» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год" читать бесплатно онлайн.








Как бы то ни было, популярность украинского вертепа и схожей с ним белорусской батлейки была такой, что белорусский фольклорист прошлого века П. Бессонов писал: «Не было на Белой Руси порядочного околотка, на который не приходилось бы хоть по одному... ящику, наследованному исстари, ...где хоть раз в Коляду не было отправлено... представление в том или ином виде».

Итак, излюбленным сюжетом народной драмы стали трагические события, происходившие, согласно христианской мифологии, в римской провинции Иудее. Узнав от волхвов о том, что в Вифлееме родился истинный царь иудейский — Иисус Христос, мнительный и жестокий правитель Ирод решил избавиться от божественного соперника. Но, не зная, в каком доме родился сын божий, «...послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». И был «глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий...» Иосиф же с женой Марией и младенцем бежали в Египет и вернулись в Иудею лишь после смерти Ирода.

Такова библейская канва драмы, народная же драматургия живет по совершенно иным законам, нежели христианское или любое иное вероучение: она просто не может дозволить свершиться такому злодейству, как избиение младенцев! Добродетель неминуемо торжествует, порок всегда бывает наказан, и тираноборческая драма оборачивается веселым фарсом. Понятно, что весьма далекая от канона народная трактовка библейских событий, а пуще того, едкие сатирические сценки, ей сопутствовавшие, вызывали у духовенства раздражение, а порой и настоящий гнев: выпускались даже грозные указы о запрете вертепа, подобно тем, что в XVII веке издавались при царе Алексее Михайловиче против скоморохов.

Увы, любимая народом новогодняя потеха, устоявшая перед церковными гонениями, не смогла выдержать противоборства с воинствующими атеистами, крушившими веру вместе с храмами, иконами и многовековой культурой. Вот почему уцелевшие в нескольких музеях страны вертепы и батлейки можно сосчитать по пальцам. И вот почему так хотелось мне найти хотя бы один не музейный, а действующий кукольный театр — ведь время от времени доносились до театроведов слухи, будто где-то на Западной Украине видели еще живого кукольника.

Не странно ли искать в наши дни то, чье время бытования — XVII— XIX века, как сказано в последнем издании Советского энциклопедического словаря? Но не раз уже я убеждался в удивительной стойкости народных традиций. Взять, к примеру, обычай печь на рождество обрядовое печенье: всем знатокам известно, что сохранился он только кое-где на севере, в Архангельской области, а в Центральной России его давно нет и быть не может. И что же? Приезжаю в одну из тверских деревень, славящуюся своим хором, и вижу — лепят под рождество «козуль» и «коровушек», каких ныне уже ни в одном музее не увидишь!

Словом, оптимизм мой был и на этот раз вознагражден. В львовском отделении Союза театральных деятелей, что буквально через дорогу от Музея истории, этнографии и художественных ремесел, указали мне на Украинский драматический театр имени М. Заньковецкой — будто бы кто-то из актеров видел вертеп. А дальше все оказалось проще простого. Нашел я живущего в театральном общежитии актера Евгения Федорченко. Родом он из села Нижанковичи Старосамборского района, и в этом-то селе, по его словам, живет кукольник. Сам Евгений поехать со мной не мог, так как с утра до вечера был занят в детских спектаклях — шли школьные каникулы. Но дал мне телефон своих родителей в Нижанковичах и сказал, что те непременно помогут. Вскоре я уже знал, кого мне искать — художника-самоучку Владимира Ивановича Шагалу, неутомимого собирателя народных песен, традиций, обычаев и обрядов и, очевидно, последнего народного кукольника Украины.

Небольшого роста, живой и общительный, с быстрой речью, Шагала был рад нашей встрече, казалось, ничуть не меньше, чем я сам: для истинного краеведа нет большего удовольствия, чем поделиться своими богатствами.

Видя, как не терпится мне поскорее взглянуть на «ящик, наследованный исстари», Владимир Иванович отправился вместе с женой Ниной Павловной в сарай, где весь год хранится у него вертеп, извлекаемый лишь на святки. И вскоре они внесли его за ручки в хату. Ну, конечно, это был самый настоящий вертеп, отлично знакомый мне по многим описаниям, рисункам и фотографиям! Сколоченный из деревянных реек и обклеенный цветной бумагой домик на ножках со сценой и занавесом. По прорезям сцены двигались «ляльки», как тут называют кукол, ведомые за проволочные стержни руками кукольника, скрытого от зрителей задней стенкой сооружения.

Вертепные домики делали прежде, как правило, двух-, а то и трехэтажными, что как бы отражало ярусное деление мира на подземный, земной и небесный. Соответственно в верхнем этаже, или на «балкончике», игралась мистериальная часть представления, а в нижнем — светская: комическая или сатирическая. Вертеп, построенный Шагалой, выглядит именно так, трехэтажным зданием. Однако представление в нем идет только на первом этаже, второй лишь нарисован: по словам кукольника, именно такой тип вертепа был традиционно принят в этих местах.

Вертеп Шагалы был очень красив и архитектурно выразителен, а когда Владимир Иванович притушил в комнате свет и зажег скрытые внутри ящика лампы, он засветился, как волшебный фонарь. Сразу заиграл задник сцены, изображающий древнюю Иудею, но чисто по-народному расписанный под украинский пейзаж.

Спектакль, однако, пока еще не мог состояться, так как дерево от влаги разбухло и проволочные стержни застревали в прорезях. Владимир Иванович придвинул вертеп поближе к печи, чтобы тот побыстрее просох, а передо мной положил несколько больших, аккуратно переплетенных альбомов с названиями: «Народные приметы», «Народная архитектура», «Народный театр». Здесь были собраны его зарисовки, наблюдения — результаты многолетнего краеведческого поиска. В разделе, посвященном вертепу, я нашел рисунки виденных им когда-то в окрестных селах представлений, кукол и самого кукольного театра.

Вертепом в этих краях, по словам Шагалы, именовалось только кукольное представление. А хождение по домам колядников с «Иродом», которое в других районах также считается вертепом, здесь называли «пастеркой» — в честь пастырей, то есть пастушков, персонажей драмы. В альбомах Владимира Ивановича самым подробным образом описан не только реквизит участников представления, но и способы его изготовления. Одно только описание изготовления вифлеемской звезды занимает более двух страниц текста: «Брали негодное драное решето, луб кололи на обручки, скрепляли кругом нитками, гвоздиками. Два обруча соединяли планками. С задней стороны звезды прикрепляли планочки...»

— Свой вертеп я сделал лет пятнадцать назад, когда понял, что во всей округе кукольников больше не осталось,— рассказывает Владимир Иванович.— Сделал точно таким, какие, видел, носили по хатам. Первые годы ходил с ним по селу на святки, а теперь уже сил не стало. Играю у себя дома, соседи ко мне приходят. За день до семи «сеансов» случается давать — это только для взрослых. А еще и детям — для них у меня особые представления придуманы: про Курочку Рябу, про Кота в сапогах, Красную Шапочку. Да вы сами завтра увидите.

Представление состоялось раньше, чем обещал кукольник. К вечеру вертеп окончательно подсох, куклы уже не застревали. Владимир Иванович снова притушил свет, отодвинул вертеп от стены, чтобы было где разместиться самому, приник глазом к окошечку в фанерной стенке, и руки его невидимо для зрителей вывели на сцену первый персонаж. Звенит колокольчик, поднимается занавес, и крылатый ангел, кланяясь публике, обращается к ней со словами: «Мы пришли до вашей хаты, чтобы все вам рассказаты про чудесную новину, про небесную дытыну...»

Были в этой народной сказке и зловещая фигура Ирода, и мудрый пророк с книгой в руках, были воины и была Смерть с косой, которая снесла голову злодею, повисшую на красных нитях. Фигуры двигались, жестикулировали, менялись местами, рогатый Черт толкал Ирода вилами в пекло. Текст проговаривался ровно, без особых аффектаций, но «голоса» героев при этом были легко узнаваемы: за счет повышения или понижения тона. Такая манера по неписаным театральным законам означает некую каноничность текста, его независимость от чтеца: малейшая импровизация непременно выдала бы себя.

Едва успел Ирод провалиться под сцену, как раздался стук в дверь — соседи прослышали про готовящееся представление. Красивая сказка начинается с начала. А я тем временем получаю возможность понаблюдать за работой кукольника «за сценой». Удобно устроившись на низенькой скамеечке, Владимир Иванович левой рукой через круглое отверстие отправляет наверх ангела, держа его за проволочный стержень, и продвигает по прорези на середину, а правой рукой, дергая за нити, заставляет его взмахивать крылами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1988 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.