» » » Виктор Константинов - Методологические основы психологии


Авторские права

Виктор Константинов - Методологические основы психологии

Здесь можно купить и скачать "Виктор Константинов - Методологические основы психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Константинов - Методологические основы психологии
Рейтинг:
Название:
Методологические основы психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методологические основы психологии"

Описание и краткое содержание "Методологические основы психологии" читать бесплатно онлайн.



Настоящее учебное пособие содержит основной теоретический и методологический материал для подготовки и успешной сдачи экзамена по дисциплине «Методологические основы психологии».

Издание окажет реальную помощь студентам старших курсов всех форм обучения, аспирантам психологических факультетов, слушателям курсов повышения квалификации при изучении ряда тем по дисциплине «Общая психология», подготовке к сдаче государственных экзаменов и вступительных экзаменов в аспирантуру, преподавателям, а также специалистам в области психологии, социологии, педагогики, медицины, которым по роду своей деятельности необходимо умение обосновать и отстоять свои профессиональные взгляды.






1.3. Научный этап в сфере познания психического

Научный этап характеризуется изменением взглядов на предмет психологии. Развитие капиталистических отношений в XVI-XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, и прежде всего естествознания, особенно тех его областей, которые имели практическое значение для промышленного (мануфактурного) производства. На смену схоластике приходит представление о природном происхождении человека, его возможностях в познании природы.

Это период секуляризации научных взглядов, период разработки методологических основ научного знания.

...

► Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца XIX в. в социологии всякая форма освобождения от религии и церковных институтов.

В разработке методологических основ научного познания можно выделить два направления: эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между ними возникали в основном по следующим кардинальным проблемам: об источниках и происхождении знаний; о природе всеобщих понятий; о границах познавательных возможностей человека, о соотношении чувственного опыта и логического мышления.

Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и их последователи полагали, что источником знаний является чувственный опыт, и общие понятия имеют опытное происхождение. В качестве ведущего научного метода выступает индукция (от частных фактов чувственного опыта к общим принципам и законам).

Представители рационалистического направления Р. Декарт, Г. В. Лейбниц и их последователи считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а общие понятия имеют априорное происхождение, т. е. выводятся из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. Основной метод выведения достоверных знаний – дедукция (как способ выведения истин из принципов ранее установленных или врожденных).

Противоречия существовали и при рассмотрении проблемы природы самих познавательных способностей человека, соотношения идеи, сознания, духа и тела, природы так называемой психофизической проблемы.

Общее, что характеризовало науку данного периода, – механистическая тенденция. Механистический принцип в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания мира закрепляется в философии, переносится в психологию, все психические явления, поведение и сознание человека трактуются и описываются по аналогии механических процессов.

Ученые считали: Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле как совершенный механизм. Все в ней подвержено действию причинно-следственных связей, – и коль скоро удастся открыть законы функционирования мира, то можно абсолютно точно предсказать все, что произойдет в будущем. Так в науке был окончательно сформулирован принцип детерминизма. Впервые идеи причинной обусловленности природных и душевных явлений (принцип детерминизма) высказаны в философском учении древнегреческого материалиста-атомиста Демокрита (IV в. до н. э.).

Философско-психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были и метафизическими по способу мышления. Перенесение в философию и психологию из естествознания принципа расчленения (анализа) сложных явлений на отдельные элементы, классы, их составляющие, и рассмотрение их вне взаимной связи и развития породило односторонность и ограниченность рассмотрения механизмов психики, моделей сознания и поведения (механистичность и метафизичность).

Наряду с механицизмом и детерминизмом в XVII же столетии появляется новая методологическая установка – эмпиризм , ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Стремление поставить развитие науки на объективную основу приводит к возникновению такого направления в науке, как позитивизм (О. Конт (1798-1857)) – учение, признающее научными только те явления, факты и результаты опыта, которые поддаются наблюдению и могут быть проверены или воспроизведены экспериментально. Поэтому «бессмысленными» провозглашались все традиционные философские и теологические взгляды, полученные чисто логическим путем, они объявлялись иллюзорными и должны были быть отвергнуты. Лишь объективное научное знание достойно признания.

Значительный вклад в укрепление и развитие эмпирического направления в науке внесли английские философы, склонявшиеся к материалистическим позициям : Ф. Бэкон (1561-1626), основатель индуктивно-эмпирического подхода в научном исследовании природы; Т. Гоббс (1588-1679), подчеркнувший единство методов индукции и дедукции , высказавший идею ассоциативного механизма в функционировании психических процессов, придавший своему материалистическому учению о душе строго механистическую форму; Дж. Локк (1632-1704), выдвинувший учение о внутреннем (основанном на рефлексии) и внешнем (на основе чувственного восприятия) опыте, в соответствии с чем он различал простые и сложные идеи, первичные и вторичные качества, развил далее идею ассоциативного механизма, ввел термин «ассоциация идей».

С позиций рационализма проблему души рассматривал французский философ Р. Декарт (1596-1650). Он заострил до абсолюта проблему соотношения души и тела, решая ее с дуалистических позиций, как существование двух независимых субстанций. Сущность духовной субстанции составляет мышление: «я мыслю, следовательно, я существую», но существую как особая мыслящая субстанция, как душа или дух. Однако возникает вопрос, откуда извлекаются разумом достоверные знания? Ответ на этот вопрос Декарт видел в существовании Бога, бессмертии души и врожденных идеях, к их числу он относил: идею Бога и его существования, идею числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др. Исследовать духовную сущность (сознание) можно лишь методом интроспекции.

Сущность телесной субстанции составляет протяженность. Декарт рассматривал человеческий организм в соответствии с механистическим подходом, как подобие часового механизма. Философ высказывает также идею о механизме рефлекторной деятельности тела человека, о том, что движения тела могут происходить без участия воли и сознания, под влиянием внешних воздействий (стимулов). Поэтому ощущения, восприятия, представления, которые он относил к телесным проявлениям, можно изучать опытным, экспериментальным путем.

Начиная с Р. Декарта предметом психологии становится сознание (а не душа), основным методом его изучения – интроспекция. С этими идеями связано становление эры современной психологии.

Таким образом, к середине XIX в. эмпиризм, материализм и позитивизм оказали наиболее существенное влияние и послужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Именно в этот период были сформированы основные теоретико-методологические принципы научного изучения психики и сознания человека, на основе которых происходило выделение экспериментальной психологии из философии и естествознания во второй половине XIX в.

Л. С. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Э. Боринг, Р. Вудворте и другие современные отечественные и зарубежные психологи единодушно признают, что по своим философским основам экспериментальная психология в период ее становления была наукой XVII-XVIII вв.

Теперь дело было за практическим воплощением этих принципов. Первое слово в этом процессе было сказано физиологами. Еще английский врач Д. Гартли (1705-1757), вскрывая закономерности образования ассоциаций с механистических позиций, пытался объяснить психические процессы с точки зрения работы организма человека как «вибраторной машины». Можно сказать, что в своих работах он предвосхитил многие идеи современной нейропсихологии. Посредством вибрации импульсы передаются по нервам из одной части тела в другие. Вибрации порождают малые колебания в мозге и являются физиологической основой появления идей у человека.

Эти идеи получили свое развитие в экспериментальных изысканиях немецкого физиолога И. Мюллера (1801-1858), сформулировавшего принцип «специфической энергии органов чувств», согласно которому возбуждение определенного нерва всегда вызывает ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия».

Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прохазке (1749-1820), французу Ф. Мажанди (1783-1855) и англичанину Ч. Беллу (1774-1842). В 1882 г. Ф. Мажанди установил закон Белла-Мажанди, в основу котрого частично легли опубликованные в 1811 г. наблюдения Ч. Белла.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методологические основы психологии"

Книги похожие на "Методологические основы психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Константинов

Виктор Константинов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Константинов - Методологические основы психологии"

Отзывы читателей о книге "Методологические основы психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.