средину бухты вплоть до стометровой глубины. Кабина трактора с выхлопной трубой, торчащая из воды, обеспечивала полную иллюзию боевой рубки СМ ПЛ с выдвинутым перископом! По иронии судьбы оба трактора были тёмно зелёного цвета.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Книги похожие на "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Солдатенков - Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Отзывы читателей о книге "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)", комментарии и мнения людей о произведении.