» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год" читать бесплатно онлайн.








Геннадия Семеновича Сергиенко можно было бы считать молодым капитаном, если бы не разница в возрасте между ним и его помощниками, особенно третьим и четвертым штурманами. Если капитану было сорок один, то им вместе столько же. Они поначалу показались мне совсем юнцами. Когда я первый раз на вахте увидел третьего помощника Путилина и с ним одного из курсантов Дальневосточного высшего инженерного морского училища Костю Сердюка, не сразу разобрался, кто есть кто... Курсант называл штурмана Толиком. А если случалось в присутствии старпома или капитана ему обращаться к вахтенному штурману как к старшему — по имени и отчеству,— Путилин чувствовал себя скованно, на его лице появлялась растерянность. Конечно же, в Анатолии, недавнем выпускнике высшей мореходки, все еще бродило курсантское настроение: он с выпускного бала сразу попал на корабль, идущий через три океана в Антарктиду... Четвертый штурман, Павел Барсуков, тоже быстро установил личный контакт с курсантами, в частности с Павлом Голещихиным, любителем сыграть в шахматы. И они выходили на вахту вместе. Но их общение на равных сдерживало присутствие старпома.

Постепенно, с каждой пройденной милей, капитан молча и незаметно оглядывал своих людей, с которыми ему предстояло находиться в рейсе целый год. Но, по-моему, он считал, что главное знакомство с людьми ему предстоит во льдах...

Я шел на «Капитане Мышевском» только до Певека, шел по этому пути не первый раз и, естественно, собираясь на судно, надеялся встретить здесь знакомых моряков, которых у меня за эти годы оказалось немало...

Как-то в начале плавания, во время обеда, мы с первым помощником капитана Феликсом Николаевичем Ильиным оказались за столом в кают-компании одни.

— Это ваше первое плавание в дальневосточных морях? — справился он.

— Нет,— ответил я,— в 1966 году ходил в Арктику на «Капитане Готском».

— Значит, ходили вместе,— обрадовался он.— Тогда я был старшим мотористом.

И мы стали вспоминать тот рейс, ребят и то, как тоже шли в сплошных туманах, дрейфовали во льдах, как в проливе Лонга попали в сильнейшее сжатие...

Удивительное совпадение: сегодня, шестнадцать лет спустя, почти на той же широте Арктики, что и тогда, на траверзе Косы Двух Пилотов «Капитан Мышевский» тоже лег в дрейф...

Самое время, решил я, воспользоваться затишьем на судне и наконец побеседовать с капитаном. Пока мы шли, я уже не раз прорывался к нему и потому надеялся, что он и сам чувствует: вот-вот нагряну в его каюту. Но всякий раз, придя к нему, испытывал неудобство: всегда заставал за каким-нибудь занятием. Правда, капитан мог поддержать разговор о чем угодно. Но стоило заговорить о деле, он тут же, как чуткий зверь, уходил от опасности... «Я наполовину там, на мостике»,— с иронией в голосе сказал как-то Сергиенко. «А другая половина?» — спросил я. «Другая? — Он деланно удивился.— Другая сопротивляется, отмежевывается от излишних эмоций, чтобы сохранить голову чистой и ясной для того же мостика».

После обеда я поднялся к себе и, заметив, что дверь каюты капитана открыта настежь — он сидел за письменным столом и читал,— вошел не постучавшись и сразу с порога спросил:

— Геннадий Семенович, есть ли разница между плаванием во льдах Арктики и Антарктики?

— Конечно, есть... Как же ей не быть.— Он на секунду поднял голову и снова уткнулся в бумаги.

— Это не ответ,— заметил я и сел перед ним.

Я бы не начал разговор с этого вопроса, если б не знал, что Сергиенко с 1975 года работает в Антарктических экспедициях. Сначала ходил к берегам ледового континента старшим помощником, а последние два года дублером капитана Григория Матусевича, с которым я познакомился шестнадцать лет тому назад. В тот год, когда собирался в арктический рейс из Владивостока, ходили слухи о назначении Матусевича на «Капитан Готский», упоминалась и кандидатура Жеребятьева, одного из нынешних заместителей начальника Дальневосточного пароходства. Но перед самым отходом капитаном на «Готский» пришел другой человек. С Жеребятьевым мы позже не раз встречались во Владивостоке, он и сейчас находился где-то рядом, в Певеке, руководил Штабом морских операций. А вот с Матусевичем так и не довелось больше увидеться. Только знал, что он награжден орденом «Знак Почета». Но я хорошо запомнил этого доброжелательного человека с едва пробивающейся сединой. И когда накануне отхода «Мышевского» я случайно узнал, что капитан Сергиенко считает Григория Матусевича своим арктическим и антарктическим учителем, не скрою, в памяти возникла наша давняя встреча с ним, его рассказ, в котором сквозило желание воодушевить меня перед первой встречей с Арктикой.

А в этом году, именно в те дни, когда «Капитан Мышевский» выходил в свой арктический и антарктический рейс, Матусевич на «Василии Федосееве» после годичного плавания возвращался домой. Геннадий Семенович очень сожалел, что не мог дождаться прихода своего учителя... И все же уже в проливе Лаперуза ночью Сергиенко связался по радиотелефону с «Василием Федосеевым» — он как раз подходил к порту Хиросима, связался, поговорил и сообщил Матусевичу о его награждении Золотой медалью ВДНХ за высокие экономические показатели в антарктическом рейсе за 1981 год.

Об этом я узнал утром. Геннадий Семенович пришел на завтрак и, усаживаясь, метнул на меня взгляд.

— Вам привет от Матусевича, он вас помнит,— сказал он и продолжал лукаво посматривать на меня, как человек, у которого есть еще что сказать.— И еще привет от его главного механика и вашего школьного товарища Игоря Шитова.

Игорь Шитов из детства военных лет... Если мы с Игорем случайно не встретились бы шестнадцать лет тому назад во Владивостоке, то подобная «встреча» посреди океана показалась бы невероятной, фантастической. Он в моем сознании оставался пресерьезным пареньком с торчащими во все стороны, как проволока, волосами. Окончил он седьмой класс раньше всех ребят во дворе, уехал в Батумскую мореходку и в первые же зимние каникулы приехал домой в полной морской форме, во всем блеске... Следуя всюду за ним по пятам, мы, ребята, тогда впервые замечтали о мореходке...

В то прекрасное утро, испытывая огромную благодарность к Геннадию Семеновичу за этот неожиданный мост в детство, я вернулся в каюту и сел писать Игорю Шитову письмо...

— Начнем разговор с Арктики? — Геннадий Семенович закрыл папку бумаг и отложил ее в сторону.

— Судя по тому, что в пароходстве говорили, с каким трудом пробивался первый караван на Шмидт, обстановка на трассе сложная.— Не успел я договорить, как губы капитана искривила усмешка:

— Какая она, можно будет сказать по окончании арктической навигации.— Он хрипло откашлялся.— Арктика всегда нелегкая. Есть ветры, значит, будет лед, подул чистый южан, оттеснил лед с трассы, значит, начнется спад воды в устьях сибирских рек, где мы тоже выгружаемся,— глубины меняются, и условия работы усложняются... Видите, сколько нужно факторов и чтобы все они совпали: не было дрейфующего тяжелого льда, северных ветров, туманов, не было бы южных ветров, которые вызывают спад воды... А коренные отличия от Антарктиды в том, что Арктике — это район большого движения судов, и для обеспечения их работы существует Администрация Северного морского пути, много полярных станций, армада ледоколов... То есть в любой момент капитаны транспортов, случись что с их судами, получат не только квалифицированный совет, рекомендацию, но и поддержку. А в Антарктиде совет можно получить, но вот реальную помощь сложнее. Тысячи миль отделяют судно от дома...

— А льды?

— Льды... Считается, прочность морских льдов в Антарктиде гораздо меньше. Это связано с физикой их образования: они в основном состоят из фирна — снега. Но в Антарктиде есть и другие препятствия для плавания — айсберги. Подводные тараны, обломки айсберга... они и представляют большую опасность. Приведу пример. В тот год мы с Матусевичем ходили в Антарктиду на «Капитане Маркове» — помню, окалывали припай для швартовки... Вы когда-нибудь видели, как судно само себе строит причал? Ах да! Вы не были там.— Геннадий Семенович посмотрел на меня так, словно искал во мне отражение своего рассказа.

Я почему-то утвердительно кивнул и тут же поторопился сказать, что все это для меня ново и интересно.

— Выбирается наилучший вариант ледяного барьера, так, чтобы его высота пришлась к уровню твоей палубы — это самая удобная выгрузка. И начинаешь строить причал, конечно, не в прямом понимании слова «строить». Судно подходит под острым углом к фронту припая и скользящими движениями ходит вдоль кромки, вырубает форштевнем выступающие части, строгает носом, как рубанок доску,— аж стружки летят!.. Так вот, мы так же строили причал. Но после одного из ударов о лед судно начало крениться... Оказалось, мы отломали кусок льда под водой и он, потревоженный нашим корпусом, с треском стал переворачиваться. Вода прозрачная, чистая как стекло, смотрю — громадина, глыба. И эта махина, массой в тысячи тонн, начала всплывать, переворачиваться, будто яростная дьявольская сила выталкивала ее... Тогда-то я впервые осознал, какая опасность грозит судам в Антарктиде.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1983 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.