» » » » Ростислав Кинжалов - Шесть дней Древнего мира


Авторские права

Ростислав Кинжалов - Шесть дней Древнего мира

Здесь можно скачать бесплатно "Ростислав Кинжалов - Шесть дней Древнего мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Лениздат, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ростислав Кинжалов - Шесть дней Древнего мира
Рейтинг:
Название:
Шесть дней Древнего мира
Издательство:
Лениздат
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шесть дней Древнего мира"

Описание и краткое содержание "Шесть дней Древнего мира" читать бесплатно онлайн.



Книга доктора исторических наук Р. В. Кинжалова рассказывает, как протекала жизнь человечества в нескольких городах — центрах крупных цивилизаций — в определенный исторический период. Три из них находятся в Старом, а три — в Новом Свете. Читатель сможет присутствовать и при постройке одного из семи чудес света — пирамиды египетского фараона Хеопса, и при священной игре с быками древних критян, и при разгрузке торгового корабля в александрийской гавани. С семидесятиметровой высоты храмовой пирамиды он будет наблюдать культурную жизнь индейцев Тикаля, затерянного в гватемальских джунглях, станет свидетелем таинственных обрядов исчезнувшего народа мочика и участником беседы-состязания ацтекских поэтов.






Осторожно проскользнем внутрь святилища доброго бога. Там, как и во всех других ацтекских храмах, полутемно. В глубине у стены, противоположной входу, высится величественная каменная статуя Кецалькоатля; он изображен в виде человека, но с большой маской-клювом, прикрывающей рот. Перед скульптурой стоят две жаровни с пылающими угольями; от благовоний, насыпанных на них, струится ароматный дым. Здесь же горкой, насыпаны приношения верующих: нефритовые и золотые украшения, початки кукурузы, перья кецаля, сосудики с ароматной смолой копалового дерева и многое другое. Все это потом будет убрано в кладовые храма.

В левом углу помещения два пожилых жреца, стоящие на коленях, тихо спорят друг с другом. Прислушаемся к их словам: темой ведущейся дискуссии является порядок и продолжительность мировых эпох.

Ацтекские мудрецы считали, что вселенная пережила несколько эпох, или эр, в каждой из них солнцем становился определенный бог или богиня. Но число этих эпох и их последовательность были разными в различных жреческих школах. Если в Теночтитлане считали, что прошло четыре эры и современное человечество живет в пятой, то в Чолуле жрецы насчитывали уже восемь завершившихся эпох мироздания.

Вот и сейчас наши жрецы ведут спор на эту очень важную для них тему. В числе завершившихся эр они согласны; их волнует другое: какой бог станет творцом-устроителем мира в будущей шестой эпохе, когда текущая завершится сокрушительным землетрясением. Один утверждает, что им будет бог звездного неба, ночи и молодых воинов Тескатлипока, другой уверен, что благодетельный Кецалькоатль. И не случайно, когда Кортес через несколько лет высадился со своим войском на атлантическое побережье Мексики, ацтекский правитель послал ему на выбор парадные одежды и Тескатлипоки и Кецалькоатля. Испанского предводителя первоначально народы Мексики считали божеством, и это сыграло определенную роковую роль в завоевании, но ацтекам важно было уточнить: каким именно?

Оставим жрецов продолжать их бесплодный диспут, выйдем из храма Кецалькоатля и двинемся дальше. Мы проходим мимо здания для игры в мяч, состоящего из двух длинных, параллельно стоящих сооружений в виде стен необычной толщины, верх их составляют площадки, где может уместиться много людей. На них и размещаются зрители. Между этими стенами находится игровая площадка. Правила игры не допускают, чтобы к мячу прикасались руками или ступнями, поэтому игроки действуют в основном локтями и голенями. Цель игры — прогнать тяжелый, из литого каучука мяч через массивное каменное кольцо, укрепленное вертикально в одной из стен.

Пройдя около сотни шагов, мы натыкаемся на необычайное сооружение. На низкой пирамидальной базе покоится огромный плоский камень, верхняя часть которого украшена сложным рельефом. Поднимемся по девяти ступенькам пьедестала и всмотримся внимательно в изображение на камне. В центре — человеческое лицо с высунутым языком, далее по четырем сторонам камня — квадратные знаки с ликами божеств. По окружности идет сложный орнамент из бусин, звезд и солнечных лучей. Все это — символическое изображение истории вселенной: лицо в центре — бог солнца Тонатиу, олицетворитель текущей космической эпохи, четыре знака напоминают о божествах — владыках прошлых эр: Тескатлипоке, Кецалькоатле, Тлалоке и Чальчиуитликуэ.

Камень Солнца. Рельеф

Теперь этот рельеф стал своеобразным символом Мексики; его бесчисленные изображения можно увидеть на медалях, марках, открытках, керамике, изделиях из серебра, тисненой кожи и на других материалах. Его не совсем правильно называют Ацтекским календарем, Камнем Солнца и т. п. В действительности же этот камень, вернее, каменная плита служила темалакатлем — местом для «совершения особого вида жертвоприношения. Захваченный в плен вражеский воин привязывался веревкой к центру камня, другой конец ее был прикреплен к его поясу, так что он мог передвигаться по поверхности рельефа. В качестве оружия ему давали длинную палку, украшенную свежими цветами. Против пленника выступали пары «воинов-орлов» и «воинов-ягуаров». Это были прославленные в сражениях опытные бойцы в полном вооружении: деревянные мечи, усаженные обсидиановыми пластинами, кремневые кинжалы, палицы, щиты. Конечно, исход такой схватки был предопределении обычно жертвоприношение свершалось быстро. Известен, однако, случай, когда вождь из Тлашкалы (соседнего с. ацтекским города-государства) Тлауиколь так долго и искусно оборонялся на темалакатле от своих противников, что восхищенные мексиканцы даровали ему жизнь. Более того, они доверили ему командование большим военным отрядом, направленным против северных соседей — тарасков Мичоакана. Тлауиколь успешно провел эту трудную кампанию, но, вернувшись в Теночтитлан, досыпанный почестями, он потребовал смерти на жертвенном камне у главного храма Уицилопочтли и получил ее.

Эта каменная плита — один из шедевров ацтекского скульптурного искусства — была доставлена сюда из Койокана с помощью веревок и стволов деревьев, служивших катками. Произошло это в правление ацтекского владыки Ашайякатля (1469–1481), в транспортировке монумента участвовало около пятидесяти тысяч человек. Скульпторы высекали рельеф уже после установки его на базе.

Коатликуэ. Статуя

Многое еще можно рассматривать в храмовом комплексе. Храмы теснятся друг подле друга. Вот помещение, где находится куаушикалли — огромный ритуальный сосуд в виде лежащего ягуара, в него складывали сердца принесенных в жертву. Здесь же верховный правитель и жрецы постились в определенные ритуалом дни и приносили божеству свою кровь, пронзая острыми колючками агавы ноги и руки. Кровь, струившаяся из ран, собиралась на бумажные листы, которые помещались перед статуей божества.

За этим зданием высятся храм Тескатлипоки, многообразного божества ночи, войны и молодости, видящего в своем магическом зеркале все, что свершается в мире; святилище древней богини-матери Сиуакоатль и бога солнца Тонатиу; Коакалько — Дом змеи, где помещались божества завоеванных ацтеками городов (после подчинения мешика забирали их с собой, чтобы они служили победителям). Пантеон ацтеков был очень многочисленным. Всюду размещены огромные скульптуры из базальта: монумент правителя Тисока, двухметровая статуя божественной девы Коатликуэ, матери Уицилопочтли, и другие.

Можно было бы провести остаток дня, рассматривая эти великолепные произведения ацтекской монументальной пластики, но нас давно уже манит к себе громада теокалли (дома богов) — главного храма Теночтитлана. Уделим, наконец, внимание этому архитектурному чуду.

Массивная пирамида из пяти ступенчатых уступов поставлена на прямоугольном основании, имеющем длину сто метров (с севера на юг) и ширину восемьдесят метров (с востока на запад). В тело пирамиды среди камней и цемента было помещено при строительстве множество драгоценных камней и золотых изделий — строительная жертва, распространенная у многих народов мира. Очень широкая двойная лестница расположена на западной стороне; по обоим краям ее тянутся балюстрады в виде извивающихся змей, огромные головы их лежат на земле, обрамляя вход на лестницу. Здесь же и монолит, изображающий голову ацтекской богини луны — Койольшауки. Поднимемся по 114 крутым ступеням наверх и осмотрим святилища, а затем полюбуемся видом на город, отсюда он виден, как на ладони.

На верхней платформе стоят бок о бок два величественных храма, один из них посвящен древнему богу дождя и растительности Тлалоку, а второй — Уицилопочтли. Святилище Тлалока, расположенное у северного края, расписано в белый и голубой цвета; стены храма Уицилопочтли на южном краю платформы покрыты белыми узорами на красном фоне и декорированы скульптурными черепами. Высокие кровли с каменной стеной посередине также украшены рельефными изображениями: у Тлалока — морские раковины, являющиеся символом воды, у Уицилопочтли — бабочки, символизирующие огонь и солнце. Наверху лестницы, на платформе, стоят каменные мужские статуи; в их руках по праздникам помещали древки знамен, изготовлявшихся из многоцветных перьев тропических птиц.

Каждое из святилищ имеет широкие входы, один с востока, другой с западной стороны. Перед входами размещены большие продолговатые, слегка выпуклые камни. Это жертвенники, на которых жрецы совершают свои ужасные обряды человеческого жертвоприношения.

Не следует удивляться, что мы так часто упоминаем об этом мрачном религиозном ритуале. Человеческие жертвы существовали во всех древних религиях. По мнению же ацтеков (как и многих других народов Древней Мексики), существование таких жертв было жизненной необходимостью: человеческая кровь питает солнце, без нее оно прекратило бы свое движение по небу, и вселенная тотчас бы погибла. Ацтеки делали все, чтобы предотвратить преждевременную гибель мира.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шесть дней Древнего мира"

Книги похожие на "Шесть дней Древнего мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ростислав Кинжалов

Ростислав Кинжалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ростислав Кинжалов - Шесть дней Древнего мира"

Отзывы читателей о книге "Шесть дней Древнего мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.