» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год" читать бесплатно онлайн.








Валерий Ивченко Лагич, Азербайджанская ССР

Вслед за тенью облака

 

К огда-то люди племени водабе жили на территории северной Нигерии. Потом покинули ее и переселились в Нигер на окраину Сахеля, негостеприимный край, окаймляющий Сахару.

Об этом мы можем узнать из реестров британских колониальных чиновников: их педантичные записи конца прошлого века учитывали население — для привлечения к отправлению трудовых повинностей. Сохранились и архивы мусульманских султанов северной Нигерии — там учитывали водабе как плательщиков дани. Водабе не хотели ни того, ни другого. Кроме того, их не интересовало, где проходят государственные границы (тогда между двумя колониями). Но эти два источника, и только они, подтверждают факт переселения. У племени водабе письменности нет, а все, что нужно для жизни, старейшины хранят в памяти и передают из уст в уста, из поколения в поколение.

Прежде всего нужно знать, что жили некогда два брата: Али и Дегериджо, а все племя водабе — их потомки. По линии Али и по линии Дегериджо — это две основные. У братьев было в общей сложности пятнадцать потомков мужского пола — потому племя прослеживает еще пятнадцать линий. И все водабе четко помнят, от кого происходят.

— Мы словно птицы в зарослях,— говорят водабе,— никогда не живем на одном месте, у нас нет постоянных дорог. Если чужак подойдет к нам слишком близко, мы перелетаем на другое дерево.

Водабе избегают контактов с иноплеменниками, даже само имя племени означает «запретные люди». Но поскольку не обойтись без проса, пальмового масла, соли — а выменять их можно только у оседлых людей,— они приходят на базары. Но и здесь стоянку свою разбивают подальше и являются только плотной группой, вооруженные и настороженные. Только пожилые мужчины и взрослые женщины.

Хоть и говорят водабе, что нет у них постоянных дорог, все же у каждого рода свои пастбища, свои тропы, и они далеко расходятся по беспредельным просторам нигерского Сахеля. В сухой сезон — с октября по май — водабе перегоняют стада, описывая концентрические круги вокруг родовых пастбищ. Мужчины едут на верблюдах, женщины — на ослах. На быков нагружены кровати, циновки, одежда, просо в гигантских сосудах из тыквы — калабашах.

Разбивая стоянку, женщины прежде всего разгружают вьючных животных и начинают строить сууду — ветровой заслон из сухих веток. Мужья тем временем стреноживают верблюдов и затем, усевшись на песке, ожидают, пока супруги натаскают топлива, разведут костер, принесут воды и сварят чай. Мужчины попивают чай, а женщины между тяжкими жерновами мелют просо, доят коров и начинают варить кашу. Прежде чем начать кормить детей, они обязательно их помоют — как бы ни было мало воды.

Самое тяжкое время для водабе — когда кончился сухой сезон, но дожди еще не начались. Травы выгорели, вода сохранилась лишь на дне самых глубоких колодцев, а от одного источника до другого — многие дни пути. Стоячий воздух тяжел и душен, а грозы и долгожданной влаги все нет и нет. Водабе кочуют следом за облаками, редкими на белесом от зноя небе.

Голодные коровы перестают давать молоко, и кочевники продают скот за бесценок на деревенских базарах, чтобы купить малость проса. И эти заботы лежат на женщинах. Жизнь их нелегка — но разве легче жизнь женщины в любом другом кочевом племени Сахеля?

Но есть и важное отличие: в племени водабе не парень сватается к девушке, а она сама выбирает будущего мужа. Поскольку женщин в племени больше, чем мужчин, а муж нужен всем, уважающий себя водабе старается прокормить несколько супруг. Но все дети именуют матерью только первую жену. И ее выбирают с младенчества для будущего мужа старейшины на празднике «ворсо».

...Когда проливается первый летний дождь, долгожданный и слабый, оживают люди, скот. И трава стре мительно появляется на безжизненных еще вчера просторах.

Роды водабе, рассеянные по Сахелю, начинают свой путь к северу — навстречу нарождающемуся поясу свежей травы. Все ближе сходятся они на тропах Сахеля, и, когда собралось все племя, приходит время праздника ворсо.

Женщины водабе убраны для праздника, по африканским меркам, скромно: ожерелья, кольца, серьги, совсем немного краски. Зато молодые люди разодеты в пестрые ткани, губы их начернены соком колючки, светлой краской подчеркнута линия носа. Разноцветные бусы, массивные серьги, а за поясами — кинжалы в красных кожаных ножнах.

Встав в круг, юноши танцуют, медленно перебирая ногами, хлопая в ладоши и подпрыгивая. Час длится танец женихов, два, три... Все это время девушки сидят под кустами в тени, оценивая танцоров. Наконец одна встает и подходит к избраннику. Внимательно смотрит ему в глаза, а он ни на мгновение не прекращает танца, потом хлопает его по плечу.

Выпало одно звено из цепи танца, круг вновь сомкнулся — чуть поуже.

Тем временем старейшины часами ведут сложные расчеты линий родства и, лишь придя к общему решению, обручают детей, едва вышедших из колыбели. Для такой высшей математики потребовалась бы ЭВМ, но, поскольку в обиход водабе она не вошла, старейшины пользуются разноцветными камушками и бусами, раскладывая их перед собой на песке в сложнейших сочетаниях. Главное — будущие муж с женой должны быть двоюродными братом и сестрой по одной линии.

Жениха с невестой пока даже и не показывают друг другу — все равно ничего не поймут, но родители их уже начинают первые переговоры. Потом, при следующих встречах, будущих новобрачных постепенно познакомят.

Вечером старейшины скрепляют брачные союзы — и вычисленные, и появившиеся во время танца. Разжигают костры, режут скот, жарят туши на вертелах. Раз в году едят водабе мясо, ведь праздник ворсо бывает раз в году. Всего три дня.

А потом водабе расходятся вновь по Сахелю. Но прежде чем расстаться на год, они выпивают традиционные три стакана чаю.

Первый — крепкий, как любовь. Второй — сладкий, как любовь. Третий — нежный, как дружба.

Ведь все водабе — родственники, потомки Али и Дегериджо. И друзья, хотя видятся они только раз в году.

Л. Ольгин По материалам иностранной печати.

Легенды трех городов

Н ет страны, где реальное историческое прошлое не переплеталось бы с курьезами, случаями, мягко говоря, малореальными. С приключениями, которых и быть-то в жизни не могло, и всем это понятно. Тем не менее все в них верят или хотя бы помнят с них. Без таких забавных историй жизнь, пожалуй, была бы скучнее. Португалия в этом смысле отнюдь не исключение. А потому в поездках по стране стараюсь записывать легенды сугубо местного значения, не всегда известные за пределами городка, поселка или даже деревеньки. Так и появились заметки о свинье, которая меняла свой цвет, о жареном петухе, который запел, о храбрых форкадаш...

Статуя в Мурсе

На севере мне приходилось проезжать мимо таблички, указывавшей дорогу в Шамушку. Название звучит интригующе, пока не выяснишь, что слово это идет от глагола «шамушкар» — «опаливать». Селение называли так издавна, потому что здешние жители мастерски умели опаливать свиней.

А вот название «Мурса» никаких ассоциаций у меня не вызывало. И потому, когда, делясь планами очередной поездки, рассказал одному приятелю о своем желании проехать от Брагансы до Вила-Реал без остановки, он удивленно спросил: «Неужели тебе не хочется посмотреть на свинью Мурсы?» На это я уклончиво ответил, что вопросы свиноводства не входят в круг моих интересов. «Ну,— воскликнул приятель,— непростительно не знать о «Свинье из Мурсы», ведь другой такой нет во всем мире!»

Дорога от Брагансы до Вила-Реал состоит из сплошных поворотов, и после одного из них открывается вид на Мурсу — небольшой поселок, каких предостаточно в этом районе севера Португалии. Здесь имеется обязательный набор: церковь, здание муниципалитета, давно отслуживший свое старый фонтан на старой, вымощенной булыжником площади. Но в Мурсе на площади стоит и... памятник свинье. Видимо, животное было породистое (от хвоста до пятачка — метр восемьдесят пять сантиметров), поэтому невозмутимо возвышалось на постаменте, не подозревая, что принесло поселку славу.

Историки полагают, что гранитную свинью создали племена, обитавшие в этих местах еще до кельтов. Вероятно, свинья была племенным тотемом, которому они поклонялись. В местном муниципалитете мне любезно вручили три бледно отпечатанные брошюрки. В них говорилось, что «название Мурса происходит от арабского имени Муса, о чем повествовала летопись, датированная 716 годом».

И еще любопытные данные, непосредственно связанные со свиньей Мурсы. В конце прошлого и начале нынешнего века политическая жизнь в Мурсе кипела ключом, местная власть то и дело переходила от сторонников монархии к «прогрессистам» и обратно. Когда власть оказывалась у монархистов, они тотчас же направлялись на площадь и красили свинью в зеленый цвет, а когда верх брали «прогрессисты», памятник перекрашивался в красный. Сейчас свинья сохраняет свой цвет натурального гранита, и уже давно никаких бурных политических демонстраций вокруг памятника никто не устраивает. Да и вообще, перспективы развития Мурсы более чем скромные: поселок медленно угасает. Даже число обитателей Мурсы за последние сто восемьдесят лет уменьшилось на пятьсот человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №03 за 1984 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.