Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 3
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 3"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 3" читать бесплатно онлайн.
1. В первый год Кира царя персидского . Указывается, как и во 2 Пар XXXVI: 22–23, дата освобождения иудеев из плена. Первый год Кира был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 533 г. до Р. X. (ср. Болотов , Валтасар и Дарий Мидянин. Xр. Чтение. 1696).
Это был год исполнения слова Господня из уст Иеремии , т. е., пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена (Иер XXV и XXIX: 10).
2. так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
3. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.
4. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.
2–4. Указ Кира об освобождении иудеев.
Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2 Пар XXXVI: 22–23 и 1 Езд VI: 3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги ( Meyer 49, Seineke 89, 84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т. п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян ( Schrader . Keilinschr Bibliothek, III, 2, s. 120 f.). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину (1 Езд I: 3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм (1 Езд VI: 3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( VI: 5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.
Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям? Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление божественного промышления об избранном народе. Возбудил , - говорит он, - Господь дух Кира царя персидского (I: 1). Это божественное внушение, однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное. Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе иудеев и по мотивам политическим, - было вызвано желанием Кира обезопасить поселением в Палестине преданных ему иудеев юго-западные границы царства ( Штаде ), создать оплот против Египта и базу для замышлявшегося уже наступления на Египет ( Розенцвейг ). И. Флавий (Древн. XI, 1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена привело Кира показанное ему пророчество Исаии о его завоеваниях.
5. И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме.
5. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться в Палестину. Но воспользовались этим правом не все, а только те, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Многие, как замечает И. Флавий (Древн. XI, 1, 3), «остались в Вавилоне, не желая бросить приобретенное».
6. И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма.
6. Все соседи их… По-видимому, не иудеи только ( Келер ), но и язычники ( Гитциг ). Некоторая аналогия отмечаемого писателем факта с тем, что имело место при исходе из Египта (Исх III: 22), не дает никакого основания, вопреки мнению некоторых авторов ( Бертолет, Костерс ), считать факт измышленным в подражание рассказу бытописателя.
7. И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, -
7. Кроме добровольных пожертвований «серебряными сосудами, золотом, иным имуществом и скотом, и дорогими вещами» (ст. 6), иудеи получили также сосуды храма, взятые некогда из Иерусалима (ср. 4 Цар XXIV: 13; Иер XXVII: 16; XXVIII: 6; 4 Цар XXV: 14; Иер LII: 18; Дан V: 1; Втор I: 8) Навуходоносором и хранившиеся в одном из вавилонских храмов в качестве трофеев победы языческих богов над Иеговой.
8. и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину.
8. Сосуды передаются князю Иудину Шешбацару который в I: 11 и V: 14–15 представляется главой возвращавшихся при Кире иудеев, областеначальником в Палестине и основателем Иерусалимского храма. Но вместе с этим в других местах кн. Ездры ( II: 2 ; III: 2 ; IV: 2 ), в кн. Неемии (VII: 7), а также у пророка Аггея (I: 1–14) и Захарии (IV: 9), предводителем первого каравана иудеев, основателем дома Господня (Зах IV: 6) и правителем Иудеи (Агг I: 1–14) называется Зоровавель, сын Салафиилов. Отсюда возникает вопрос: кто был упоминаемый в I: 8 , 11 и V: 14–15 Шешбацар и в каком отношении стоял он к Зоровавелю? Многие исследователи считают Шешбацара особым лицом, отличным от Зоровавеля, и полагают, что это был персидский чиновник, назначенный служить представителем персидской власти в Иудее и поставленный князем иудейским ( Штаде, Розенцвейг, Сменд ). По окончании своей миссии Шешбацар будто бы был отозван к персидскому двору и место его занял Зоровавель. Другие исследователи, также отличая Шешбацара от Зоровавеля, склонны считать его не персом, а иудеем. Так, Мейер (Entstechung I. S. 79), Имберт, Ренан (см. у Бертолета) отождествляет Шешбацара с упоминаемым в 1 Пар III: 18 Шенацаром сыном Иехонии; Никель (Wiederherst j. G. S. 50) считает Шешбацара просто выдающимся израильтянином, может быть, отдаленным родственником царского дома, а Селлин (Serubabel S. 7; Entst. I. I, 239; II, 35) склонен видеть в Шешбацаре самого Иехонию. Более справедливым, однако, нужно признать взгляд тех библиологов, которые считают Шешбацара за одно лицо с Зоровавелем, носившим, таким образом, два имени ( Свальд, Келер, Кюенен, М. Филарет, Попов ) Основания этого взгляда следующие. 1) В 1 Езд I: 8 Шешбацар называется «князем иудейским». Следовательно, он был иудеем и именно потомком Давида. А в период возвращения иудеев из плена потомком Давида, как видно из 1 Езд III: 2 , 8 ; V: 2 ; Агг I: 14; II: 2, был только Зоровавель, с которым поэтому и нужно отождествлять Шешбацара. 2) В 1 Езд I: 11 о Шешбацаре сообщается, что он отправился вместе с переселенцами из Вавилона в Иерусалим, а в V: 15 , что он положил основание дома Божиего . Та же самая деятельность усвояется в 1 Езд II: 2 ; III: 8 ; Зах IV: 9 Зоровавелю. Очевидно, библейские писатели считают Шешбацара и Ездру за одно лицо. 3) В 1 Езд V: 14 Шешбацар называется pecha, а у Агг I: 1, 14; II: 2 этот титул и для того же самого исторического момента усвояется Зоровавелю. Что касается значения приведенных имен, то оно не совсем ясно. Имя Зоровавель , вероятно, происходит от евр. zeru и babel и означает в русском переводе «рожденный в Вавилоне». Имя Шешбацар (2 Езд II: 12 - Саяанассар) считается или вавилонским - Sin-bal-usur или Samas-bal-usur, Самас Син защищает сына - или персидским ( Риссель, Келер ). Об обычае давать по два имени известно и из кн. Даниила.
9. И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять,
10. чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча:
11. всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим.
9–11. Указывается число сосудов (евр. обозначения их не вполне ясны), возвращенных иудеям через Мифредата, хранителя сокровищ. Общее число сосудов в ст. 11 определяется цифрой 5400 Но если сложить цифры которыми в ст. 9–10 обозначаются отдельные виды сосудов (30+1000+29+30+410+1000), то получится общая сумма их не 5400, а только 2499. Ввиду такого несоответствия суммы и слагаемых одни исследователи ( Берто, Никель ) основываясь на свидетельстве 2 Езд II: 13–14 считают ошибочными цифры отдельных видов сосудов, а другие ( Кейль ) предполагают погрешность в обозначении общей суммы сосудов. Возможно, однако, обойтись и без этого предположения погрешностей в тексте. В ст. 11, можно думать, указывается количество, составившееся не только из сосудов, сданных Мифредатом, а и из тех, которые пожертвованы были частными лицами . Отсюда и произошло то, что цифра ст. 11 не соответствует сумме цифр ст. 9–10.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 3"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 3"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 3", комментарии и мнения людей о произведении.