Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Никогда не рождаясь, Он не умирает, Он не тот, кто, родившись,
больше не будет: Нерождаемый, вечный, древний,
бессмертный, Он при Гибели тепа не гибнет. (2.16–20)
Подобно Я трансцендентное основание, или первопричина природы — прадхана или алинга, также неразрушимо. Тем не менее она способна изменять себя, и поступает так в процессе творения, или проявления, во время которого порождает многомерную вселенную. Нога, однако, напоминает духовному практику, что хотя его или ее тело-ум и представляет собой сочетание сил природы в некой преходящей форме, оно также связано и с некой вечной трансцендентной основой, Я. После смерти духовные и материальные составляющие тела-ума распадаются на свои все более простые формы до тех пор, пока не останется лишь трансцендентная основа природы. И задача состоит в том, чтобы при жизни и в момент смерти пробудиться как Я по ту сторону всех измерений природы. Кому такое не удается, тот продолжает существовать в более простой форме на различных уровнях проявления, дожидаясь своего перерождения. В лучшем случае они погрузятся в трансцендентную основу природы, будут «растворены в природе» (пракрити-лая), окажутся в состоянии псевдоосвобождения. И лишь Самопознание оказывается подлинным просветлением и избавлением.
Космическая эволюция
и теория гун
Я находится вне первичных составляющих (гуна) природы. Как отмечалось при обсуждении связи между йогой и другими индуистскими школами мысли в первой части книги, теория гун — один из наиболее оригинальных вкладов традиции йога-санкхьи.
Гуны, которые можно рассматривать как три фазы внутри одного и того же однородного поля природы, через свое взаимодействие порождают всю структуру космоса, включая психику. Классическая йога признает четыре иерархических уровня бытия, чей характер определяется относительным преобладанием одной из трех гун:
1. Недифференцированное (алинга).
2. Чистое Дифференцированное
(линга-матра).
3. Неспецифическое (авишеша).
4. Специфическое (вишеша).
Недифференцированное — это трансцендентная основа природы, которая представляется чистой потенцией. Оно лишено всякого «признака» (линга), или опознавательной особенности. Оно просто есть. Хотя Патанджали не выражается столь определенно, Недифференцированное — это совершенное равновесие трех видов гун.
Из Недифференцированного возникает Чистое Дифференцированное, или линга-матра, как первое начало, иначе принцип проявления или уровня бытия. С психологической точки зрения, оно известно еще как Чистая Самость (асмита-мampa), космическое чувство индивидуации. На микрокосмическом, или индивидуальном человеческом, уровне его прототипом является Я-делатель (аханкара) или Самость (асмита). Из этого космического чувства индивидуации развивается пять видов тонких структур (танматра), или зародышей, потенций чувственного опыта. Те, в свою очередь, порождают одиннадцать видов чувств (индрия), с одной стороны, и пять видов материальных (перво)элсментов (бхута), с другой. Иными словами, именно начало Чистой Самости производит и психоментальные и физические реалии.
Вне этого эволюционного процесса пребывают совершенно самостоятельно многочисленные (или бесконечные) трансцендентные Я, которые вездесущи и всевременны. Но их запредельное положение не ведомо непросветленной, или эгозависимой, личности, которая путает тело-ум (продукт бессознательной природы) со сверхсознательным Я. Йога — это своего рода уловка, предназначенная для преодоления такой путаницы и для наставления нас на путь, ведущий к истинному бытию.
В своем движении к Я нам не избежать пересечения «океана» обусловленной реальности. Подобный переход совершается не в обычном пространственно-временном континууме, но как бы отвесно, через глубины нашей многомерной вселенной. Онтология классической йоги даст приблизительный набросок психокосмического ландшафта, который может повстречаться йогину на его пути к Я.
II. ВОСЕМЬ ЗВЕНЬЕВ ПУТИ САМОПРЕОДОЛЕНИЯ
Практическая сторона учения Патанджали включает восемь аспектов, известных как звенья (анга) йоги. Они таковы:
1) самоконтроль (яма);
2) предписание (нияма);
3) поза (асана),
4) регуляция дыхания (пранаяма);
5) отвлечение чувств (пратьяхара);
6) удержание внимания (дхарана);
7) созерцание (дхьяна);
8) экстаз (самадхи).
Поскольку одно звено следует за другим, то иногда восьмеричный путь изображается в виде лестницы, ведущей из обычной жизни эгоцентричное™ к необычному познанию Я вне пределов эго(ис)тичной личности. Такое поступательное движение можно рассмат
ривать с разных сторон. Если смотреть с одной стороны, оно заключается в возрастающем единении сознания; с другой же — предстает как постепенное очищение сознания. Обе точки зрения нашли свое выражение в Йога-сутре.
Этика
Основанием йоги, как всякой истинно духовной традиции, служат всеобщие нравственные нормы. Поэтому первое звено у Патанджали — не позы или созерцание, но нравственное поведение (яма). Эта практика включает петь важных нравственных обязательств, которые свойственны всем основным религиям. Они таковы:
1) ненасилие (ахимса);
2) правдивость (сатья)-,
3) неворовство (астея);
4) воздержание (брахма-чарья);
5) нестяжание (апариграха).
Вместе эти обязательства составляют великий обет (маха-врата). согласно которому Йога-сутре необходимо следовать независимо от места, времени, обстоятельств или общественного положения человека. Эти нравственные установки служат тому, чтобы подчинить себе нашу подсознательную (instinctual) жизнь. Нравственная цельность — непременное условие успешной йогической практики.
Наиболее важным из всех моральных предписаний оказывается ненасилие. Слово ахимса часто переводится как «неубиение», но это не отражает в полной мере значение данного понятия. Ахимса в действительности есть невреждение мыслью и действием. Это корень всех прочих нравственных норм. Эпос Махабхарата (3.312.76) использует слово анришамсья («незлобие») как синонима ахимсы.
Лекарь Чарака, одно из светил характерной для Индии природной медицины, заметил, что причиняющий вред другим сокращает собственную жизнь, тогда как следование ахимсе ведет к продлению жизни, поскольку такая установка представляет собой положительное, жизнеутверждающее состояние человеческого ума. Хоть это само по себе и верно, мотивация йогина для вырабатывания у себя этой добродетели носит более возвышенный характер: желание не вредить другому существу исходит от тяги к единению и окончательному преодолению эго, которому присуща вражда с самим собой. Йогины и стремятся поэтому взращивать эти установки, которые помогут им со временем постигнуть то, что Бхагавадгита (13.27) именует истинным видением (сама-даршана) — видением, которое проникает сквозь пределы мнимых различий между существами к присущей им природе трансцендентного Я.
Правдивость, иначе сатья, часто превозносится в этической и йоги-ческой литературе. Например, в Маханирвана-тантре нам говорят:
Нет добродетели более величественной, чем правдивость, греха более тяжкого, чем ложь. Посему добродетельный человек должен всем своим сердцем искать прибежища в правдивости. Без правдивости одно твержение священных мантр не дает пользы; без правдивости крайности аскезы бесплодны, как брошенное на тощую почву семя.
Правдивость се лик высшего Абсолюта (брахман). Поистине, правдивость лучшая аскеза. Все деяния должны корениться в правдивости. Нет ничего более величественного, нежели правдивость. (4.75–77)
Неворовство, иначе (астея), тесно связано с невреждением, поскольку незаконное присвоение ценностей наносит вред тому, у кого они украдены.
Целомудрие, иначе брахмачарья (досл.: «благочестивое поведение»), играет главенствующую роль в большинстве духовных традиций мира, хотя по-разному толкуется. В классической йоге оно воспринимается в аскетическом плане — воздержание от половой жизни как на деле, так и в помыслах и словах. Некоторые авторитетные источники, наподобие Даршана-упанишады, ослабляют данное требование для женатых йогинов. Кроме того, в средневековой традиции тантризма, как мы в дальнейшем увидим, на передний план выдвигается более положительно настроенная к половой сфере установка, которая преобразила как индуизм, так и буддизм. Но даже там не допускается безудержная чувственность. Одним словом, половое влечение, как считают, препятствует таге к просветлению, или освобождению, питая жажду к чувственным переживаниям и ведя к возможной потере семени и жизненной энергии (оджас).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.