Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Первоисточник 13 ШИВА-СУТРА ВАСУГУПТЫ
Шива-сутру, согласно кашмирской шиваитской традиции, открыл Васугупта, который, скорее всего, жил во второй половине восьмого века н. э. Существуют различные рассказы о том, как тайны этой Сутры были поведаны Васугупте, но всюду упоминается, что наставления он получил во сне. Из Йога-сутры (1.38) Патанджали мы знаем, что йогины серьезно относятся к своим снам. Шива-сутра стала истоком священной литературы кашмирского шиваизма.
Книга I
Я (атман,) [есмь] чистое Сознание (чайтанья). (1.1)
[Ограниченное] знание — это узы. (1.2)
Источник [явленного мира вместе с его] сопровождающими [воздействиями] заключен в [ограниченной] деятельности (кала). (1.3)
Комментарий: Кала (следует отличать от слова кала, или «время») есть ограниченная или обусловленная деятельность, которая является одной их пяти «оболочек» или «кольчуг» (канчука) майи, силы иллюзии мира. Другие четыре — это видья (ограниченное знание), рага (привязанность), кала (время) и нияти (причинность). Творческая мощь Я, в отличии от ограниченной деятельности, абсолютна и непостижима для непросветленного ума.
Матрица [звука] есть основа [обусловленного] знания. (1.4)
Комментарий: санскритское слово матрика («матрица» или «матка») относится к санскритскому алфавиту с его пятидесятъю буквами, которые считаются первичными звуками.
[Спонтанное] прозрение (удьяма) трасцендентного Сознания является Бхайравой. (1.5)
Комментарий: Бхайрава — это бог Шива, обозначающий здесь абсолютную Реальность, что лежит в основе феноменального, или обусловленного, существования.
После [экстатического] союза с «колесом» (чакра,) устраняется вселенная [как раздельный объект сознания]. (1.6)
[Даже] при разделении [сознания на три проявления в виде] бдения, сна и забвения [остается непрестанное] появление наслаждения Четвертым [то есть абсолютной Реальностью]. (1.7) Бдение (джаграт) [заключается в обусловленном или ограниченном] знании (джняна). (1.8)
Сон (свапна^ [заключается в] воображении (викальпа). (1.9) Забытье (саушупта), [соответствующее] заблуждению (майя) [заключается в полной] бессознательности (авивека). (1.10)
Геройский повелитель [то есть просветленное существо] есть [сознательный] вкушатель триады [бдения, сна и забытья]. (1.11)
Комментарий: санскритские комментаторы объясняют слово вира, переводимое здесь как «геройский», относящимся к чувствам, так что вире-шей (вира-иша) образно именуют повелителя над всеми чувствами. Действительно, просветленное существо, которое отождествляется с высшим Сознанием, является повелителем чувств и ума. Такое духовное достижение именуют сваччханда-йогой, или «союзом с самодостаточной Реальностью».
Этапы йоги — это чудо (висмая). (1.12) Сила воли (иччха-шакти) [просветленного существа] есть Ума [или] Кумари. (1.13)
Комментарий: Ума это божественная супруга, или трансцендентная Сила, Абсолюта, Шивы. Кумари, «Дева», это та же самая Сила в ее игривом проявлении как созидательницы или разрушительницы вселенной. Смысл высказывания состоит в том, что воля просветленного адепта совпадает с божественной Волей, так что он способен на всевозможные необычайные свершения.
[В состоянии экстатического союза] мир (дришья) [становится] плотью [адепта]. (1.14)
Посредством заточения (сангхата) ума (читта) в сердце [приходит запредельное] видение мира и [его] сна [то есть пустотности]. (1.15)
Комментарий: слово свапа, иначе «сон», обозначает здесь отсутствие всех объектов. Даже эта пустота оказывается трансцендентно освещенной или «оживленной» просветленным адептом, что явствует из предложения 3.38.
Или через [сознательное] единение с чистым Началом (таттва) [просветленный адепт] освобождается от силы, [которая стреноживает] «животное» (пашу) [то есть привязанную личность]. (1.16)
Самопознание [заключено в] осознанности (витарка). (1.17)
Комментарий: здесь понятие витарка используется как специальный термин для обозначения внепонятийной осознанности адепта. В Йога-сутре Патанджали это слово имеет другое значение.
[Для просветленного адепта] мирским блаженством является наслаждение экстазом (самадхи). (1.18)
После [экстатического] единения с [трансцендентной] Силой [как растолковано в предложении 1.13, просветленный адепт обретает способность] созидать [любого вида] тело. (1.19)
[Иные сверхъестественные способности, которые могут самопроизвольно возникать у просветленного адепта, таковы: ] сочетание элементов или разделение элементов и стягивание вселенной целиком. (1.20)
Благодаря появлению чистой мудрости [адепт обретает] силу управлять «колесом» [всех прочих сил]. (1.21)
Благодаря [экстатическому] единению с «великим озером» [то есть трансцендентной Реальностью, адепт приобретает] опыт могущества мантр. (1.22)
Книга II
Ум [адепта] — это мантра. (2.1)
Комментарий: ум адепта непрестанно укрепляется и поляризуется по отношению к трансцендентной Реальности, Шиве. Поэтому можно сопоставлять его с мантрой, которая эзотерически истолковывается как «то, что защищает (тра) ум (ман)».
[Спонтанное] приложение оказывается действенным. (2.2)
Комментарий: постоянное пребывание в Сущем и как Сущее есть средство познания, или просветления, равно как и постоянное повторение мантры ведет к успеху.
Тайна, [сокрытая во всех] мантрах, есть Бытие (сатта), облаченное в мудрость. (2.3)
Расширение ума, относящегося к «утробе» (гарбха) [то есть ограниченному миру, ведет не более чем ко] сну, лишенному различающего знания. (2.4)
После [спонтанного] возникновения мудрости [появляется великая «печать» (мудра), известная как] кхечари, [которая есть] состояние Шивы. (2.5)
Комментарий: слово кхечари буквально означает «перемещающаяся в пространстве высшего Сознания».
Учитель (гуру) есть средство [конечного познания]. (2.6)
Прозрение «колеса» [то есть спектра] матриц [звука обретается через наставление учителя]. (2.7)
Тело [адепта] есть приношение, [возливаемое на огонь трансцендентной Реальности]. (2.8)
[Ограниченное] знание — всего лишь пища. (2.9)
Комментарий: смысл высказывания состоит в том, что ограниченное знание пригодно на феноменальном плане бытия, но на конечном плане оно бесполезно. Мудрость же ведет адептов к просветлению, и они используют свое ограниченное существо — тело-ум — в качестве жертвы, которая преподносится в последнем акте самопреодоления.
После отступления мудрости [у соискателя] видение [мира становится подобно] сну, исходящему из этой [мудрости]. (2.10)
Комментарий: даже после отступления мудрости остается свечение, которое продолжает питать видение или восприятие мира йогином.
Книга III
[Феноменальное] «я» (атман) есть ум (читта). (3.1) [Ограниченное] знание — это узы. (3.2)
Комментарий: это высказывание повторяет предложение 1.2.
Майя есть неразличение (авивека) начал [существования (таттва)] наподобие [ограниченной] деятельности (кала). (3.3) Растворения частей (кала) [необходимо добиться] в теле. (3.4)
Комментарий: согласно комментарию Кшемараджи, в данном случае калы представляют собой различные онтологические начала или сущности (таттва) наподобие (перво)элементов, тонких элементов и ума.
Растворение токов (нади) [жизненной силы], покорение элементов, обособление от элементов и отделение от элементов [осуществляются посредством йогического созерцания]. (3.5)
[Сверхъестественная] сила (сиддхи) [обусловлена] завесой неведения (моха). (3.6)
Победой над заблуждением, посредством бесконечного наслаждения (абхога) [Сущим приходит] обретение спонтанной мудрости. (3.7)
[Просветленный адепт всегда] бодрствует; [для него] второе одно [то есть мир двойственности] есть луч света. (3.8)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.