Станислав Ваупшасов - На тревожных перекрестках - Записки чекиста
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На тревожных перекрестках - Записки чекиста"
Описание и краткое содержание "На тревожных перекрестках - Записки чекиста" читать бесплатно онлайн.
Из 40 лет, отданных службе в Советской Армии и в органах государственной безопасности, 22 года Герой Советского Союза полковник Станислав Алексеевич Ваупшасов провел в походах и сражениях, в партийном подполье и партизанских отрядах. Гражданская война, участие в боях за республиканскую Испанию, Великая Отечественная война, ликвидация националистического подполья в Прибалтике — все это страницы его удивительной судьбы. Об этом он вспоминает в своей книге. Книга рассчитана на массового читателя.
В нашем спецотряде на каждого военнослужащего или горожанина приходилось по два-три сельских жителя. Крестьянами были член подпольной группы Иван Воронич, 50-летний разведчик Юлиан Жардецкий, связной Степан Ходыка, бойцы Иван Залесский, Адам Гринько и многие, многие другие.
Сельское население поставляло партизанскому движению не только рядовых бойцов и младших командиров. Многие видные вожаки народного сопротивления были выходцами из крестьян. Мои ближайшие и старинные друзья Кирилл Прокофьевич Орловский, Василий Захарович Корж, Александр Маркович Рабцевич тоже в молодости крестьянствовали или батрачили на помещиков и кулаков. Да и я сам отнюдь не городского происхождения.
Партизанская борьба началась как борьба самих местных жителей против вражеского нашествия и оставалась такой до конца. Нельзя, просто недопустимо противопоставлять население партизанам, а партизан — населению. Мы, партизаны, были вооруженной, наиболее активной частью местных жителей. Между ними и нами не существовало никаких перегородок, наши отряды состояли преимущественно из представителей населения. Сражаясь с ненавистным врагом, партизаны выполняли волю народа, преисполненного чувства национальной гордости, независимости, свободолюбия и социальной справедливости.
Историки буржуазного лагеря Дж. Ф. Фуллер, К. Типпельскирх, Э. Миддерльдорф, Д. Каров, Е. М. Говелл, В. Гавеманн, А. Даллин, Л. Рендулич и прочие временами вынуждены признавать, что советское партизанское движение было всенародной войной против фашистских захватчиков, а не сопротивлением разрозненных групп коммунистов. Но и тогда они пытаются изобразить дело так, будто причиной тому была жестокость германской армии по отношению к мирным жителям и что, будь оккупанты помягче в своей политике на временно занятых территориях, война обернулась бы для них иным исходом.
В подобных домыслах опять же сказывается идеологическая и научная ограниченность капиталистических историков. М. И. Калинин писал, что жестокость и насилие, чинимые фашистскими извергами, были лишь дополнительным фактором, а не главной причиной в развитии всенародной войны в тылу оккупантов. «Основные источники, столь обильно питающие партизанское движение, лежат значительно глубже, они находятся в недрах самого народа».[8]
Эти источники — советский патриотизм, ясное осознание преимуществ социализма перед капитализмом, руководящая и организующая роль Коммунистической партии, славные освободительные традиции нашего народа, передовое марксистско-ленинское мировоззрение.
Да, много воды убежало с тех пор, когда окончилась война и прозвучали мои последние выстрелы. Со времени выхода в свет первого издания этой книги у меня скопилась большая почта.
Теплые, добрые письма прислали ветераны всех войн, в которых мне пришлось участвовать. Их нельзя читать без глубокого душевного волнения. Авторы вспоминают былые походы и бои, павших и живых товарищей, находят в книге людей, которых они тоже знали и с которыми встречались в других обстоятельствах, в иные времена.
Мне чрезвычайно дороги это проявление братской солидарности старых воинов, каждая буква, написанная зачастую рукой, привыкшей более к оружию, нежели к перу, глубина суждений, искренность и сердечность неровных порою строк. Как вас отблагодарить, седые бойцы, однополчане и те, кого я прежде не знал, доблестные сыны Отечества, не жалевшие ни крови, ни самой жизни во имя счастья родного народа?
На многочисленные ваши слова одобрения отвечу, как положено солдату: служу Советскому Союзу! И очень большое, огромное спасибо вам всем за дружеское внимание и щедрую похвалу!
Я также весьма признателен ученым-историкам, откликнувшимся на мой скромный труд. Положительный отзыв профессионалов, крупных знатоков того исторического материала, на котором базируется книга, безмерно ценен для меня. Благодарю и журналистов, опубликовавших в центральной и местной печати рецензии на мою работу.
Много писем я получил от молодых людей, юношей и девушек. Радостно сознавать, что в стране растет поколение, достойное своих прославленных отцов, с горячей непосредственностью и заинтересованностью воспринимающее факты отечественной истории.
Любознательная молодежь задает десятки вопросов по поводу прочитанного. Спрашивают, например, как бойцы отряда могли спать на снегу при 30-градусном морозе. Ну, во-первых, мы все были очень тепло одеты. Во-вторых, ночью мы шли, а спали днем и, следовательно, могли разводить бездымные костры — есть такой способ у партизан, чтобы не демаскировать стоянки. Лежали мы не на голом снегу, а подстилали еловые лапы, согревались горячей пищей и чаем.
Среди других вопросов есть и такой: как бы вы себя вели, попав к фашистам в плен? Я отчасти коснулся этой темы в конце главы «Приключения Лунькова», а в главе «Зимняя карательная экспедиция» привожу слова командира отряда имени Фрунзе Ивана Васильевича Арестовича на этот счет. Что же добавить к сказанному? Чекисту в плен попадать нельзя. Окажись я в гитлеровском застенке, сделал бы все возможное, чтобы фашисты поскорее пристрелили меня, — напал бы на следователя, на стражу, но обязательно спровоцировал бы смертельный выстрел.
Комсомолка-москвичка спрашивает, из представителей каких национальностей состоял спецотряд Градова. В наших рядах сражались представители более 20 национальностей. У нас были русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, узбеки, казахи, татары, башкиры, латыши, литовец, еврей, чуваш, карелы. Кроме того, в отряде служили бойцы, представлявшие зарубежные народы: австриец, немцы, чехи, словаки, итальянцы, поляки, французы. Настоящий интернационал!
В моей почте — обилие детских писем. Пионеры и школьники Минска, Вильнюса, Ставрополя, Барнаула, Минской, Брестской, Вологодской областей, Чувашской АССР и многих других мест нашей страны сообщают о большой патриотической работе, которую они ведут в школьных музеях боевой славы, клубах «Поиск», в отрядах и дружинах. Когда читаешь тетрадные странички, исписанные старательным ребячьим почерком, сердце переполняется гордостью и нежностью.
«Мы очень бы хотели, — пишут пионеры из белорусского города Марьина Горка, быть в чем-то хоть немного похожими на Вас и на героев Вашей книги, которые поистине могут стать идеалом каждого из нас».
Какая великолепная юная смена подрастает! Сколько энергии, горения, упорства вкладывает она в свои детские, но уже такие серьезные, основательные общественные дела. От всей души благодарю ребят, приславших мне письма, передаю боевой чекистский привет, желаю новых больших успехов в славных патриотических начинаниях. И пусть не посетуют на меня школьники, которым я не смог прислать воспоминаний о той или иной военной кампании. Дело в том, что все мои воспоминания изложены в этой книге, и писать отдельно о разных эпизодах — значит просто повторять уже рассказанное.
Читательские письма — это сокровищница жизненного опыта народа, его взглядов на историю, политику, литературу. В них выражена душа советского человека, беззаветного труженика, бесстрашного воина, пламенного патриота социалистической Отчизны. Большое счастье, товарищи, получать такие письма!
Молодым нередко кажется, будто все интересные дела уже переделаны и на их долю ничего значительного не осталось. Распространенное заблуждение это происходит от избытка жизненных сил и столь свойственного юности нетерпеливого ожидания свершений крупного масштаба.
Ум бороды не ждет. Не ждет бороды и подвиг. Большинство героев прочитанной вами книги — молодые люди в возрасте 20–25 лет. Жили они в суровое время и сумели стать наравне с веком, поняв чутким сердцем и смелым умом, где их место в поступательном движении мировой истории.
Осознание себя личностью, полноправным и деятельным участником исторического процесса — вот что прежде всего необходимо тем, кто нынче молод и жаждет подвигов. Не только на войне совершаются они. Каждый день жизни может стать подвигом, если прожит он не кое-как, а с высоким гражданским смыслом.
Деды и отцы оставляют юным великое наследство — огромную страну и благородные традиции. Одной из коренных традиций старших поколений, ровесников XX столетия, одногодков Октябрьской революции, является героизм поведения.
В героизме содержится элемент самоотрицания, и вместе с тем героический взлет есть момент наивысшего духовного расцвета личности. Человек в подвиге человечен. Героизм в советскую эпоху стал массовым, превратился в органическую потребность всех мыслящих членов общества.
Меня до глубины души радуют и волнуют известия о героических подвигах, совершаемых моими согражданами на пограничных заставах, в далеких экспедициях, на стройках, заводах, колхозных полях и фермах. Наши люди и в мирном труде доблестны, отважны, самоотверженны. С небывалым вдохновением они воплощают в действительность блистательные предначертания партии коммунистов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На тревожных перекрестках - Записки чекиста"
Книги похожие на "На тревожных перекрестках - Записки чекиста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Ваупшасов - На тревожных перекрестках - Записки чекиста"
Отзывы читателей о книге "На тревожных перекрестках - Записки чекиста", комментарии и мнения людей о произведении.