» » » » Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии


Авторские права

Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Наука», год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии
Рейтинг:
Название:
Вера в дьявола в истории религии
Издательство:
«Наука»
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вера в дьявола в истории религии"

Описание и краткое содержание "Вера в дьявола в истории религии" читать бесплатно онлайн.



Во всех современных религиях вера в дьявола занимает почти такое же место, как и вера в бога. В настоящее время в связи с духовным кризисом буржуазного общества во многих капиталистических странах усилилась тенденция почитания дьявола.

В книге рассматривается вопрос о месте и роли веры в дьявола в различных религиях. Рассказывается об истоках возникновения этой веры, о «процессах ведьм», унесших миллионы человеческих жизней, об использовании веры в дьявола для реакционных политических целей в настоящее время.






Так обстояло в прошлом дело у народов, отставших в экономическом и культурном развитии.

Но только ли у них?


Католический поп изгоняет бесов из женщины. Средневековый рисунок

Вера в «одержимость» дьяволом и способность служителей церкви изгонять его была широко распространена в средневековой Европе, и церковники усердно занимались экзорцизмом (от латинского «exercistes» — заклинатель) — изгнанием черта, ссылаясь на то, что этим же занимались, согласно Евангелиям, Христос и его ученики. Часто «одержимыми дьяволом» оказывались обитательницы женских монастырей. В литературе описывается много случаев, когда все монашенки какого-либо монастыря объявлялись одержимыми и церковнослужители изгоняли из них «нечистую силу». Часто вспоминают «дело» монашенок Луденского монастыря (около Пуатье, во Франции), которые в первой четверти XVII в. оказались вдруг «одержимыми бесами». Сначала игуменья монастыря заявила, что почувствовала в себе злого духа, затем то же заявила монашенка — родственница кардинала Ришелье (тогда фактического правителя Франции). В конце концов почти все монашенки заявили, что они одержимы дьяволом. В частности, это выразилось, по их словам, в том, что все они воспылали любовью к священнику Урбану Грандье, который добивался назначения его духовником в этот монастырь. За изгнание бесов из монахинь взялись специалисты: экзорцисты. Они «установили», что в игуменью вселилось семь бесов, в одну монашенку — восемь, в остальных — по два-три.

В литературе по этому делу отмечалось, что могущественный кардинал Ришелье не любил патера Грандье из-за того, что тот написал на кардинала памфлет. Расследование об одержимости монашенок было поручено ученику кардинала и родственнику аббатисы монастыря. «Бесы» по ходу процесса против Грандье «признались», что монашенок околдовал патер Грандье. Дошло до того, что демоны (!) «передавали» экзорцистам через «околдованных» монашенок декларации и заявления, подтверждавшие вину патера Урбана. Суд признал, что Урбан Грандье изобличен в колдовстве и связях с дьяволом, и в октябре 1634 г. приговорил его к сожжению[138]. И это происходило уже в XVII в.!

Духовенство широко практиковало «изгнание бесов». Так, в конце XVI в. венский епископ Гаспар Нейбек в церкви святой Варвары «изгнал» из шестнадцатилетней девушки 12 652 черта.

«Протокол этой операции, подписанный самим прелатом, сохранился в венских архивах»[139].

Можно себе представить, каким диким мучениям подвергалась несчастная девушка!

Аналогичные факты имели место и в более близкое к нам время. В 1888 г., сообщает польский исследователь К. О. Скроховский, появился труд профессора истории Лувенского католического университета Карла Меллера «Жизнь и письма Иоанна Ляурент, титулярного епископа и апостолического викария в Люксембурге». В нем рассказывается, например, «как в Меце иезуиты Симон и Шабле произносили в течение 28 недель различные заклинания, чтобы изгнать дьявола из одной девушки». Приводим некоторые выдержки из епископского письма: «Я видел воплощенного дьявола собственными глазами. Когда я на него взглянул, он испустил оглушительный рев... Ревел он в продолжение трех часов голосами всех животных...

Взял я в руки дьявольские заклинания и хлестал ее посвященной плетью тем сильнее, чем он больше корчился и извивался... Сняв мощи со святого креста, я сказал ему по-латыни, что стану бить его крестом, тогда он притих, но вскоре стал опять выть и безобразничать... Трудился так я с чрезвычайными усилиями два часа. Пять священников возле меня молились.... На следующий день девочка стала икать и плевать, причем я ясно видел, как целая туча этих проклятых из нее вылетела»[140].

Так епископ и пять священников часами истязали психически больную девушку. До такого метода изгнания дьявола «просвещенными» служителями церкви не додумывались даже дикари, изгонявшие дьявола «примитивным способом» — шумом и криками.

Когда в 1893 г. изуверское изгнание дьявола из десятилетнего мальчика в Германии вызвало протесты, католический журнал писал, что «компетентные богословы» оправдывают подобный способ изгнания «ссылкой на римский катехизис, что вера в дьявола и изгнание его составляют догмат католической религии»[141].

Заклинанием и «изгнанием бесов» из людей, в которых они будто бы вселились, занимались не только католические церковники, но и священники православные, иудейские, мусульманские и других религий. Они уверяли, что в психически больных, забитых, невежественных женщин вселились бесы. «Лечением» этих больных, изгнанием из них нечистой силы — молитвой, крестом, ладаном, заклинаниями — и занимались служители церквей.

В России еще незадолго до революции изгнанием бесов «успешно» занимался протоиерей Андреевского собора в Кронштадте, ярый реакционер Иоанн Кронштадтский (Иван Сергиев).

«На лечении этих-то бесноватых и сделал карьеру Иоанн Кронштадтский. Весь фокус-покус заключался в одном: требовалось уверить больную, что бесы из нее вышли, Иоанн Кронштадтский проделывал это публично с великолепным мастерством опытного гипнотизера... К актерско-сценическим эффектам Иоанн Кронштадтский прибегал нередко, причем любил пускать пыль в глаза насчет своих близких отношений с чертями и богом»[142].

«Не подлежит сомнению, — писал известный русский психиатр В. М. Бехтерев, — что психическая сторона так называемой порчи и кликушества, как и бесноватости, черпает свои особенности в своеобразных суевериях и религиозных верованиях народа, и этим объясняются не только характер бредовых идей о порче, о вселении нечистой силы вовнутрь тела, но и все другие явления о поведении кликуш»[143].

Вот что рассказывает врач-психиатр Л. А. Богданович об истерии, возникшей у женщины на почве религиозного воспитания[144]. Она росла у фанатически религиозной тетки. «По вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о всяких соблазнах, которыми он совращает людей. Я слушала ее с волнением и страхом. И мне так ясно, отчетливо представлялось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанной глоткой, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями... И до того мне делалось страшно...» Однажды в церкви во время обедни она услышала крик женщины, которая упала на пол и стала биться. Тетка тут же объяснила: «Каждый может стать кликушей, если согрешит, дьявол вселится в грешное чрево; только он не может вытерпеть, когда выносят дары христовы». Под влиянием этих фантастических рассказов девочка заболела. Потом стала медленно выздоравливать. Но однажды в церкви во время выноса святых даров она вспомнила о кликуше и угрозу тетки о том, что кликушей может стать каждая, если согрешит. Она рухнула на пол и стала кричать. «Меня накрыли чем-то черным. Старухи говорили: “Порченая... за грехи родителей...”». Девочка выросла, вышла замуж, но припадки повторялись, пока близкие не обратились за помощью к врачу-психиатру. Лечение ей помогло.

Таких больных женщин, нуждавшихся в медицинской помощи, «отчитывали» священники, бабки-знахарки, колдуны, а нередко просто шарлатаны, «изгонявшие из них беса»[145]. М. Лахтин, наблюдавший и изучавший в 1909 г. случаи кликушества в одном из уездов Московской губернии, пишет, что больные обращались за исцелением к некоему «“брату Якову”, жившему в Москве. Это был слабоумный старик, разбитый параличом... всю свою жизнь он ходил по монастырям, присутствовал при церковных службах... И теперь, когда он впал в органически обусловленное слабоумие, он сохранил способность только имитировать виденные им служебные обряды, перепутывая и искажая при этом слова молитвы, и произносить слова утешения, которых так много знает православная церковь»[146].

Автор этих наблюдений приходит к выводу, что «в русской деревне, где чрезвычайно живучи демонические верования и где рассказы о бесноватых передаются из уст в уста с величайшими подробностями, истерия принимает характер кликушества»[147].

Так было в дореволюционной русской деревне. И так не может быть в советской деревне. Рост материального благосостояния и культурного уровня советских людей, ликвидация прежней забитости, неравенства и отсталости женщин, огромная забота Советского государства о медицинском обслуживании населения способствовали тому, что кликушество в нашей стране практически исчезло.

В то же время нельзя не видеть того, что ни одно из существующих в нашей стране религиозных течений не отказалось от пропаганды веры в дьявола, веры, неразрывно связанной с кликушеством.

В буржуазных странах широко пропагандируется вера в дьявола через печать, радио, телевидение. Так, в феврале 1974 г. печать сообщила о случае, происшедшем в январе в США в городке Дейли-Сити, расположенном неподалеку от Сан-Франциско. Местный священник Карл Пэтцельд изгонял беса, «вселившегося» в семью, состоявшую из мужа, жены и двухлетнего сына. Обряд «изгнания» продолжался месяц. Отец этого семейства был уверен, что в семье поселился бес, и обратился в монастырь кармелитов к пастору Пэтцельду, чтобы тот изгнал его. Получив разрешение архиепископа Сан-Франциско, этот иезуит «одержал победу» над дьяволом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вера в дьявола в истории религии"

Книги похожие на "Вера в дьявола в истории религии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Шейнман

Михаил Шейнман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии"

Отзывы читателей о книге "Вера в дьявола в истории религии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.