» » » » Андрей Потрашков - Древний Рим


Авторские права

Андрей Потрашков - Древний Рим

Здесь можно купить и скачать "Андрей Потрашков - Древний Рим" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Потрашков - Древний Рим
Рейтинг:
Название:
Древний Рим
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
978-966-03-4417-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Рим"

Описание и краткое содержание "Древний Рим" читать бесплатно онлайн.



Когда говорят о загадках Древнего мира, сразу вспоминают тайны возведения пирамид в Египте или Великой стены в Китае, Атлантиду или Стоунхендж. Считается, что Древний Рим, со всеми его грандиозными сооружениями, завоеваниями и великими людьми, лишен ореола таинственности, поскольку древние римляне оставили массу археологических и письменных памятников, на основании которых современные ученые воссоздали убедительную картину жизни его обитателей. И тем не менее, даже в таком изученном, казалось бы, вопросе, как история Древнего Рима, есть много неожиданных страниц и спорных моментов, разобраться в которых предлагает эта книга.






Огромное внимание уделяли этруски странствию души в загробном мире. В этом отношении их культура напоминает цивилизации Древнего Востока (что опять-таки подтверждает версию восточного происхождения этрусков). На росписях в склепах – душа, в виде маленькой человеческой фигурки, едет на фантастическом животном, сочетающем черты лошади и леопарда. Крылатая богиня Ванф ведет животное, держа его под уздцы. Она олицетворяет благожелательное отношение к усопшим, в то время как демон смерти Хару с большим деревянным молотом представлял грозные силы подземного мира. Еще более страшен Тухулка, с птичьей головой и змеями, символизирующий, как уже говорилось, мучения души после смерти. Хищные звери также близки этой теме. Терзания травоядного животного хищником – такие сюжеты широко распространены в искусстве Древнего Востока.

В Этрурии был очень развит культ предков, что стало источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами. Таким образом, вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей – этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению.

Говоря об этрусках, нельзя несколько строк не посвятить их вооружению, военному искусству и организации. Ведь война в те времена являлась неотъемлемой частью жизни общества. Историки древности единодушно отмечали скромность, простоту и мужественность этрусских мужчин, но обвиняли их в жестокости и коварстве во время войн. Однако нельзя забывать, что подобная оценка давалась исконными врагами этрусков – римлянами, а значит – она предвзята. Находясь на более высокой ступени развития, чем римляне, этруски естественно имели и более совершенную военную организацию. Как считают ученые, она была во многом заимствована у врагов этрусков – греков. Так, вероятно, основной формой боевого построения этрусков была греческая фаланга – глубокое построение воинов в несколько рядов. То же происходило и в области вооружений. Более удобные и практичные греческие типы щитов, шлемов и доспехов вытеснили архаические – местные. Военная организация и вооружение этрусков является составной и неотъемлемой частью общей истории этрусского государства. Знание военного дела этрусков позволяет понять причины распространения их влияния в древней Италии.

В новейших этрускологических исследованиях вооружению этрусков, несмотря на обилие археологического материала, отводится незначительное место. В публикациях и отчетах об археологических раскопках и статьях, посвященных памятникам этрусского искусства, содержатся сведения об отдельных видах оружия, его датировке и технологии изготовления. Литература греков и римлян сохранила некоторые сведения об оружии этрусков, их военной организации, заимствовании римлянами некоторых видов вооружения и т. п. Наибольшее количество подобных свидетельств содержится у древних авторов: Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского и Диодора Сицилийского. Сведения античных авторов дополняют данные археологии. Вооружение этрусков, как, впрочем, и у других народов древности, подразделялось на оборонительное и наступательное.

Главным оборонительным оружием является щит. Мы не знаем его этрусского названия, так же как и названий других видов вооружения. Среди этрусских слов, поддающихся переводу, нет, к сожалению, таких, которые бы относились к военной терминологии.

Диодор сообщает, что римляне, имевшие четырехугольные щиты, переняли у этрусков круглые щиты, в результате чего этруски стали терпеть поражения. Появление щитов на Апеннинском полуострове относят к 1225–1125 годам до н. э., периоду бронзового века. Маленькие и неудобные щиты этой эпохи не имеют ничего общего с этрусскими. Ранние экземпляры этрусских круглых щитов восходят к VIII века до н. э. Щит представлял собой конический диск, украшенный восточным орнаментом, что говорит о малоазийском влиянии. Такие щиты были распространены в Средней Италии, городах: Пренесте, Цере, Тарквинии, Ветулония и др. Щиты изготовлялись из тонкой листовой бронзы с богатыми украшениями. Диаметр от 0,5 м до 1 м. Орнаменты на щитах очень схожи друг с другом. В центре обычно находится звездный узор, а остальная площадь разделена концентрическими кругами. Внутри круга наносился рельеф, который постоянно повторяется. Назначение подобных щитов не совсем ясно. Некоторые ученые полагают, что они предназначались не для военных целей, а являлись священными дарами или частью погребального инвентаря. Археологические данные, этрусская скульптура и живопись позволяют говорить и о другой форме круглого щита – выпуклой, сферической. Время появления такой формы щита неизвестно. Отдельные находки датируются VII–VI веками до н. э. Круглый щит из Бомарцо имеет диаметр 82 см, щит из могилы «Воина» (Вольсинии) – 125 см. Кроме верхнего покрытия (облицовки) из листовой бронзы толщиной 1,2 мм конструкция щита включает также деревянную прокладку, к которой сверху приклеивалась кожа. Прокладка изготовлялась из древесины тополя или других мягких пород. Об этом сообщают и древние авторы. Дерево, бронзовый лист и кожа крепились по краям с помощью гвоздей из бронзы. Во внутренней части щита также гвоздями крепилась бронзовая или кожаная ручка. Следует отметить, что круглые щиты подобной конструкции имеют греческое происхождение. Отдельные экземпляры найдены в Олимпии, Олинфе, Пергаме. Греческие писатели называют их «арголидскими» или «аргивскими», а в современной военно-исторической науке за ними закрепилось название «гоплон».

Голова этрусского воина защищалась шлемом. На территории Этрурии встречаются четыре типа шлемов. В период культуры Вилланова широкое распространение получили бронзовые шлемы с высоко поднятым гребнем, украшенные геометрическим орнаментом. Чаще всего такие шлемы находят в погребениях. Они, как правило, служили крышками оссуариев (сосудов для хранения пепла кремированных умерших). Такие шлемы были найдены в этрусских могилах Бизенцио, Капедимонте (около Болоньи), Тарквинии, Цере, Вей, Клузия и др. В начале VII века до н. э. в Северной Италии и Этрурии появляются бронзовые шлемы в виде шляпы. В качестве примера можно назвать два этрусских шлема, посвященных тираном Сиракуз Гиероном Зевсу в святилище Олимпии. Посвятительная надпись сообщает, что они взяты в качестве трофея в результате победы греков над этрусками в морском сражении при Кумах. С VIII века до н. э. в Этрурии появляется знаменитый коринфский шлем. Такие шлемы мы привыкли представлять на греческих героях из мифов. Ранний тип коринфского шлема был глухой и имел лишь прорезь для глаз. Со временем шлем приобретает новую, более удобную форму – появляется разрез для рта, задняя часть становится длинней, надежно прикрывая шею, верхняя часть шлема получает очертания слабо выраженного конуса и украшается богатым оперением. Шлемы этого типа, но без разреза для рта, великолепно иллюстрируют роспись чернофигурных ваз, найденных в некрополе Цере.

К защитным доспехам этрусского воина кроме щита и шлема относятся поножи и панцирь. Поножи, как правило, изготовлялись из бронзы, а их форма заимствована у греков. Сохранилось много скульптурных изображений, на которых, за редким исключением, наличие поножей в снаряжении воина обязательно, причем у этрусков они встречаются чаще, чем у греков.

Основным прикрытием воина-этруска являлся панцирь. Конструкция панциря была сложная и во многом напоминает броню греков-ахейцев времен Троянской войны. Доспехи состояли из нагрудного панциря, изготовлявшегося из кожи, льна, а позднее и бронзы. Такой панцирь представлял собой рубашку-безрукавку, которая прикрывала корпус воина чуть ниже пояса. Под панцирь надевался широкий металлический пояс, служивший дополнительной защитой живота, а также защитный передник из кожи или войлока, прикрывавший тело воина до колен. Для прочности передник покрывали металлическими пластинками. И наконец, надевался еще один бронзовый пояс, защищавший брюшную часть и паховую область тела воина. Верхние и нижние края поясов, найденных при раскопках, в середине, как правило, имеют утолщения. Передняя часть украшена геометрическим орнаментом: листьями, кругами, фигурками животных и др. Важнейшие места находок на территории Этрурии и Северной Италии: Популония, Тарквинии, Фалерии, Капена, Мантуя, Эсте, Болонья. Сходный экземпляр обнаружен на греческом острове Эвбея. Некоторые ученые, правда, полагают, что такие пояса составляли часть женского туалета. Однако с этим нельзя согласиться. Большинство могил, в которых найдены подобные пояса, содержат различное оружие: мечи, кинжалы, наконечники копий и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Рим"

Книги похожие на "Древний Рим" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Потрашков

Андрей Потрашков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Потрашков - Древний Рим"

Отзывы читателей о книге "Древний Рим", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.