Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Комментарий: молоко считается весьма желанной пищей у йогинов. Трансцендентное Я здесь сравнивается с нежным вкусом молока, поскольку оно питает и поддерживает все и вся.
Кто предстает тонким восприятием во всех телах, посредством которого всякий освобождается, тот и есть сие вездесущее Я. (48)
Подобно тому как масло пребывает в любом [виде] молока, равным образом и Вседержитель пребывает в телах всех существ. (49)
Подобно тому как блеск всякого рода самоцветов и сокровищ морских сияет внутри и снаружи, так и Я нахожусь во всех телах, пребывая в них, и вместе с тем будто бы не пребывая в них. (50)
Подобно тому как пространство находится внутри и вовне тысяч горшков, равным образом и «я» пребывает в виде Я в телах трех миров. (51)
Подобно тому как нить с нанизанными на нее сотнями жемчужин оказывается скрытой, но все же наличествует, равным образом и это невидимое пребывает в видимых телах всех существ. (52)
То, что есть всеобщая Сущность (сатта) в множестве вещей — от [Творца] Брахмы вплоть до самой былинки — знает это как нерожденное Я. (53)
[Творец] Брахма — это слегка колеблющаяся форма Абсолюта (брахман), [которая появляется] вследствие заблуждения, порождаемого процессом, [который создает] индивидуальность (ахамта) и прочее, а также мир (джагатта) и прочее. (54)
Поскольку Я является формой [всего] этого мира, что может разрушить его, и что может разрушить его здесь? Как можно, о Арджуна, загрязнить себя страданием мира, добром или злом? (55)
Пребывая как свидетель, [Я] уподобляется зерцалу для собственных отражений. Тот, кто видит, что оно нетленно среди тленных вещей, тот поистине видит. (56)
Я объясняю, что являюсь сим [миром] и вместе с тем не являюсь им: посему Аз и есмь Я. Познай Меня, о Пандава, как сущее для всех Я. (57)
Все эти процессы творения и растворения происходят в Я. Индивидуальность (ахамта), пребывающая в [ограниченном] сознании (читта), подобна движущейся в океане воде. (58)
Как свойственны твердость камню, или крепость деревьям земным, или текучесть волнам, также присуща и Самость (ат-мата) вещам. (59)
Кто зрит Я, пребывающее во всех существах, и все существа в Я, и [кто зрит, что] Я не есть [эго(ис)тичный] посредник, тот [поистине] видит. (60)
Подобно тому как вода различного вида волн [всегда остается одной], равным образом и Я, о Арджуна, пребывает в караване, что среди пустыни, и прочем, либо в обитателях золотых [Гималаев]. (61)
Подобно тому как множество различных волн катит в [одном] океане, равным образом и обитатели золотых [Гималаев] или тех, что в караванах и прочее, [свое существование обретают] в высшем Я. (62)
Целостность (джата) вещей и существ, включая великого [Творца] Брахму, о Бхарата, знает все как одно. Нет даже малейшей обособленности. (63)
Как можно распознать изменения состояний в трех мирах как таковые? Где они сами? Каков мир [в отдельности от Я]? Почему ты [все еще] понапрасну беспокоишься? (64)
ГЛАВА 15. БОГ, ВИДЕНИЯ И МОГУЩЕСТВО: ЙОГА-УПАНИШАДЫ
Я всегда пребываю в виде нерожденной конечной Реальности. Я бесстрастен и незапятнан. Я чист. Я пробужден. Я вечен. Я могуществен.
Теджо-бинду-упанишадах [414] (3.42)
I. ОБЗОР
«То ты еси» (mam твам aси). «Аз есмь Брахман» (ахам брахма-асми, пишется ахам брахмасми). «Все есть Брахман» (сарвам брахма асти, пишется сарвам брахмасти). Таковы три великих метафизических речения древних упанишадских мудрецов, где они стремятся выразить как раз то, что сама Реальность единственна, и следовательно, мы сами суть исключительно то всеобъемлющее единичное Сущее, которое несказанно блаженно и сверхсознательно. Упанишады именуют его по-разному, но чаще всего встречаются «Абсолют» (брахман) и «Я» (атман). Эти назидательные речения оказываются чем-то значительно большим, нежели только благочестивыми утверждениями. Во всех Упанишадах, числом превышающих двести, мы находим рассеянные там и здесь свидетельства того, что для их составителей и хранителей недвойственное Сущее-Сознание-Блаженство было живой действительностью, а не просто умозрительной догадкой или некой верой.
Философская система Патанджали была (по меньшей мере, внешне) среди тех немногих школ внутри традиции йоги, что порвали с ведантской метафизикой монизма и стали отстаивать множественность запредельных Я (пуруша). Это вызвало ожесточенные споры, где верх в конце концов одержали представители недвойственной веданты, поскольку основной тон в индуистской йоге задает монизм. Даже в бхакти-йоге. которая тяготеет к глубоко личному отношению между верующим и Божественным, утверждается единство Господа. И как следствие, само собрание высказываний Патанджали, несмотря на всеобщее признание, в большей степени привлекает своей практической стороной, нежели философским звучанием. Мы увидим, что многие позднейшие авторитеты йоги ссылаются на его определения восьми звеньев йогического пути, но явно отбрасывают исповедываемую Патанджали метафизику, или даже критикуют ее.
Таково положение и с так называемыми Йога-упанишадами, которые все как одна ратуют за ведантский вид йоги. Эти сочинения созданы по образцу ранних Упанишад, но относятся большей частью к эпохе, последовавшей за Патанджали. Еще нет критических изданий или исследований этих текстов, и поэтому их взаимосвязи и сроки написания окончательно не выяснены. Однако они содержат очень ценные сведения, касающиеся изложения йогического пути, и практикующие йогу могут извлечь пользу из более близкого знакомства с этими сочинениями, которые доступны целиком в заслуживающих доверия переводах.
В следующих разделах дается краткое содержание двадцати Йога-упанишад [415]. Я начну с пяти так называемых Бинду («Капля, точка») — Упанишад: Амрита-бинду-, Амршпа-нада-бинду-, Теджо-бинду-, Нада-бинду-, и Дхьяна-бинду-упанишада, которые используют мантры как средства для сосредоточения и окончательного преодоления ума. Звук также играет важную роль в учениях Хамса-, Брахма-видья-,
Маха-вакья-, и Пашупата-брахма-упанишады. За этими трудами следуют Адвая-тарака- и Мандача-брахмана-упанишада, которые излагают йогу света. Потом есть еще короткая, но высокопоучительная Кшурика-упанишада, которая подытоживает суть всех видов йоги. Заключительная часть включает те Упанишады, которые стремятся к большей доступности и представляют собой что-то вроде учебных трактатов по кундалини-йоге, а именно Йога-кундали-, Даршана-, Йога-шикха-, Йога-таттва-, Йога-чуда-мани-, Вараха-, Три-шикхи-брахмана- и Шандилья-упанишада[416].
II. ЗВУЧАНИЕ АБСОЛЮТА
Мир есть звук. Он слышится в пульсарах и орбитах планет, в спине электронов, в квантах атомов и структуре молекул, в микрокосме и в макрокосме. Он также слышен в области между этими полюсами, в мире, где мы живем [417].
Так начинает одну из глав своей чудесной книги Нада Брахма известный немецкий создатель радиопрограмм и музыковед Йоахим Эрнст Берендт. Его экскурс в тайну того, что он именует первичным звуком, трансцендентным звуком, который дает рождение всем своим проявлениям, показывает, что религиозно-духовные традиции во всем мире исследовали звук в своих поисках по преобразованию сознания.
В Индии, безусловно, самым древним и наиболее священным звуком или словом (мантра) является слог ом, символизирующий сам Абсолют. Он произносится с явно носовым или резонирующим призвуком м, который обозначается на санскрите точкой (именуемой бинду, или «семенной точкой») над буквой м. Если слог ом сам по себе представляет порождающее или проявленное измерение Божественного, то призвук, или бинду, звука м, как считают, представляет Божественное в его непроявленном плане. Шьям Сундар Госвами, современный последователь ла(й)я-йоги, истолковывает эзотерический смысл бинду следующим образом:
Бинду — это состояние, при котором сила достигает максимальной концентрации. Когда ментальное сознание находится в состоянии бинду, происходит сосредоточение рассеянных ментальных сил в виде высоко сконцентрированной умственной активности… Бинду — силовая точка — есть естественное и необходимое состояние, связанное с силой в ее действии. Бинду встречается и в ментальном, и в материальном полях. Атом — это бинду вещества; ядро — это бинду протоплазменной клетки; а сознание самадхи — это бинду ума [418].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.