Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Отселе [следует] восприятие Внешнего Знамения. Если оно воспринимается перед носом на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев поочередно, то пространство (вйоман), которое дважды наделяется пылающим желтым цветом и опять имеет вид кровавого [цвета], [который порой] схож с голубым свечением или темной [синевой], тот есть йогин. Есть лучи света начальные в видении того, кто практикует эту тарака-йогу, [когда он] взирает на пространство рассеянным взором. [Если он] видит так, значит, это йогин. Когда он видит лучи света, походящие на литое золото, [либо] с краю бокового поля [зрения], либо на земле, [можно сказать,] что само видение обретено. Тот, кто видит [так] на двенадцать
пальцев от головы, обретает бессмертие. Если тот, кто устоялся в этом видении, затем имеет видение свечения пространства в голове, то где бы он не был, это определенно йогин. (6)
Засим [следует] восприятие Промежуточного Знамения. [Йогин] видит [явления] наподобие целого солнечного колеса, переливающегося утренними красками, или же наподобие зарева пожара, [или же] вроде [залитой рассеянным светом] «средней сферы» (антарикша), где нет подобного выраженного излучения. Он пребывает в форме их формы. Посредством созерцания того, что изобилует таковыми [световыми явлениями], он становится пространством (акаша), лишенным качеств. [Затем] он становится высшим пространством (парама-акаша) [435], схожим с кромешной тьмой, что озаряет лучезарный облик Спасителя [то есть Сущее-Сознание]. [Потом] он становится великим пространством (маха-акаша) [436] подобно зареву пожара [в конце] времен. [Затем] он становится пространством Реальности (таттва-акаша) [437], напоенного высшей яркостью, которая превосходит все. [Наконец] он становится солнечным пространством (сурья-акаша) [438], напоминающим сияющее великолепие ста тысяч солнц. Сим образом пятеричное пространство, [существующее] вовне и изнутри, [составляет] Знамение Спасителя. Тот, кто испытает это, свободный от плодов [своих деяний], становится подобным пространству, сходному с теми, что описаны выше. Так он становится Спасителем, Знамением, дарующим плоды внемысленной (аманаска) Реальности. (7)
Это [постижение] Спасителя двояко: первое сам Спаситель, и второе — внемысленное Состояние. Об этом есть стих: «Сию тарака-йогу следует знать как двоякую, состоящую из предшествующей и последующей формы, причем предшествующую следует знать как Спасителя, и внемысленную [Реальность] как то, что идет потом». (8)
В учениках (тара) внутри глаз есть слепок солнца и луны. Через учеников (тарака) [приходит] восприятие солнечного и лунного дисков как бы в макрокосме, и есть [соответствующая] пара солнечного и лунного дисков в пространстве в середине головы как микрокосма. Согласно этому подобные [внутренние солнечные и лунные светила должны быть] восприняты через учеников. Здесь [йогин] должен также созерцать, укротив ум, рассматривая двоих идентичными, [ибо если бы] не было связи (йога) между этими [двумя уровнями реальности], не было бы места и для чувственной деятельности. Значит, наблюдать за Спасителем следует лишь посредством проникновения в себя. (9)
Комментарий: отрывок вводит краеугольное представление эзотерической философии, а именно, понимание того, что макрокосм и микрокосм суть зеркальные отражения друг друга. Здесь от йогина требуют выявлять свою тождественность напрямую через самонаблюдение, или прозревание (антар-дришти). Используется также игра слов тара («ученик») и тарака («спаситель»).
Сей Спаситель двояк: Спаситель с образом и Спаситель без образа. Тот, что «заканчивается» чувствами — «с образом». Тот, что выходит за пределы ощущений — «без образа». В любом случае, определяя внутренний смысл вещи, желательно применять управляемый ум. [Равно,] посредством тарака[-йоги], через видение того, что покоится вне [чувств], с усмиренным умом и через прозревание (антар-икшана) [йогин открывает] Сущее-Сознание-Блаженство, Абсолют в его исконной форме (сва-рупа). Засим впервые проявляется Абсолют, образованный белым сиянием. Абсолют познается глазами с помощью ума при прозревании вовнутрь. Тем самым [познается] также и «внеобразный» Спаситель. Посредством усмиренного ума, посредством глаз становятся известны дахара и другие [световые явления]. Вследствие зависимости процесса восприятия и изнутри и снаружи от ума и зрения такое восприятие может состояться лишь посредством союза зрения, ума и Я. Посему внутреннее видение при усмиренном уме есть [средство] проявления Спасителя. (10)
Комментарий: в обычном понимании приведенное выше слово дахара относится к мыши или выхухолю. Оно происходит от глагольного корня дабх, означающего «вредить» или «обманывать». Однако в своем эзотерическом смысле его следует производить от корня дах, что значит «гореть». Вероятно, оно относится к крохотной области на сердце, которая с давних пор рассматривалась местоположением сияющего трансцендентного Я. Эта же дахара упоминается еще в Кшурика-упанишаде (стих 10), первоисточник 19.
Взгляд [следует сосредоточить] в полости, что между бровей, посредством чего пребывающее вверху сияние становится явленным — это и есть тарака-йога. Хорошо «сочетав» при тщательном усилии и усмиренном уме Спасителя с умом, [йогин] должен чуть-чуть приподнять брови. Это первый [вид] тарака-йоги. Второй, однако, лишен формы и именуется внемысленным. В области над основанием нёба имеется великий луч света. Его должны созерцать йогины. Оттуда исходит способность к «малости» (аниман), и прочее. (11)
Комментарий: способность уменьшаться (аниман), или становиться крохотным как атом (ану), составляет одну из восьми классических сверхъестественных способностей (сиддхи), приписываемых подвижникам.
Когда есть видение Внешнего Знамения и Внутреннего Знамения, [глаза] лишены [способности] закрываться и открывать-
ся — это есть истинная шамбхави-мудра. Будучи временным пристанищем для знающих, что «покорили» эту печать (мудра), земля очищается. Через видение этих подвижников все сферы (лока) очищаются. Те, кому дарована [возможность] почтить столь великих йогинов, тоже спасаются от [круговорота обусловленного существования]. (12)
Комментарий: описание шамбхави-мудры смотрите в главе восемнадцатой.
Яркий свет Внутреннего Знамения есть исконная форма (сва-рупа) [недвойственной Реальности]. Через наставление высшего учителя Внутреннее Знамение становится ярким свечением тысяче[-лепесткового лотоса у макушки головы], или светом Сознания (чит), сокрытого в полости буддхи, или Четвертого Сознания, пребывающего в «шестнадцатом пределе» (шодаша-анта) [439]. Восприятие этой высшей Реальности зависит от истинного учителя. (13)
Комментарий: буддхи является высшим умом, местопребыванием мудрости. Шодаша-анта, или «шестнадцатый предел», это психический центр или область, расположенная на пятнадцать пальцев выше макушки головы. Этот таинственный психоэнергетический локус также упоминается в некоторых сочинениях кашмирского шиваизма.
[Действительно знающий] учитель прекрасно сведущ в Ведах, поклоняется Вишну, свободен от зависти, чист, знаток йоги, и поглощен йогой, всегда обладая природой йоги. (14)
Тот, кто вооружен преданностью к своему учителю, кому особо ведомо Я, — обладающий такими добродетелями годен быть учителем (гуру). (15)
Слог гу [означает мрак]. Слог ру [означает] разрушителя сего [мрака]. Ввиду [способности] развеивать мрак его именуют гуру. (16)
Единственно учитель есть высший Абсолют. Единственно учитель есть высший путь. Единственно учитель есть высшее знание. Единственно учитель есть высшее прибежище. (17)
Единственно учитель есть высший предел. Единственно учитель есть высшее сокровище. Поскольку он есть учитель сей [недвойственной Реальности], он выше всякого иного учителя. (18)
Тот, кто удосуживается прочитать это [писание] даже один раз, избавляется от круговорота [горестного существования]. В это мгновение отпадают грехи, совершенные во всех рождениях. Свершаются все его желания. [Для такого йогина] обретается конечная цель всего человечества. Тот, кто знает это, [воистину знает] тайное учение. (19)
Мандала-брахмана-упанишада
Мандала(«Круг») — брахмана-упанишада содержит 92 стиха, разделенных на пять глав. Сами учения приписываются Яджнявалкье, который проповедует восьмеричную йогу с некоторыми непривычными определениями каждого из звеньев. Самоконтроль (яма) — первое звено — содержит следующие четыре практики:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.