Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 5
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 5"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 5" читать бесплатно онлайн.
8. ибо, чем Ты наказывал врагов, тем самым возвеличил нас, которых Ты призвал.
8. Ср. XI: 5–6 ст. Смерть первенцев египетских была для египтян большим наказанием, а для евреев, напротив, она послужила причиной их освобождения (Исх XII с 31 ст. [ 443 ]).
«…возвеличил нас, которых Ты призвал» . В связи со следующим стихом здесь речь о призвании к духовному внутреннему общению с Богом.
9. Святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение и единомысленно постановили божественным законом, чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях, когда отцы уже воспевали хвалы.
9 стих говорит о пасхальной жертве (см. Исх XII: 3–15 [ 539 ]): «святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение» . Называя участниками жертвоприношения детей, писатель не исключает этим взрослых, он выделяет детей лишь для противопоставления египтянам: в то время, когда дети египтян были умерщвляемы, еврейские дети совершали религиозную трапезу. Жертвоприношение было тайное. Египтяне не были посвящены в обряды пасхальной ночи, так как в них ясно указывалась ожидавшая их участь. С другой стороны, дети, участники жертвоприношения, были обречены египетскою властью на смерть, поэтому их участие могло быть только тайное. Название детей «святыми» имеет то же значение, что и название святым всего народа ( X: 17 ; XVIII: 1 , 5 ): оно указывает не на их действительное состояние, а на их назначение, их призвание к святости. Они были «дети добрых…» Добрыми писатель называет израильтян, отцов этих детей, как и в других местах книги он называл их «праведными» ( X: 20 ; XI: 14 ; XI: 9 ; XVI: 23 ; XVIII: 20 ) и «святыми» ( X: 17 ; XVII: 1 , 5 ).
«…единомысленно постановили божественным законом, чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях» . Ставить что-либо божественным законом, значит обязаться к неуклонному исполнению этого. На пасхальной трапезе евреи приняли для себя обязательство осуществлять одинаковое участие всех без различия как в опасностях свободной жизни в пустыне, так и в ее благах. Таким образом, пасхальная вечеря была для них символом братского единения. Это сознание братства непосредственно выразилось в хвалебной песне к Богу.
10. С противной же стороны отдавался нестройный крик врагов, и разносился жалобный вопль над оплакиваемыми детьми.
10. Переход к египтянам. По контрасту с хвалебной песнью евреев, «с противной стороны» , т. е. от египтян, «разносился жалобный вопль над оплакиваемыми детьми» , над умерщвленными в ночь выхода евреев первенцами.
11. Одинаковым судом был наказан раб с господином, и простолюдин терпел одно и то же с царем:
12. все вообще имели бесчисленных мертвецов, умерших одинаковою смертью; и живых недоставало для погребения, так как в одно мгновение погублено было все драгоценнейшее их поколение.
13. И не верившие ничему ради чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий,
11–13. Десятая казнь одинаково коснулась всех египтян без различия их общественного и материального положения (Исх XI: 5 [ 540 ], XII: 30 [ 541 ]). Все были наказаны «одинаковым судом» , (11 ст.), «все… имели… мертвецов, умерших одинаковой смертью» (12). Не было различия даже в форме смерти. Вот это обстоятельство, однородность наказания, сравнявшая всех египтян, по мысли писателя, особенно сильно убеждало их, что переживаемое событие дело Божие, а не человеческое, а потому народ еврейский, для освобождения которого эта казнь совершилась, «есть сын Божий» (13 ст., Исх XII: 31 [ 443 ]).
«…драгоценнейшее их поколение» - первенцы, ценившиеся у древних народов более, чем остальные дети.
«…не верившие ничему ради чародейства…» Указание на обстоятельство, отмечаемое и книгой Исход (VII: 11, 22 [ 542 ]), что упорному нежеланию признать евреев народом Иеговы и отпустить его много содействовали египетские волхвы.
14. ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины,
15. сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин.
16. Оно несло острый меч - неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле.
15–16. Содержат поэтическое описание действия Божественного всемогущества в истреблении египетских первенцев. Как и в других местах нашей книги ( IX: 1 ; XVI: 12 , 26 ), образом Божественной воли, проявляющейся во внешнем мире, является слово. «Как грозный воин» с острым мечом, оно сходит с небес от царственных престолов на средину погибельной земли, чтобы наполнить все смертью. Власть Божественного слова над вселенной беспредельна: «оно касалось неба и ходило по земле» .
17. Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы;
18. и, будучи поражаем - один там, другой тут, полумертвый объявлял причину, по которой он умирал:
19. ибо встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы они не погибли, не зная того, за что терпят зло.
17–19. Писатель сообщает об обстоятельстве, умалчиваемом кн. Исход. В ночь гибели египетских первенцев они были тревожимы страшными сновидениями, в которых им открывалась причина их печальной участи. Поэтому они умирали с полным знанием того, почему они гибнут, и об этом объявляли остававшимся в живых. Какая эта причина постигшего египтян страшного наказания, писатель здесь не указывает: разумеется, та же, о которой он говорил раньше ( XVIII: 4 ), - угнетение евреев.
20. Хотя искушение смерти коснулось и праведных, и много их погибло в пустыне, но недолго продолжался этот гнев,
20–25. В этом отделе писатель в параллель наказанию египтян смертью их первенцев приводит подобное же событие из жизни евреев в пустыне (Чис XVII: 12 [ 543 ]), чтобы на этом примере показать, насколько милостив к ним был Бог. Как и египтяне в памятную для них ночь, евреи подверглись опасности смерти, но губительство продолжалось короткое время, молитвою Аарона оно прекратилось.
20. «Искушение смерти коснулось и праведных» . Это выражение показывает, что посылаемая смерть была лишь вразумляющим испытанием евреев, а не средством наказания по суду Божию.
21. ибо непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения, молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Твой.
21. «…непорочный муж поспешил защитить их» . Речь идет об Аароне, см. Чис XVI 47 ст. [ 544 ] Эпитет «непорочный» прилагается ему в том смысле, что он был свободен от того греха, за который наказывались евреи, поэтому мог быть посредником между согрешившими и Богом.
22. Он победил истребителя не силою телесною и не действием оружия, но словом покорил наказывавшего, воспомянув клятвы и заветы отцов.
22. «Словом» , т. е. молитвой и воспоминанием данных патриархам еврейского народа обетований Аарон «победил истребителя» . Под истребителем разумеется Ангел смерти, поражавший евреев; в 25 ст. этот истребитель назван тем же словом, каким в книге Исход (XII: 23 [ 545 ]) назван Ангел смерти, поражавший египетских первенцев - ό όλεθρεύων.
«Воспомянув клятвы и заветы отцов…» Ходатайствуя за народ, Аарон преклонял милосердие Божие воспоминанием о благих обетованиях, данных отцам еврейского народа: Аврааму, Исааку и Иакову.
23. Ибо, когда уже грудами лежали мертвые одни на других, он, став в средине, остановил гнев и пресек ему путь к живым.
23. Ср. Лев XVI: 48 (???).
24. На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое - на диадиме головы его.
25. Этому уступил истребитель, и этого убоялся: ибо довольно было одного этого испытания гневного.
24–25. Кроме молитвы и воскурения фимиама, Аарон остановил губительство еще своей первосвященнической одеждой, которой писатель, как будто приписывает магическое действие: «этому уступил истребитель и этого убоялся» .
«На подире его был целый мир» . В этой мысли, что первосвященническая одежда была символом мира, чувствуется характерная черта александринизма, который в священных обрядах и предметах находил символы предметов природы и высших идей. В частности, сравнение первосвященнической одежды с миром мы находим у Филона - De profug. I, 562; Vita Mos. II, 154. - «Славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда» . Речь о наперснике, на котором были вырезаны имена двенадцати родоначальников колен израилевых (Чис XXVIII: 15–30 (???)).
«…величие Твое - на диадиме головы его» . На головной повязке первосвященника была прикреплена золотая дощечка с надписью: «святыня Иеговы».
Глава XIX
Пятое сопоставление: переход евреев через Чермное мора и гибель в нем египтян.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 5"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 5" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 5"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 5", комментарии и мнения людей о произведении.