Юрий Курносов - Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы"
Описание и краткое содержание "Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с методологией, организацией и технологиями информационно-аналитической работы (безотносительно к области деятельности). Книга содержит и разделы, непосредственно посвященные методам и приемам эффективной организации мыслительной деятельности (как учебной, так и профессиональной), и разделы, затрагивающие вопросы, связанные с разработкой технологического инструментария информационно-аналитической работы.
Раскрыта сущность интеллектуальных технологий. Определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, математики, экономической науки, информатики, управленческой науки, психологии и др. в формировании современной русской аналитической школы. Показаны возможности использования методик и моделей системного анализа для исследования социально-политических и экономических процессов, прогнозирования и организации эффективного функционирования систем управления предприятиями и учреждениями на принципах развития, совершенствования процессов принятия управленческих решений.
Для специалистов, занятых в сфере информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности, руководителей информационно-аналитических центров и подразделений, сотрудников СМИ и PR-центров, научных работников, аспирантов и студентов.
В последние годы в этом направлении получены важные результаты в исследованиях А.А. Шияна811.
— В результате его работы были разработаны и апробированы на практике методики априорного установления типов информационно-аналитической и управленческой деятельности, реализуемой различными людьми вне зависимости от условий их деятельности. Это позволяет решить ряд задач, связанных с повышением эффективности функционирования информационных подразделений и индивидуальной информационной работы отдельных экспертов-аналитиков, за счет оптимизации информационного взаимодействия в группе и рационального распределения разнородной информации между аналитиками. Благодаря таким подходам достигается максимальная результативность информационной работы каждого отдельного эксперта. Более того, внедрение социальных технологий в практику информационно — аналитической работы способно оптимизировать параметры информационного взаимодействия не только в рамках произвольного уровня иерархической информационно-аналитической или управленческой системы (по горизонтали), но и решить задачу оптимизации информационного взаимодействия между уровнями (по вертикали). Помимо этого, социальные технологии способны вооружить управленца инструментами для организации бесконфликтного управления в коллективе, а также методами информационного управления (значение последнего утверждения будет раскрыто несколько позже). При описании методов и результатов, полученных в рамках социальных технологий А.А. Шияна, основной упор будет делаться на прикладных аспектах предлагаемых методик, знание которых необходимо аналитику-профессионалу.
Источники информации о социальных технологияхПервые материалы по СТ были опубликованы в 1998 году. За прошедший период накоплен весомый опыт практического применения этих технологий в практике управления, автором теории существенно уточнен и развит ряд положений, а в глобальной телекоммуникационной сети (ГСТК) Интернет по тематике СТ представлена обширная подборка публикаций.
Современное состояние СТ и теории двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов (2АИА) изложено в двух типах источников — печатных и электронных. Печатные источники представлены монографией[56] «Оптимальное управление в иерархических социально-экономических системах (теоретические основы социальных технологий)», в которой изложен концептуальный, теоретический и математический аппарат СТ, базирующийся на концепции 2АИА, и рядом публикаций в научных и прикладных периодических изданиях, в которых изложены преимущественно результаты тестирования отдельных элементов СТ и апробации их в разных условиях. Источники, не имеющие «бумажного» представления: многочисленные электронные публикации в ГСТК Интернет на сайте http://soctech.narod.ru (здесь также приведена полная библиография публикаций по СТ), где представлен ряд авторских текстов, большей частью относящихся к периоду с 1999 по 2001 годы.
5.1 Теоретические основы социальных технологий
Прежде всего отметим, что термин «социальные технологии» используется А.А. Шияном в крайне узком и конкретном смысле (подобное словосочетание может встречаться и в другом контексте, поэтому далее мы будем использовать этот термин в следующем написании Социальные Технологии или СТ). Суть приведенного в монографии определения этого термина можно выразить следующим образом:
— Социальные технологии — это совокупность основанных на теории двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов (2АИА) эффективных способов управления иерархически организованными социальными системами различной сложности (от уровня государства до уровня отдельного индивида).
Социальные Технологии представляют собой пример пока еще крайне узкого класса эффективных моделей для описания специфики деятельности как экспертов-аналитиков, так и лиц, принимающих решение (ЛПР). Эти модели реализуют методологические подходы, ранее характерные только для естественных наук. В особенности, известную триаду, исходящую еще к современнику И. Ньютона, математику и философу Г. Лейбницу:
— построение системы абстрактных терминов и основанных на них моделей (для чего формируются соответствующие технологии сжатия информации);
— способы и методы решения абстрактных задач в рамках введенных терминов, понятий и моделей (собственно, это и называется теоретическим аппаратом любой дисциплины);
— наконец, способ проведения апробации и тестирования выводов (то есть, собственно технологии экспериментальной деятельности в рамках научной дисциплины).
В рамках теории введено понятие абстрактных информационных автоматов, позволяющих описать процессы управления в абстрактных иерархических системах (не в смысле заумных, а в том смысле, что безотносительно к природе системы). Для этого предложен способ описания иерархических систем, который обобщает известные, используемые в самых разных научных дисциплинах. При этом используются идеи теории самоорганизации открытых неравновесных систем И. Пригожина, синергетики Г. Хакена, ряда других ученых, а также результаты собственных научных исследований автора.
Благодаря разработке концепции абстрактного информационного автомата был сформирован базис для унифицированного описания информационных процессов, протекающих в некой иерархической системе. Подобные автоматы способны работать с восьмью различными типами базисных компонент информации, оригинальная классификация которых была предложена А.А. Шияном.
В соответствии с введенной классификацией типов информации, все компоненты информационного потока могут быть описаны иерархической классификацией, на верхнем уровне представленной совокупностью двух взаимодополняющих (дихотомических) классов информационных компонент. Компоненты одного класса выражают обобщенные данные, характеризующие (идентифицирующие) некоторую сущность как нечто, относящееся к классу подобных сущностей. Компоненты другого класса выражают конкретизирующие (детализирующие) данные, которые отличают данную сущность от других подобных ей. Это соответствует классической дихотомии общее-частное.
На втором уровне классификации каждый класс вновь разделяется на дихотомические классы. В пределах класса обобщенных компонент информации также выделяются два класса. К первому относятся компоненты, которые характеризуют структуру класса, к которому относится упомянутая сущность (вернее, его топологические свойства) и ее место в структуре этого класса как целого. Ко второму — компоненты, которые характеризуют разделяющую поверхность (мембрану) между разными классами эквивалентности, к которым может быть причислена некая сущность и положение этой сущности относительно границы (внутри или вне некой системы). Класс детализирующих компонент информации также подвергается разбиению на два класса. Первый класс выражает конкретные характеристики данной сущности в изоляции от прочих, то есть, ее собственные свойства вне взаимодействия с прочими сущностями. Второй класс выражает взаимоотношения между конкретным экземпляром данной сущности и другими сущностями того же уровня иерархии.
Далее следует третий слой «пирога». Каждый из классов второго уровня классификации, в свою очередь, разбивается еще на два. Деление осуществляется по признаку стабильности во времени свойств некоторой сущности, которые могут быть выражены данной компонентой информации. Соответственно на третьем уровне каждый из подклассов либо выражает инвариантные свойства, остающиеся тождественными сами себе во временной развертке (выражающие «состояния»), и переменные свойства, изменение которых во времени, как правило, спровоцировано внешними причинами («процессы»).
Существует достаточное число экспериментально установленных фактов, свидетельствующих в пользу выводов автора. Такие свидетельства были получены как в ходе его собственной экспериментальной работы, так и другими учеными. Современная наука дает большое количество конкретных примеров и подтверждений, закрепленных на разных уровнях описания — от общей теории систем и до описания реальных объектов, таких как природные и социальные системы.
Например, в рамках СТ получено первое теоретическое доказательство известной в инженерной психологии эмпирической закономерности, указывающей, что по истечении 20 часов после восприятия лишь 25 % информации сохраняется в памяти индивида. Поскольку каждый индивид реализует один из типов 2АИА, то, манипулируя только двумя (из восьми возможных) компонентами информации, он в состоянии прочно усвоить только 25 % информации. Поэтому по истечении некоторого времени (времени обработки данных и помещения его в долговременную память), от каждого достаточно сложного фрагмента информации останется в его памяти около 25 процентов данных, характеризующих этот фрагмент информации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы"
Книги похожие на "Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Курносов - Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы"
Отзывы читателей о книге "Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы", комментарии и мнения людей о произведении.