Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
[Когда] пространство, [где] предстоит поднять воздух,
опустошая, доводят до полной пустоты -
это, говорят, признак речаки [то есть «удаление» воздуха,
третий и последний момент пранаямы]. (11)
[Когда] человек всасывает набираемый воздух,
[словно] стеблем голубого лотоса воду, —
таков признак пураки [424]. (12)
[Когда] ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, — признак кумбхаки[425]. (13) [Когда], как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело — таков признак успокоения. (14) Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием [внимания] провозглашают мудрым. (15)
Раздумье об источнике рассуждением (тарка) зовется,
обретенная ровность мысли — как самадхи известна. (16)
[Устроившись] на земле, на сидении из [травы] дарбха,
в приятном, лишенном всех недостатков [месте],
сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз [мантру], (17)
удерживая Лотосную (падмака), или Счастливую (свастика),
или Бодрую (бхадра) позу,
обращенный лицом к северу, неподвижный, (18)
одним пальцем [поочередно] закрывая ноздри
и втягивая воздух, пусть удерживает
[и при этом] только огонь и звук воспринимает. (19)
Один лишь слог ОМ произнося разнообразно,
«Благо» — говорят этой дивной мантрой.
[Затем] следует удалить воздух.
Пусть [упражняющийся] делает это,
пока не освободится от нечистоты. (20)
После размышляющий так, как сказано прежде,
мудрый (будха), знающий мантру,
[преодолеет] сначала плотное, [а затем] и тонкое [тело], от пупка вверх [поднимая звук и огонь]. (21) Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник. (22) Так удерживается семь или восемь мер времени длительность дхараны, но йога требует 12 мер, говорится. (23) Внизу проявляющийся беззвучный [звук], лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных «х», —
неразбиваемый (акшара) [слог], который никак не разбить. (24)
Кем это умение достигается, тем прана постигается.
Всегда следует повторять [этот] путь, который проходит (25)
[через] врата сердца, врата воздуха и врата головы,
затем высшие врата освобождения:
впадину и круглое отверстие. (26)
Пусть упражняющийся всегда избегает
страха, гнева, лени, пересыпания,
переедания и недоедания. (27)
Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно. (28) На четвертый — дивных [богов] увидит, на пятый — [подходит] широкой поступью [и] в шесть месяцев, несомненно,
искомое состояние Обособленности (кайвалья) обретает. (29) Пять мер [принадлежит] Земле, четыре — Воде, три меры — Огню, Ветру — две, (30)
одна мера — Пространству, но мыслит пусть о безмерном (аматра), совершив умом соединение, пусть в себе Самого постигнет. (31)
[Область распространения] праны в 30 пальцев, где прана, пранами обусловленная, называется праной. Это внешнее поле праны, [внутреннее же поле] дыхания (нишваса) (32)
[распространяется] день и ночь на 19 миллиардов
300 миллионов 100 тысяч и один [палец], согласно источникам. (33)[426]
Комментарий: Общее число 113 180 следует разделить на пять, поскольку речь идет о пяти пранах. Это дает 22 636 вдохов-выдохов в течение суток, или 15,7 в минуту. В других источниках идеальным считается число 21 600. В любом случае, таково примерно количество вдохов-выдохов взрослого человека.
Первая — прана, ее место — в сердце, апана же — около ануса, самана — в пупковой области, удана находится в горле, (34) вьяна, вседарящая, — по всем членам распространяется. [Теперь] — пять цветов праны и прочих [будут] названы по порядку: (35)
прана — кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа,
апана — в ее середине, подобна цвету [желтой] индрагопы. (36)
В середине тех двух — самана, прекрасная,
белая, словно коровье молоко,
удана желтовата, а вьяна подобна огню. (37)
Разомкнув этот круг, [кто] воздух ведет к голове,
где бы ни умер, тот не родится больше,
тот не родится больше. (38)
Комментарий: йогины используют как твержение звука ом, так и собственное дыхание в качестве средства сосредоточения сознания, что ведет к подъему внимания вместе с самой жизненной силой. Замысел состоит в том, чтобы направить жизненную силу вверх по направлению к макушке головы, пока оно не пробьется сквозь родничок (именуемый брахма-рандхра, или «дыра Брахмы», иначе «Благое отверстие») и не устремится к блаженной бесконечности. Жизненная сила, по представлениям тантры, должна пробудить гораздо более мощную кундалини-шакти, которая посредством праны увлекается в центральный канал для подъема к психоэнергетическому центру над макушкой головы, где она сливается с бесконечностью Сознания, воплощенного в образе Шивы[427].
Нада-бинду-упанишада
Нада-бинду («Точка гула») — упанишада состоит из 56 строф. Она начинается с изложения эзотерического смысла священного слога ом, который, как сказано, состоит из трех с половиной «мер» (матра), а именно звуков а, у, м и «полумеры» (ардха-матра), — носовым отзвуком буквы м, везде именуемым «семенной точкой» (бинду). Эта мантра называется вайраджа-пранава, то есть «чудесный звук ом». Затем (стихи 9-16) говорится о двенадцати подобных мерах, а также о соответствующих им состояниях сознания.
Есть также строфы, где описывается практика внутреннего звука (чада), который можно разместить в правом ухе в процессе созерцательного углубления. В ходе постоянных занятий этот звук способен обрести такую четкость, что оттеснит все внешние звуки. К тому же он порождает множество иных внутренних звуков, напоминающих те, что создаются морской стихией, водопадом, литаврами, колоколом, игрой флейты и т. д. Внутренне воспринимаемый звук все более истончается, пока ум не оказывается единым целым с ним, так что забываешь о себе. Претерпевающий подобные изменения ум сравнивается с пчелой, которая всецело поглощена нектаром цветов, а не привлекающим ее запахом. Так приходит состояние полного умственного отдохновения, совершенного безразличия к мирскому существованию. Йогин, обретающий такое высшее состояние, характеризуется как видеха-мукти. иначе достигший бестелесного освобождения.
Дхьяна-бинду-упанишада
Дхьяна-бинду («Точка Созерцания») — упанишада, содержащая 106 строф, расширяет мистические рассуждения Нада-бинду-упанишады. Привлекая старое упанишадское сравнение, она уподобляет звук ом луку, себя стреле, а Абсолют цели. Тот, кто действительно постигает конечный смысл этого сравнения, обретает свободу даже в телесном облике. Советуют медитацию на лотосе сердца, то есть на эзотерическом центре в области сердца, и даются наставления по его визуализации.
Начиная с сорок первого стиха, где перечисляются звенья шести-членной йоги, текст меняет свою направленность в сторону хатха-йога. Поэтому мы встречаем здесь описание других основных психоэнергетических центров (чакра) тела, включая «клубень» (канда) в нижней части живота, где, как утверждается, берут начало 72 тысячи токов или каналов (нади) жизненной силы. Затем идет рассмотрение десяти видов жизненной силы, приводящей в движение тело, и связи ее с метаниями души (джива).
Душа, как утверждается, неустанно твердит то, что именуют хамса («гусак; лебедь») — мантрой Звук хам (произносится наподобие «хум») ассоциируется с вдохом, звук са — с выдохом. Последовательность хам-са-хамса-хамса можно воспринимать еще как звуковую цепочку со-'хам-со 'хам-со 'хам, которая имеет потаенный смысл «Аз есмь Он», иначе говоря «Аз есмь Бог». Таким образом само тело постоянно утверждает свою истинную сущность. Подобное непроизвольное твержение, вызванное автоматическим процессом дыхания, известно как аджапа-гаятри, или «неповторяемая гаятри». Йогины древности вычислили, что обычно мы вдыхаем и выдыхаем в течение суток примерно 21 600 раз. Задача йогина состоит в том, чтобы поддержать этот естественный процесс посредством управления дыханием, а значит, и умом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.