» » » » В. Гартевельд - Песни каторги.


Авторские права

В. Гартевельд - Песни каторги.

Здесь можно скачать бесплатно "В. Гартевельд - Песни каторги." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Salamandra P.V.V., год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Гартевельд - Песни каторги.
Рейтинг:
Название:
Песни каторги.
Издательство:
Salamandra P.V.V.
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Песни каторги."

Описание и краткое содержание "Песни каторги." читать бесплатно онлайн.



«Славное море, священный Байкал», «По диким степям Забайкалья» — сегодня музыкальная культура непредставима без этих песен. Известностью своей они обязаны выходцу из Швеции В. Н. Гартевельду; этот композитор, путешественник и этнограф в начале XX в. объехал всю Сибирь, записывая песни каторжан, бродяг и коренного сибирского населения. Концерты, на которых исполнялись обработанные Гартевельдом песни, впервые донесли до широкой публики сумрачную музыку каторжан, а его сборник «Песни каторги» (1912) стал одним из важнейших источников для изучения песенного фольклора сибирской каторги. В нашем издании полностью воспроизводится сборник В. Н. Гартевельда «Песни каторги» с приложением очерков о тюремных и каторжных песнях этнографа и писателя С. В. Максимова, литератора и ученого Н. М. Ядринцева — сибирского «сепаратиста» и острожника — а также «короля фельетона» В. М. Дорошевича, совершившего в 1897 г. поездку на сахалинскую каторгу.






Сибирь с его легкой руки не переставала, по образцам и примерам, давать из удалых разбойников авторов тюремных песен. Страшный не так давно для целого Забайкалья разбойник Горкин не менее того известен был как отличный песельник и юмористический рассказчик. Живя по окончании срока каторжных работ на поселении, он ушел весь в страсть к лошадям и на своих рысаках возил откупных поверенных, потешая их своими лихими песнями и необычайно быстрою ездою. С пишущим эти строки он охотно поделился рассказами о своих похождениях. Затем последние годы он приплясывал и припевал на потеху деревенских ребят, шатаясь по Забайкалью в звании нищего. Разбойник Гусев, бежавший из Сибири в Россию и ограбивший собор в Саратове, в саратовском тюремном замке сложил песню: «Мы заочно, братцы, распростились с белой каменной тюрьмой», которая ушла и в Сибирь. Сам Гусев, несколько раз бегавший оттуда, вновь, после саратовского грабежа, уже не пошел: его сгубило то же хвастовство разбойничьего закала и та же страсть к остроте и красному слову, которыми отличались и предшественники его. Когда он приведен был на саратовскую торговую площадь и палач хотел привязывать его ремнями к кобыле, Гусев, обращаясь к скамейке, закричал на весь собравшийся народ: «Эх, кобылка, кобылка! Вывозила ты меня не один раз, ну-ка, вывози опять!» — «Нет, Ив. Вас, — заметил палач, — теперь она тебя не вывезет!» И сдержал слово: Гусева сняли с эшафота мертвым.

Известный малороссийский разбойник Кармелюк был также поэтом и автором не разбойничьих, но элегических песен, сложенных на родном ему языке. Он «шалил» на Волыни, долго не давался в руки властей и, наконец, убит был своею коханкою, которая подкуплена была соседним помещиком [28].

В сибирских тюрьмах также сохранилась одна хорошая песня его, без сомнения, оставленная самим Кармелюком, так как он в Сибири был и отсюда убежал разбойничать на Волыни. На Волыни сохранилась о Кармелюке такая песня в народе:

Повернувся я з Сибиру
Не ма мине доли.
А здаеться, не в кайданах,
Еднак же в неволе и т. д. (См. ниже.)

Нам самим лично удалось видеть на Карийских золотых промыслах ссыльнокаторжного Мокеева, сосланного за грабеж и отличавшего в себе несомненно поэтическую натуру, высказавшуюся и в жизни на воле, и в жизни на каторге и даже выразившуюся в порывах к стихотворству. Ему заказана была песня на отправление эскадры для приобретения Амура, и муза Мокеева, вдохновляемая шилкинскими картинами и руководимая аккомпанементом торбана, бубна, тарелок и треугольника, высказалась в большой песне, которая начинается так:

Как за Шилкой за рекой,
В деревушке грязной,
Собрался народ простой,
И народ все разный.

а кончается:

Вдруг раздался песен хор,
Пушек залп раздался,
И по Шилке, между гор,
Флот сибирский мчался.

Песне этой не удалось удержаться у казаков (придумавших про Амур иную песню, совсем противоположного смысла и настоящего склада), но нет сомнения в том, что Мокееву немудрено было соблазнить каторжных теми своими песнями, которыми приладился он к общему настроению арестантского духа, т. е. когда его муза снисходила до сырых казарм и тяжелых работ или хотя бы даже и до купоросных щей. Арестанты, как мы видели, невзыскательны и в ущерб настоящим народным песням привыкли к тем, которые нуждаются в торбане и трескотне тарелок; вкус давно извращен и поэтическое чутье совсем утрачено. Вот для примера песня, пользующаяся особенною любовью тюремных сидельцев не только в России, но и в Сибири, песня, распространенность которой равносильна самым известным и любимым старинным русским песням. Столичные песельники в публичных садах и на народных гуляниях, известные под странным именем «русских певцов», вместе с цыганами представляют тот источник, из которого истекает вся порча и безвкусие. Здесь же получил образование и автор прилагаемой песни, и здесь же выучились находить вдохновение новейшие творцы псевдонародных русских песен.

Такова песня в целом виде и с более замечательными вариантами:
 Ни в Москве, ни за Москвой,
 Меж Бутырской и Тверской,
 Там стоят четыре башни,
 Посредине Божий храм.
 (Или по-московскому и вернее:
 В средине большой дом.)
 Где крест на крест калидоры
 И народ сидит все воры, —
 (Или: сидит в тоске).
 Сидел ворон на березе;
 (Или: Рыскал воин на войне),
 Кричит ворон не к добру: (или: на войну)
 «Пропадать тебе, мальчишке,
 Здесь в проклятой стороне,
 Ты зачем, бедный мальчишка,
 В свою сторону бежал? [29]
 Никого ты не спросился,
 Кроме сердца своего [30].

 Прежде жил ты, веселился,
 Как имел свой капитал.
 С товарищами поводился,
 Капитал свой промотал.
 Капиталу не сыстало —
 Во неволю жить попал,
 Во такую во неволю:
 В белый каменный острог.
 Во неволе сидеть трудно.
 (Или: Хороша наша неволя, да —)
 (Но) кто знает про нее:
 Посадили нас на неделю —
 Мы сидели круглый год.
 За тремя мы за стенами
 Не видали светлый день.
 Но не бось: Творец-Господь с нами,
 (Или: Бог-Творец один Он с нами),
 Часты звезды нам в ночи сияли;
 Мы и тут зарю видали,
 Мы и тут (или: Лих мы здесь) не пропадем!
 Часто звезды потухали,
 Заря бела занялася,
 Барабан зорю пробил, —
 Барабанушко пробивал,

  Клюшник двери отпирает
 Офицер [31] с требой идет,
 Всех на имя нас зовет [32].
 «Одевайтесь, ребятенки,
 В свои серы чапаны!
 Вы берите сумочки, котомки,
 Вы сходите сверху вниз
 Говорите все одну речь».
 Что за шутова коляска
 Показалась в городу?
 Коней пару запрягают,
 Подают ее сейчас, —
 Подают эту коляску
 Ко парадному крыльцу:
 Сажают бедного мальчишку
 К эшафотному столбу.
 Палач Федька разбежался,
 Меня за руки берет;
 Становит меня, мальчишку,
 У траурного столба.
 Велят мне, бедному мальчишке,
 На восход солнца молиться,
 Со всем миром распроститься.
 Палач Федька разбежался —
 Рубашонку разорвал;
 На машину меня клали,
 Руки, ноги привязали
 Сыромятныим ремнем;
 Берет Федька кнутья в руки,
 Закричал: «Брат, берегись!»
 Он ударил в первый раз —
 Полились слезы из глаз.
 Он ударил другой раз —
 Закричал я: «Помилуй нас!»

Вот какой песне в наше время удалось попасть во вкус потребителей настолько, что нам привелось заметить несколько сортов ее с обычною фабричного набойкою; основа гнилая и проклеенная, уток линючих цветов и красок, и в Москве, и в Сибири, и в Кавказе, и в Саратове. Песня стала и любимою и распространенною; редкой другой песне доставалась такая счастливая доля, несмотря на то, что за нею нет никаких достоинств, каковыми красятся старинные, настоящие народные песни. В этой пародии на русскую песню нет уже искреннего чувства и поэтических образов, хотя и замечается тонический размер и рифма. Между тем такого склада песням, с конца прошедшего столетия, судьба судила занять чужое, не принадлежащее им место, как бы в доказательство того, что народ уже успел забыть старые образы и приемы, самобытные и художественные, и потянулся к новым, искусственным и прозаическим. Во всяком случае, нельзя не видеть в этом явлении упадка поэтического чутья и художественного вкуса в силу причин, исключительно не зависевших от народа. С такими ли красками подходили к своим идеалам прежние народные певцы и так ли легко отходили от них прежние люди? Для образца представляем одну старинную песню (записанную в Саратовской губ.), получившую вдохновение и содержание свое в том же источнике, из которого вытекла и новая тюремная песня, — близкая свойственница новомодным лакейским, трактирным и фабричным песням:

Еще сколько я, добрый молодец, не гуливал.
Что не гуливал я, добрый молодец, не похаживал,
Такова я чуда-дива не нахаживал,
Как нашел я чудо-диво в граде Киеве:
Среди торгу-базару, середь площади,
У того было колодечка глубокого,
У того было ключа-то подземельного,
Что у той было конторушки Румянцевой,
У того было крылечка-у перильчата, —
Уж как бьют-то добра молодца на правеже,
Что на правеже его бьют,
Что нагого бьют, босого и без пояса,
В одни гарусных чулочках-то, без чоботов:
Правят с молодца казну да монастырскую {1}

  Из-за гор-то было гор, из-за высоких,
 Из-за лесу-то было лесочку, леса темного,
 Что не утренняя зорюшка знаменуется,
 Что не праведное красно солнышко выкатается:
 Выкаталась бы там карета красна золота,
 Красна золота карета государева.
 Во каретушке сидел православный царь,
 Православный царь Иван Васильевич.
 Случилось ему ехать посередь торгу;
 Уж как спрашивал надежа — православный царь,
 Уж как спрашивал добра молодца на правеже:
 «Ты скажи-скажи, детина, правду-истину:
 Еще с кем ты казну крал, с кем разбой держал?
 Если правду ты мне скажешь — я пожалую,
 Если ложно ты мне скажешь — я скоро сказню.
 Я пожалую тя, молодец, в чистом поле
 Что двумя тебя столбами да дубовыми,
 Уж как третьей перекладиной кленовою,
 А четвертой тебя петелькой шелковою».
 Отвечат ему удалый добрый молодец:
 «Я скажу тебе, надежа — православный царь,
 Я скажу тебе всю правду и всю истину,
 Что не я-то казну крал, не я разбой держал!
 Уж как крали-воровали добры молодцы,
 Добры молодцы, донские казаки.
 Случилось мне, молодцу, идти чистым полем.

 Я завидел в чистом поле сырой дуб стоит,
 Сырой дуб стоит в чистом поле кряковистый.
 Что пришел я, добрый молодец, к сыру дубу.
 Что под тем под дубом под кряковистым,
 Что казаки они дел делят,
 Они дел делят, дуван дуванили.
 Подошел я, добрый молодец, к сыру дубу,
 Уж как брал-то я сырой дуб посередь его,
 Я выдергивал из матушки сырой земли,
 Как отряхивал коренья о сыру землю.
 Уж как тут-то добры молодцы испугалися:
 Со дели они, со дувану разбежалися:
 Одному мне, золота казна досталася,
 Что не много и не мало — сорок тысячей.
 Я не в клад-то казну клал, животом не звал,
 Уж я клал тое казну во большой-от дом,
 Во большой-от дом, во царев кабак».

Вот те песни, которые нам удалось слышать в Сибири от ссыльных, или собственно тюремные песни:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Песни каторги."

Книги похожие на "Песни каторги." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Гартевельд

В. Гартевельд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Гартевельд - Песни каторги."

Отзывы читателей о книге "Песни каторги.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.