» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год" читать бесплатно онлайн.








Памир, ледник Федченко

Александр Пиров, гляциолог

«Дарю секреты масхарабозов»

«С 1920 г. по 16 марта 1959 г. я, Рымбай-масхарабоз, изучал искусство своего брата Бабаджана, и мы вместе играли нижеследующие игры... Им я научил Кенгешбая».

Отрывки из рукописной книги в двести страниц четкого убористого текста на узбекском языке с включением арабской вязи мне переводит Шавкат Бабаниязов, заведующий клубом в селе Клычбай Амударьинского района Каракалпакии; село это — центральная усадьба совхоза имени М. Горького. Хотя Шавкат живет здесь всю жизнь и знает всех и вся, книгу эту он держит в руках впервые... А между тем это настоящая энциклопедия искусства знаменитых хорезмских масхарабозов — уличных комедиантов, музыкантов, танцоров, акробатов и потешников вроде русских скоморохов, без которых еще в начале века не обходился ни один праздник, той или свадьба. «Масхара» — по-арабски «насмешка, шутка, маска», и слово «маскарад» — от того же корня. Территория Хорезмского оазиса включала прежде, помимо современной Хорезмской области с центром в Ургенче, ныне туркменские Ташауз и Куня-Ургенч, а также каракалпакские земли по берегам Амударьи, и везде от Хивы до Арала представления масхарабозов были любимым народным зрелищем.

Село Клычбай, как и Хива, Ташауз, Мангит, Кунград, издавна было родиной масхарабозов. Известнейший актер Хорезма носил имя Клычбай. Признанным мастером своего дела был и Бабаджан Нурманов, учитель Рымбая, или Рахимбая Курбаниязова — автора рукописи.

О существовании этой необыкновенной рукописи я узнал от сына Бабаджана Нурманова и ученика Рымбая — Кенгешбая Бабаджанова, пятидесятилетнего сторожа совхозного кирпичного завода. Мы познакомились с ним в клубе, куда он пришел, держа в руках чемоданчик с нехитрым скарбом масхарабоза — халат-чапан, маски и несколько узелков с реквизитом для пьес, или игр, как их называют сами актеры. Но узнал я сначала не об этой толстой книге, а только о тетради, куда Рахимбай Курбаниязов с присущей ему педантичностью и скрупулезностью заносил все события, имена и даты, касающиеся любимого ремесла. Кенгеш пообещал мне показать эту тетрадь.

В тот момент, когда он появился в клубе вместе со своим напарником-масхарабозом Рахимом Сайтимовым, электромонтером хлопкозаготовительного пункта, беседы у нас не получилось, так как надо было ехать вместе с бригадой художественной самодеятельности в одно из отделений совхоза, к хлопкоробам.

Подняв тучи пыли, автобус медленно пробирался, переезжая арыки, по межевым дорожкам среди прямоугольников полей, пока не уткнулся в поросший цветущим саксаулом высокий земляной вал.

С этого вала открывались белеющие до горизонта неубранные поля, и в этих просторах совершенно терялись три-четыре десятка людей — бригада, в которую мы приехали. Дехкане быстро двигались по полю, ловкими отлаженными движениями набивая ватными комочками подвязанные к поясам пухлые мешки. Здесь, в Южном Приаралье, самая северная в мире зона возделывания хлопка. Вызревает он на две недели позже, чем в более южных районах, уже глубокой осенью, и требуется предельное напряжение сил, чтобы собрать его до снега. Страда длится порой до нового года. Чтобы как-то скрасить тяжелый монотонный труд хлопкоробов, и ездят по бригадам артисты из своих же сельчан.

Кенгеш Бабаджанов — лучший из масхарабозов: шестнадцать лет обучал его искусству комедиантов прославленный Рымбай.

Плотный, невысокий, неразговорчивый, с неспешными движениями и малоподвижным лицом, Кенгеш менее всего походит на актера. Не признал бы я скомороха и в его напарнике Рахиме. Чудо преображения произошло в тот миг, когда оба, неторопливо надев полосатые чапаны и самодельные маски, вышли на сцену, а попросту на утоптанную межу, и хлопкоробы уселись полукругом на свои мешки, как на подушки, в ожидании представления. Куда подевались размеренность и неторопливость! Под аккомпанемент сурная и дойры — инструментов, близких по звучанию гобою и бубну, масхарабозы пустились в пляс, выделывая самые немыслимые коленца. Музыканты — постоянные партнеры масхарабозов, хотя масхара — это прежде всего пантомима, пародия, имитация.

В репертуаре узбекского фольклорного театра немало канонических сюжетов, но разыгрываются они всякий раз экспромтом, с новыми выдумками и проказами. Вот и теперь Кенгеш с товарищем вошли во вкус, сменяют одна другую сценки выяснения отношений мужа со сварливой женой, ограбление купца разбойником, и все в них понятно без слов: телодвижения, жесты и гримасы актеров столь выразительны и смешны, что зрители хохочут, весело подражая лицедеям и забыв про усталость.

В заключение Кенгеш показал свою коронную пантомиму: «Табиб», то есть «Лекарь». Его напарник лег на спину, а сам табиб, склонившись над «больным», вставил ему в рот белую бумажную трубочку, из которой начал вытягивать длинную, в несколько метров, нескончаемую бумажную кишку. Все действо сопровождалось мимикой: бессмысленное равнодушие вначале, затем озадаченное любопытство и наконец придурковатое ликование. Нетрудно догадаться, чем кончится такого рода «лечение», и зрители от души смеются над незадачливым «больным», попавшимся на удочку шарлатана.

И вновь танцы под ритмичную музыку дойры и сурная, вновь невообразимые гримасы с закатыванием глаз и смех зрителей, которые дружными аплодисментами провожают любимцев.

Кенгешу нужно было ехать сторожить кирпич, и мы условились встретиться с ним после работы. Впереди был долгий день, и я успел еще побывать в другом отделении совхоза, отстоящем за пятнадцать километров от центральной усадьбы, где познакомился с масхарабозом Шамурадом Раджабовым, славившимся в прошлом как своей игрой, так и акробатическими номерами. Увы, астма лишила Шамурада возможности выступать, и теперь фамильное ремесло в руках двух его сыновей-школьников — старшего Низаматдина и младшего Шарафатдина. Ребята и показали мне, опять же в поле у хлобкоробов, весь свой репертуар, включающий старинный хорезмский танец «биляме», игровые сценки и сальто.

Вечером, как было договорено, я пришел к Кенгешу домой, и он протянул мне обещанную тетрадь. С помощью Шавката переношу записи умершего в 1975 году Рахимбая в свой блокнот. Прежде всего сведения об отце Кенгеша — Бабаджане Нурманове. Родился он в семье бедного дехканина в ауле Ходжакола весной 1898 года. Восьми лет пошел в школу, но мулла учил его всего два года — десяти лет мальчика взял в ученики дядя, масхарабоз Атаджан Курбаниязов, сам шестнадцатилетний юноша. В 1918 году молодой учитель неожиданно умер после одного из представлений. Бабаджан остался один. Сражался с басмачами в отряде Амаджана Ибрагимова, а когда вернулся в Клычбай, взял в ученики Рахимбая Курбаниязова — сына своего покойного учителя и будущего летописца масхарабозов. С осени 1921 года они выступали уже вместе.

«...В 1940 году, в октябре, в Мангите открылся народный театр, выступали в нем до апреля 1941 года. В войну Бабаджан работал в колхозе в Клычбае, затем был в рабочем батальоне до мая 1943 года и снова в колхозе. С этого времени мы выступали с ним везде до 16 марта 1959 года, когда он умер шестидесяти лет».

В тетрадь Рахимбая занесены имена всех масхарабозов и музыкантов, встретившихся ему за годы скитаний — сорок один человек. Но собственно масхарабозов среди них единицы... В основном — палваны (борцы), дарвазчи (канатоходцы), музыканты. Из чего нетрудно сделать вывод, что ремесло масхарабозов было уже в то время весьма редким.

История этого среднеазиатского театрального жанра — масхарабоз-ойуну — уходит в глубокую древность, соприкасаясь истоками с искусством народных сказителей и рассказчиков. В прошлом веке этот народный театр был широко распространен как в Хорезме, так и в Бухаре и включал в себя самые разные зрелищные формы. Тут были и сатирические куплеты вроде частушек, и сценические рассказы, и маленькие сценки, исполнявшиеся одним-двумя актерами, и пантомимы — все это, как правило, предназначалось для семейных торжеств. Были и целые двух-трехчасовые представления — «Хатарли уйин» — на городских площадях во время народных праздников; программа этих представлений состояла из сюжетных игр с музыкальным сопровождением и выступлений масхарабозов, акробатов, фокусников, канатоходцев.

Профессия масхаробоза сугубо демократична: он был всегда на стороне простого народа, даже если ему приходилось выступать перед ханами и вельможами. Мишенью его смеха был жестокий и глупый бай, жадный купец, похотливый мулла. Сатирический цикл назывался «танкид» и пользовался особой любовью зрителей. Масхарабозы за годы учебы овладели искусством слова, лицедейства, игрой на разных музыкальных инструментах, пением, танцами, акробатикой, поэтому в их выступлениях нередко сливались драматический и музыкальный театр, цирк и пантомима. Всем этим в совершенстве владели и автор записей, Рымбай-масхарабоз, и Кенгеш Бабаджанов, сидевший теперь передо мной на подушке и угощавший меня чаем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №08 за 1989 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.