Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 4
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 4"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 4" читать бесплатно онлайн.
21. На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану,
22. потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой.
21–22. Полная беспристрастность суждений Елиуя. Если он будет говорить против истины, то пусть Бог поразит его смертью.
Глава XXXIII
Окончание введения и первая речь Елиуя. 1–7. Обращенное к Иову увещание внимательна отнестись к его речам. 8–33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова.
1. Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.
2. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.
3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.
1–3. Беспристрастные по содержанию ( XXXII: 21 ), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ( «внимай всем словам» ). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей ( XIII: 4 ).
4. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
5. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.
6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения;
7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.
4–7. И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. XII: 16 ) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. IX: 34 ; XIII: 21 ; XVI: 22 ) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога» , не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога ( XIII: 3–5 ); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.
8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:
9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;
10. а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником;
11. поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.
12. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.
8–12. Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, ( X: 7 ; XII: 4 ; XIII: 23 ; XVI: 17 ; XXIII: 10 ; XXVII: 5 и д.; как ограничение подобного взгляда см. VIII: 20–21 ; XIII: 23 , 26 ; XIV: 4 , 16–17 ), а Бога - «выискивающим причины неприязни» (евр. «тенуот»; ср. числ. XXXII: 7 ), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику ( X: 13–14 ; XIII: 24 , 27 ; XIX: 11 ; XXX: 21 ). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - «выше человека» (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ( «выше человека» ). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.
13. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.
13. Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него ( XIII: 24 ). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. IX: 12 ), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.
14. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
14. Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.
15. во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
15–18. Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ( «открывает ухо» : ср. 2 Цар VII: 27; Пс XXXIX: 7) и охранения своих наставлений от забвения ( «запечатлевает» , буквально - «полагает печать»: запечатание в смысле охранения Песн IV: 12; Дан VI: 17; Мф XXVII: 66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. «предприятие», евр. «маасе», - 1 Цар XX: 19; Быт XX: 3, 6), удалить от гордости (Дан III) и тем спасти от смерти ( «от пропасти» ; ср. Пс XV: 10; XXX: 4). - естественного наказания за грех (Быт III: 3).
19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -
19. Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой «постоянная борьба волнует его кости» (ср. Пс XXXVII: 4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.
20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22. И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.
20–22. Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни «ламмитим», - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2 Цар XXIV: 16; Пс LXXVII: 49).
23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, -
23. В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. «мелиц», ср. Быт XLII: 3; 2 Пар XXXII: 1; Ис XLIII: 7), указывающего больному истинный путь («йашеро», ср. Притч XIV: 2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. Быт XLVIII: 15; Пс XXXIII: 8).
24. Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
24. Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис LXIII: 9).
25. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26. Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
25–26. Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. V: 19 и д.; VIII 21 ; XI: 15 и д.).
27. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28. Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30. чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.
29–30. Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов.
31. Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить.
32. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания;
33. если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.
32–33. Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.
Глава XXXIV
Вторая речь Елиуя. 1–4. Введение. 5–9. Разбираемое Елиуем положение Иова. 10–30. Божественное Правосудие. 31–32. Необходимость смирения пред Богом. 33–37. Иов заслуживает наказания.
1. И продолжал Елиуй и сказал:
1. Молчание Иова на предложение Елиуя ( XXXIII: 32 ) дает ему право продолжить слово. Уже первая речь Елиуя, раскрывая мысль о воспитательном, исправительном характере страданий, исключает возможность предположения о Божественном неправосудии; сообразно с этим вторая посвящена обоснованию того положения, что божественное мироправление следует началам самой строгой правды.
2. выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!
3. Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище.
4. Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо.
2–4. Если уму свойственна способность суждения, как гортани способность распознавать вкус в пище ( XII: 11 ; XX: 12–13 ), то «мудрые» , не Иов и друзья, у которых не хватает мудрости ( XXXII: 8–12 , 15–18 ; XXXIII: 33 ), а стоящие кругом слушатели могут обсудить, насколько справедливы слова Иова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 4"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 4" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 4"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 4", комментарии и мнения людей о произведении.