» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год" читать бесплатно онлайн.








Огромный вклад в изучение фракийской культуры внесли болгарские ученые. Усилия основоположников национальной болгарской исторической науки были направлены на изучение рукотворных памятников фракийцев, оставшихся на земле Древней Болгарии. Мировое значение имеют труды академика Кацарова — крупнейшего специалиста по фракийской религии, академика Дейчева, создавшего монументальный труд о фракийском языке, и других исследователей. И своеобразным отчетом о проделанной болгарскими учеными работе явилась выставка фракийского искусства, приуроченная к конгрессу.

Об одной из загадок фракийской истории и о крупнейшем фракийском золотом кладе рассказывают член научного экспедиционного клуба студентов Софии и наш специальный корреспондент.

Когда-то одна из вершин Родопских гор носила название Залмисосс. И стоял на этой вершине один из крупнейших храмов Диониса.

Об этом храме с удивительным постоянством писали древнегреческие, а затем и древнеримские исследователи.

«Только эти из фракийцев, — писал Геродот в своей «Истории», — сохранили свою свободу, потому что живут в высоких горах... и отличает их храбрость. У них имеется оракул Диониса, который находится на. самой высокой горе...» В этом святилище, пишет далее историк, есть прорицательница, «которая дает ответь», как в Дельфах». Биографы Александра Македонского оставили сведения, что в 335 году до новой эры Александр во время своего похода против фракийского племени трибаллов, специально изменив маршрут похода, посетил некий храм во фракийских горах, чтобы услышать предсказание о судьбе своего похода... Светоний в «Жизнеописании цезарей» пишет, что император Октавий, будучи во Фракии (в 60—59 годах до новой эры), поднялся на некую священную гору, где и спрашивал оракула о своей судьбе. И во время ритуала жертвенное пламя поднялось ровно и высоко. «Знамение было подобно тому, какое получил сам Александр Великий, когда приносил жертвы на этот святой алтарь», — заканчивает Светоний.

Последнее античное свидетельство об этом храме датируется 410 годом новой эры.

С тех пор след храма теряется почти на полтора тысячелетия.

Сто лет назад, в 1870 году, болгарский краевед Стефан Захариев издал в Вене небольшую книжку, где, в частности, сказано: «К западу от наивысокой вершины Родоп, названной Гьозтепе, имеются развалины великолепного дворца... Двор украшен мозаичными фресками, а в само помещение ведут мраморные ступени... На стенах дворца выбиты непонятные надписи. Рядом с дворцом находятся исполинские саркофаги из белоснежных мраморных плит, которые тоже покрыты надписями». Сообщением краеведа заинтересовались исследователи. Один из крупнейших историков того времени д-р Иричек писал в своей «Истории Болгарии», что развалины на Гьозтепе, видимо, и есть развалины того храма Диониса, о котором упоминали крупнейшие летописцы античности. Говорят, что даже сам великий Эванс, человек, открывший минойскую цивилизацию на Крите, мечтал заняться «загадкой Залмисосса». Многие европейские ученые снаряжали в те времена разведочные экспедиции в поисках храма Диониса, но загадка оставалась загадкой.

И вот недавно отряд научного экспедиционного клуба высших учебных заведений Софии под руководством старшего научного сотрудника Ивана Венедикова вблизи родопского села Татул открыл руины большого храмового комплекса, вырубленного в скалах. Исследования скального храма только начались, но уже сейчас ясно, что перед исследователями один из интереснейших памятников далеких фракийских веков.

На Международном фракологическом конгрессе ученые разных стран смогли познакомиться с этим открытием — с описаниями и фотографиями циклопических ниш, выдолбленных в скалах, гробниц и саркофагов фракийских вождей, жертвенников, где три тысячи лет назад делали приношения неведомым нам богам.

Оптимисты считают, что открытое вблизи села Татул святилище можно отождествить с таинственным храмом Диониса. Время покажет, насколько оправданны их надежды. Пока что большинство исследователей считает, что это не тот храм, где узнавали свою судьбу Александр Македонский и император Октавий, а святилище одного из фракийских племен. Но все исследователи единодушны в одном — это открытие является той путеводной нитью, которая должна привести к загадочному храму на родопской вершине, который, как и Дельфийский, был славен во всем античном мире.

Стефан Христов

Они были как солнце...

сказал старший Дейков, Павел, пока я рассматривал двадцатидвухлетней давности фотографию. Три брата, напряженно вытянувшись перед объективом, прижимали к себе золотые ритоны, пока еще неизвестные миру. Они стояли, как чемпионы с призовыми кубками.

— Теплое было утро тогда. Хорошо работалось, — уточнил средний брат Петко.

— Глина была мягкая, — добавил младший брат Мишо.

8 декабря 1949 года братья Дейковы, жители горного болгарского города Панагюриште, вышли заготовлять глину для кирпичей.

— Мы всегда, всю жизнь работали вместе — задругой по-нашему, — сказал старший брат.

В девять часов утра лопата среднего брата Петко ударилась о что-то твердое.

— Нагнулся я, разгреб немного руками — вижу круг в земле. Мне показалось — медный. Я было подумал, что кто-то здесь из клуба трубу потерял. Разгреб еще — опять что-то желтое. Крикнул братьев, — уточнил Петко.

...Явственно представилось, как три очень сильных рабочих человека склонились над влажной землей, высвобождая из нее неслыханное сокровище — девять тяжелых из чистого листового золота античных сосудов.

— А я знал, что в наших местах лежит огромный клад. Старые люди говорили, — добавил Мишо.

Это уже, конечно, была легенда, которая просто опоздала родиться. На месте, где был найден клад, да и поблизости, как выяснилось позднее, никогда не было какого-либо древнего поселения. И нет здесь старинных развалин, которые могли бы дать приют ждущей своего часа легенде.

— Завернули мы их в пальто от лишнего глаза, а потом осмотрели землю, — вновь начал старший брат.

— В земле мы все понимаем. — уточнил средний брат.

— В ямку они были поставлены, а не просто брошены. Для них специально вырытую, — добавил Мишо.

Да, Панагюриштенский клад (под таким именем вошла находка Дейковых в историю) был зарыт специально, и все эти девять золотых сосудов — семь ритонов, чаш для вина, амфора и блюдо — представляли собой не случайный набор драгоценной посуды, но тщательно подобранный сервиз. Болгарский исследователь Иван Венедиков считает — и мнение его оспорить, по-видимому, невозможно, — что сокровище это царское. Об этом говорит все. И денежная стоимость — клад весит более шести килограммов. И драгоценное мастерство исполнения: чеканные рельефы, покрывающие сосуды, кажется, вобрали в себя всех любимых богов и героев античного мира.

...Улыбаясь, спокойно сидит в легком хитоне Афина, подняв одной рукой свой боевой шлем и опираясь другой на круглый узорчатый щит. Чуть поодаль стоит Афродита и восседает на троне Гера. Рядом — Парис. Кажется, что через мгновение протянет он золотое яблоко со словами: «Той, которая прекрасней всех».

Другой ритон посвящен подвигам Геракла и Тесея. Обнаженный юный Геракл побеждает керенитскую лань, а Тесей — силач с детским лицом — марафонского быка. На других сосудах можно увидеть Диониса в окружении неистовых вакханок, Артемиду и Аполлона с луками в руках, крылатую Нике с чуть склоненной печально головой. Три ритона выполнены в виде женских голов — судя по всему, это амазонки. А на массивной — более полутора килограммов весом — амфоре мастер рассказывает о неизвестном нам событии, случившемся когда-то у ступеней неведомого дворца... Двустворчатые, на кованых гвоздях, двери дворца с колоннами чуть приоткрылись — видны руки и голова испуганного старика. Он с ужасом смотрит на бегущих ко дворцу обнаженных воинов, размахивающих мечами. Воины жестоки и сильны, и, конечно же, нет спасения немощной старости даже за окованной дверью дворца...

— Завернули мы, значит, золото в пальто — и прямо в Совет. Нас кто увидит, спрашивает — что это вы так рано домой собрались? А мы не отвечаем. И еще спрашивают: а что это у вас в пальто завернуто? А мы отвечаем: приходите к витрине, там узнаете, — сказал старший Дейков.

— Витрина эта возле Совета. Там лучших людей портреты выставляют, — уточнил средний брат.

— Мы сразу решили — пока из Пловдива ученые не приедут, выставить все это на витрину, чтобы наши люди первыми изо всего мира полюбовались, а сами в охрану станем, — добавил Мишо.

Известие о находке Панагюриштенского клада буквально взбудоражило научную общественность. Открывалась новая страница древней истории Болгарии. Болгарская земля вообще щедра на сокровища древности. Фракийские украшения, золотые, серебряные, бронзовые сосуды, расписная керамика — все то, что было найдено случайно или во время планомерных раскопок фракийских курганов и вошло в сокровищницу мировой культуры, — свидетельствует о богатстве фракийской знати, о развитых ремеслах фракийцев, об их торговле со всем античным миром. Лучшие мастера украшали дворцы фракийских правителей. В то время, когда были изготовлены предметы Панагюриштенского клада (Иван Венедиков считает, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, что этот сервиз вышел из ювелирных мастерских города Лампсака на южном берегу Дарданелл примерно во второй половине IV века до новой эры — первой половине III), Фракия была вовлечена в орбиту крупных политических событий, сотрясавших античный мир. В 350 году до новой эры отец Александра Великого подчиняет фракийские земли Македонии. Спустя двадцать лет Фракия становится тем плацдармом, с которого Александр начал свой поход в Персию. После смерти Александра в 323 году до новой эры правителем Фракии становится сподвижник великого македонянина честолюбивый полководец Лисимах. Бесконечные военные действия Лисимаха, непрекращающиеся восстания фракийцев, стремившихся сбросить с себя чужеземное иго, истощали страну. И когда спустя два года после смерти Лисимаха, в 278 году до новой эры, во Фракию хлынули кельтские орды, организованного отпора фракийцы дать не смогли. Люди бежали в неприступные горы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №09 за 1973 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.