Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 5
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 5"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 5" читать бесплатно онлайн.
1–2. Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли (οι κρίνοντες τήν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. Прем III: 7–8 ). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указаний на то, что выражение «судьи земли» берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρίνειν понимать в общем и широком значении - господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко (Притч VIII: 16 [ 6 ]; Пс II: 10 [ 7 ]; Ис XL: 23 [ 8 ]).
Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, чтобы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем - кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения - «судьи земли» ? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам.
Гораздо основательнее объяснять это обращение целью написания кн. Премудрости и тогдашними отношениями иудеев к чужеземным владыкам - их притеснителям. В них иудеи видели представителей, с одной стороны, всякого нечестия и вольнодумства, с другой - грубого суеверия и идолопоклонства. - Этих-то представителей антииудейского образа мыслей и жизни автор и имел прежде всего в виду призвать к истинной мудрости (Ср. I: 1 ст. и VI: 1–2 ст. ).
«Любите справедливость…» Справедливость (δικαιοσύνη) нужно понимать здесь не в юридическом, а в нравственном смысле, не о долге судьи здесь говорится, не о судейском беспристрастии тут речь, а о сообразовании мыслей и дел человека с заповедями Божиими, о честности и добродетели. За такое понимание говорят непосредственно следующие слова, в которых это понятие справедливости раскрывается с двух сторон: как правое мышление о Боге и как искание Его в простоте сердца.
«Право мыслите о Господе…» Сопоставляя это выражение с 30 ст. XIV гл. «нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам» , объясняют его так: имейте правильные понятия, мысли о Боге. Но если бы писатель хотел сказать это, он употребил бы греческое выражение όρθως, а не άγαθότητί (как здесь), которое означает свойство воли, а не ума. Поэтому правильнее допустить, что здесь писатель говорит о таком нравственном настроении человека, которое является необходимым условием, чтобы его размышления о Боге приводили к счастью в Боге. Правильность такого понимания подтверждается непосредственно следующими словами: «в простоте сердца ищите Его» и дальнейшим контекстом речи. Следующие (2–4) стихи раскрывают ту мысль, что только нравственно чистые люди способны к истинному богопознанию, а духовная нечистота удаляет от Бога и в порочной душе не может обитать премудрость.
«В простоте сердца ищите Его» . Выражение «искать Господа» употребляется в Библии в значении «стараться заслужить милость, благоволение Божие» (Иер XXIX: 13 [ 9 ]; Рим III: 11 [ 10 ], Евр XI: 6 [ 11 ]) и в значении «стремиться познать Бога» ( XIII: 6 ; Ис LXV: 1 [ 12 ]; Деян XVII: 27 [ 13 ]). По связи речи здесь это выражение лучше взять во втором значении, так как речь далее идет о богопознании. «В простоте сердца» , т. е. чистым детским чувством, которое далеко от сомнения в силе и благости Божией (1 Пар XXIX: 17 [ 14 ]; Еф VI: 5 [ 15 ]).
2 стих указывает основание, почему стремление к мудрости и богопознанию должно сопровождаться чистотою в мыслях и делах: потому что только при этом условии стремление это не тщетно. «Искушать Господа» обыкновенно значит сомневаться в Божественном всемогуществе и помощи и этим как бы вынуждать Бога показать свою силу (см. Исх XVII: 2 [ 16 ], 7 [ 17 ]; Втор XXXIII: 8 [ 18 ]; Пс LXXVII: 18 [ 19 ], 41 [ 20 ], 56 [ 21 ]; XCIV: 9 [ 22 ]; CV: 14 [ 23 ]), в таком значении часто понимается и данное выражение. Но связь речи с предшествующим и последующим дает основание к другому толкованию, именно: безнравственными делами как бы ставить Бога на испытание, чтобы видеть, накажет ли Он и можно ли раздражать Его долготерпение и карающую силу. В таком смысле выражение «искушать Господа» в Св. Писании употребляется нередко. (См. Втор VI: 16 [ 24 ]; Деян XV: 10 [ 25 ]; 1 Кор Х: 9 [ 26 ], 22 [ 27 ]).
«Является не неверующим Ему» . Являться (έμφανίζεσοαι) - не в смысле внешнего богоявления, а открываться, давать познать себя, как в VI гл. 12 , 16 ст. ; ср. Ин XIV: 21–22 [ 28 ]. Неверующие (απιστούντες) здесь не те, кто отрицает бытие Божие, а кто испытывает религиозное сомнение и в таком состоянии обращается к Богу (ср. Иак I: 6 [ 29 ], Мф XXI: 22 [ 30 ]; Мк XI: 24 [ 31 ]). Чтение Александрийского Кодекса μή πιστευουσι считается ошибочным; Вульгата передает это место в положительной форме: qui fidem habent in illum.
3. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
3. С 3–5 ст. раскрывается мысль 2 ст. отрицательным путем.
«Неправые умствования отдаляют от Бога» . Слово «умствование», «помысл» (λογισμός) в Библии обыкновенно употребляется для обозначения нравственного и религиозного настроения человека, а не означает простого размышления. Самое слово λογισμός еще не содержит в себе худого значения (Рим II: 15 [ 32 ]; Лк II: 35 [ 33 ]). Худой смысл определяется или контекстом речи (Иер XI: 19 [ 34 ]; 2 Кор X: 5 [ 35 ]), или особым, стоящим при этом слове прилагательным (см. Мф XV: 19 [ 36 ]; Мк VII: 21 [ 37 ]), как и в данном месте умствования названы «неправыми» (σκόλιος), т. е. развращенными, неблагочестивыми, «отдаляют от Бога» , т. е. лишают Божественной помощи в приобретении мудрости и богопознания (ср. 4 ст.).
«Испытание силы Его обличит безумных» . Божественное всемогущество испытывается нечестием, чтобы вынудить его обнаружение. Мысль близкая к 1-ой половине 2-го ст. «Испытывать» и «искушать» (2 ст.) (δοκιμάζεσθαι и πειράζειν) - слова, употребляющиеся в книге Премудрости и вообще в Св. Писании почти в одном и том же значении. (См. II: 17 , 19 ; III: 5–6 ; XI: 9–10 ; Пс XCIV: 9 [ 38 ]; 2 Кор XIII: 5 [ 39 ]; Евр III: 9 [ 40 ]).
4. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху;
4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию ( IX: 17 ) и посредствует в общении с Богом ( VI: 9 ). Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа (ψυχή) и тела (σώμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во 2 Мак VII: 37 [ 41 ]; XIV: 38 [ 42 ]; XV: 30 [ 43 ]), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. VIII: 19–20 ст. ). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело (VIII: 19–20; IX: 15 ; XV: 11 ; XVI: 14 ), а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе «порабощенным греху» , т. е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. Рим VII: 14 [ 44 ]), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. XI: 4 ). - «Обитать» - обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (= премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. Еф III: 17 [ 45 ]; Кол I: 19 [ 46 ]; II: 9 [ 47 ]).
5. ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
5. Премудрость в силу своей святости удаляется от всякого греха. Она названа здесь Духом Святым (πνεύμα αγιον). Это выражение (πνεύμα αγ.) по библейскому словоупотреблению означает Божественную силу и деятельность в отличие от Божественного существа самого в себе, - оживляющий и одушевляющий принцип в физическом и духовном мире. Различные духовные свойства, в которых Божественный Дух обнаруживается, ставятся при этом в родительном падеже (см. VII: 7 ; Ис XI: 2 [ 48 ]; Втор XXXIV: 9 [ 49 ]; Еф I: 8 [ 50 ]; 2 Кор IV: 13 [ 51 ]; 2 Тим I: 7 [ 52 ]; Ин XIV: 17 [ 53 ]; XV: 26 [ 54 ]). Здесь при πνεύμα стоит родительный σοφίας. В понятии σοφία писатель книги мыслит не интеллектуальную, а нравственно-практическую сторону мудрости, умение сообразовать свою жизнь с заповедями Божиими, благочестие ( II: 12 ; III: 11 ; VII: 14 ; Пс L: 8 [ 55 ]; Притч I: 2 [ 56 ]; Сир II: 27 [ 57 ]).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 5"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 5" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 5"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 5", комментарии и мнения людей о произведении.