» » » Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) - Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)


Авторские права

Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) - Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)

Здесь можно скачать бесплатно "Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) - Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство The Kest-Lebovits Jewish Heritage and Roots Library, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)
Издательство:
The Kest-Lebovits Jewish Heritage and Roots Library
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)"

Описание и краткое содержание "Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)" читать бесплатно онлайн.



Рабби Моше-Хаим Луццато, также известный как Рамхаль, родился в начале 18-го века в Италии, а вспоследствии, в связи с входящими в резонанс с еврейской общиной собственными взглядами и духовными исканиями в еврейской мистике и Каббале, был изгнан из Италии и проживал в Амстердаме, а после – в Германии.

Как и всякого ищущего духовности каббалиста, Рабби Моше вдохновляла мысль о том, чтобы поселиться на Святой Земле. Собственно, он этого добился – и в 1743г. поселился в Акко. К сожалению, недолго великий раввин жил в Эрец Исраэль, и вместе со своей семьей умер во время бушевавшей в тот период эпидемии… Похоронен на берегу озера Кинерет, его могила находится недалеко от места захоронения рабби Акивы.

Один из его основных трудов – «Путь праведных» (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ), перевод которого на русский был сопряжен с немалыми трудностями, в связи с крайней сложностью передачи всего смысла ивритских слов в русском языке. Тем не менее, проделав серьезную работу, книга «Месилат Йешарим» стала доступна и для русскоязычного читателя. Фактически, это произведение относится к классике учения иудаизма, и на то время оно не было по достоинству оценено. Немного позже, однако, сам Виленский Гаон говорил, что если бы он жил во время Рава Моше-Хаима Луццато, он был бы готов пешком идти из Вильно в Италию, чтобы стать его учеником…






Каждый еврей, у которого в голове есть мозги, должен считать запрещенную пищу подобной пище ядовитой. И если случится, что в его пищу попадет яд, разве человек пренебрежет собой настолько, чтобы ее съесть? При малейшем сомнении или малейшем опасении он, конечно, не пренебрежет этим сомнением и этим опасением. А если пренебрежет, то его следует считать полностью невменяемым!

Но запрещенная пища — яд еврейскому сердцу и еврейской душе, что мы уже объяснили, а если так, то каков же пренебрегающий запретом, там, где есть опасение запрета? И есть ли у него разум? Об этом сказано (Мишлей 23:2): «И вложи нож в глотку свою, если ты алчная душа».

А теперь поговорим о часто случающихся преступлениях, которые происходят от общения с людьми в их сходбищах. А именно здесь и случается обижать словами, дразнить и позорить на людях, корыстно советовать, сплетничать, ненавидеть, мстить, клясться всуе, лгать и оскорблять Имя Всевышнего. И кто скажет: «Я чист от этого, я свободен от вины в этом»? В них множество тончайших переплетений и ответвлений, которых трудно избежать.

«Обижать и дразнить» — в это включено также говорить другому наедине то, чего он стыдится, а уж тем более говорить на людях о том, чего он стыдится, или сделать такое, что заставит его устыдиться. Об этом сказали мудрецы в главе «а-Заав» (Бава Меция 586): «Если он раскаялся — не говори ему: «Вспомни свои прежние поступки!» Если он болен — не говори ему то, что сказали Иову его товарищи: «Вспомни, бывает ли, что чистый гибнет». Если погонщики ослов просят у тебя зерна — не говори им: «Идите к такому-то, он продает зерно», а ты знаешь, что он сроду зерно не продавал. И сказали мудрецы: «Обида хуже обмана». А тем более, если это сказано на людях, публично, ибо об этом говорится в Мишне (Авот 3:15): «У того, кто публично позорит другого, нет доли в будущем мире». И сказал рав Хисда (Бава Мециа 59а): «Все врата закрываются /перед молитвой/, кроме врат обиды». И сказал р. Эла-зар: «За все наказывает Всевышний через посланника, кроме обиды». И сказали: «Перед тремя не закрывается Паргод /Завеса/: /это/ обида, грабеж и идолопоклонство». И даже в указании исполнения заповедей сказано (Ваикра 19:17): «Укори друга своего» — и сказали мудрецы (Эрхин 166): «Имеется ли в виду, что даже до такой степени, что /от этого/ он изменится в лице?» Отсюда следует нам поучение: «И не неси из-за него грех /не стань грешным из-за него/». Из всего сказанного сделай же вывод, как далеко распространяются ответвления этого предостережения, и сколь строго наказание за нарушение его!

О советах мы находим в «Торат коаним» (Ваикра 19:14): «Перед слепым не ставь преграды» — то есть перед тем, кто слеп в том или ином вопросе. Скажет некто: «Такая-то годится ли в жены коэну?» — не говори ему, что годится, если она ему не годится. Если кто-либо советуется с тобой, не давай ему неподходящий совет и не говори: «Продай свое поле и купи себе осла!» Ты обходишь его и покупаешь его, если скажешь: «Я даю ему хороший совет». Это передано сердцу, ибо сказано: «Страшись Всевышнего!» Отсюда следует нам поучение, что человек обязан поставить того, кто с ним советуется, перед чистой и ясной правдой — как в деле, которое его, возможно, прямо касается, так и в деле, которое его совершенно не касается.

Взгляни же, как Закон выявляет и упреждает мысли обманщиков! Речь не идет о глупцах, дающих совет, вред которого известен. Речь идет об умных во зле, о хитрецах, дающих такой совет, в каком на первый взгляд как бы содержится выгодное решение для спрашивающего совета. Но, в конце концов, этот совет ведет не к лучшему, а к худшему для спрашивающего совета и к корыстной выгоде для советчика. Поэтому сказали: «Может, ты считаешь, что даешь ему добрый совет?» Ведь это передано сердцу! И как часто люди виновны в таких преступлениях, ежедневно следуя за зовом сильной страсти наживы! Строгость наказания за это уже объяснена (Дварим 27:18): «Проклят ведущий слепого по неверному пути».

И в этом состоит долг прямого человека: если придет кто-нибудь советоваться с ним, он должен посоветовать так, как если бы посоветовал себе, не обращая внимания ни на что, кроме блага того, кто советуется с ним, не имея ввиду никакую иную цель, ближнюю или дальнюю. И если он вдруг увидит в совете, который может дать, вред для самого себя и обнаружит, что может указать другому на этот вред и укорить его, то пусть укорит. А если не укорит, то пусть отойдет от этого дела и ничего не посоветует. Но ни в коем случае не должен он давать иной совет, в котором содержится что-либо, кроме блага того, кто спрашивает совета. За исключением тех случаев, когда спрашивающий совета имеет злое намерение, ибо тогда, конечно, благом будет обмануть его. И уже сказано (Шмуэль II 22:27): «А со строптивым — строптиво /нечестно/». И это доказывает случай Хушая а-Арки.

«Сплетни и злословие» — строгость наказания за них уже известна, а также известно великое множество их ответвлений и переплетений; настолько, что мудрецы постановили в упомянутом выше высказывании:

«Все виновны в «пыли» злословия». И сказали (Эрхин 156): «Что такое «пыль» злословия? Если, к примеру, кто-либо сказал: «Где ж еще можно найти огонь, как не в доме такого-то»; или если расскажет о его добрых качествах перед его ненавистниками и подобное тому». И хотя все это кажется легкими словами, далекими от сплетни, на деле же они — пыль сплетни.

Вот правило: у злого начала много путей и способов, но все, из-за чего может выйти ущерб или позор другому, сказано ли это при нем или за глаза — относится к категории злословия, которое мерзко и ненавистно Всевышнему. И об этом сказано: «Злословящий отрицает основные догмы». И об этом написано (Теи-лим 101:5): «Клевещущего втайне на ближнего своего — уничтожу».

Ненависти и мести тоже трудно избежать человеческому сердцу, которое вечно дурачит человека. Человек очень чувствителен к обиде и помнит ее, и месть для него слаще меда, ибо только в ней его успокоение. А потому силен и могуч человек, способный отбросить то, к чему натура понуждает его: если оставит месть и не станет ненавидеть того, кто пробудил в нем ненависть, и не отомстит при подходящем случае, и не будет помнить зло, но забудет и выбросит зло из сердца, как будто ничего и не было. Это легко только посланцам Всевышнего, у которых нет этих качеств, а не «обитателям глиняных домов», чей фундамент сделан из праха. Но это «указ Царя», это открыто и ясно написано и не требует комментариев (Ваикра 19:17-18): «Не враждуй на брата своего в сердце своем — не мсти и не храни злобы на сынов народа своего».

И суть мести и злопамятства известна: мстительность — не позволить сделать добро тому, кто прежде не хотел сделать добро или причинил зло; и злопамятство — оказывая добро причинившему зло, напоминать ему о прежнем зле; они запрещены. А злое начало подогревает сердце, жаждущее мести, и требует оставить хоть какое-нибудь напоминание о причиненном зле, хоть какой-нибудь след-хоть небольшой, хоть маленький. Скажет человеку, например: «Ты хочешь дать ему то, чего он не захотел дать тебе, когда ты в этом нуждался, — так не давай, по крайней мере, радушно». Или: «Не хочешь причинить ему зло — так не оказывай ему, по крайней мере, большого добра, не помогай ему настолько». Или: «Если уж ты хочешь помочь ему настолько — так хотя бы не делай это при нем». Или: «Не сближайся с ним и не будь ему другом, как прежде. Если ты простил ему и не показываешь ему враждебности -достаточно и этого! А захочешь сблизиться с ним — так хотя бы не оказывай ему прежней приязни». Так и подобно этому старается злое начало завлечь людские сердца. Вот почему в Законе есть правило, включающее в себя все (Ваикра 19:18): «Люби ближнего своего, как самого себя». «Как самого себя» — без всякой разницы. «Как самого себя» — без всякого различения, без уверток и дурных мыслей. «Как самого себя» — по-настоящему.

«Клятвы» — заранее ясно, что каждый, кто не есть простейший человек, остережется произносить Имя Всевышнего всуе, по-напрасну, а тем более в клятве. Есть и еще несколько ответвлений от этого, не самых серьезных, но таких, которых приличествует остерегаться желающему быть чистым. Об этом сказали (Шву-от 36а): «Сказал р. Элазар: ««Нет» — это клятва, и «да» это клятва». Сказал Рава: «Но это лишь, если он сказал «нет, нет» — два раза, и если он сказал «да, да» — два раза». И также сказали (Бава Мециа 49а): «Твое «нет» должно быть честным, и твое «да» должно быть честным».

Ложь — вот еще одна болезнь, весьма и весьма распространенная среди людей. И в ней есть несколько ступеней. Есть люди, у которых вранье стало просто-таки ремеслом. Они ходят и выдумывают откровенную ложь, чтобы было о чем поговорить или чтобы их считали умными и сведущими, и о них сказано (Мишлей 12:22): «Мерзки перед Всевышним лживые уста», и сказано (Ишаяу 59:3): «Уста ваши изрекают ложь, язык ваш говорит преступное». И приговорили мудрецы (Со-та 42а): «Четыре категории людей не увидят света Всевышнего: насмешники, льстецы, лжецы и клеветники». И есть иные, близкие к тем, хотя они не на самом деле такие же. Они лгут в своих словах и баснях, но не так, как будто у них нет иного занятия, нежели выдумывать басни и обстоятельства, которых не было и нет. Но когда они что-нибудь рассказывают, то примешивают ложь, как в голову взбредет, и привыкают к этому настолько, что это становится их привычкой, второй натурой. Словам этих выдумщиков невозможно верить. О подобном сказали мудрецы (Санэдрин 896): «Кара выдумщику в том, что его никто не слушает — даже когда он говорит правду». В них внедрено это зло, и из их уст не могут выйти слова, чистые от лжи. Об этом сожалеет пророк и говорит (Ирмияу 9:4): «Приучили язык свой говорить ложь, грешат до изнеможения». И есть еще другие, чья болезнь, может быть, и легче, чем у первых — они не очень укрепились во лжи. Но они не стараются удалиться от нее, а если случится — то и солгут, и часто солгут смеха ради, но без злого умысла. Но мудрец сообщил нам, что все это противно воле Создателя, благословен Он, и противоположно качествам Его праведников, и об этом написано (Мишлей 13:5): «Праведный ненавидит ложь». И есть запрет (Шмот 23:7): «Удались от лжи». И смотри: не сказано «берегись лжи», но — «удались от лжи» — дабы побудить настоль далеко бежать и удаляться от лжи, сколь необходимо, чтобы полностью устраниться от нее. И сказано (Цфания 3:13): «Остаток Израиля не сделает несправедливость, и не станут они говорить ложь, и не будет в устах их языка обмана». И наши мудрецы, благословенна их память, сказали (Шабат 55а): «Печать Всевышнего — правда». И если Всевышний выбрал правду Своей печатью, знаком, так насколько же противоположное ей мерзко Ему! И Всевышний предостерег о правде и сказал (Зхария 8:16): «Говорите правду друг другу». И сказал (Ишаяу 16:5): «И приготовлен престол милосердием, и воссел на него правдой». И сказал (Ишаяу 63:8): «И сказал Он: «Но они — народ Мой, сыновья, которые не лгут». Отсюда мы видим и заключаем, что одно зависит от другого. И сказал (Зхария 8:3): «И назовется Иерусалим городом правды» — дабы усилить его значение. И сказали мудрецы (Макот 24а): «И говорящий правду в сердце своем» — как рав Сафра - чтобы возвестить тебе, до какой степени возвышается обязанность говорить правду. И запретили ученому /ученику мудрецов/ говорить неверно, кроме трех случаев. Ибо правда — один из столпов, на которых стоит мир. А если так, то значит лжец как бы разрушает основу мира, и наоборот — кто остерегается говорить ложь, тот поддерживает основу мира. И рассказали мудрецы (Санэдрин 97а) о том месте, где были осторожны в высказывании правды — там смерть не имела власти. Но поскольку жена одного рабби сказала неправду, хотя и с добрым намерением, она навела этим смерть на них, и поэтому ее прогнали, и тогда вернулись к своему спокойствию. И не стоит даже продолжать говорить об этом, ибо разум обязывает, а знание понуждает к этому.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)"

Книги похожие на "Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моше-Хаим Луццато (Рамхаль)

Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) - Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)"

Отзывы читателей о книге "Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.