» » » » Самуил Вермель - Москва еврейская


Авторские права

Самуил Вермель - Москва еврейская

Здесь можно скачать бесплатно "Самуил Вермель - Москва еврейская" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Дом еврейской книги, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Самуил Вермель - Москва еврейская
Рейтинг:
Название:
Москва еврейская
Издательство:
Дом еврейской книги
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-98307=004-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва еврейская"

Описание и краткое содержание "Москва еврейская" читать бесплатно онлайн.



Непросто складывалась история еврейского населения российской столицы. Периоды культурного и экономического роста сменялись новыми притеснениями и вспышками антисемитизма. И все же евреи безусловно внесли ценный вклад в культурно-исторический облик нашего многонационального города. «Москва еврейская» знакомит читателя с малоизвестными материалами о евреях — жителях столицы, обширным исследованием С. Вермеля «Евреи в Москве» (публикуемым по архивной рукописи), современным путеводителем по памятным местам «еврейской» истории города и другими, не менее интересными материалами. Из них становится очевидным, сколь тесно переплетена история Москвы с историей еврейского народа.






246

В 1643 г. немцам и немкам было воспрещено иметь дворы «в Китае и Белом городе на Москве и за городом в слободе». Подобные правила существовали и в других городах. В Новгороде в 1632 г. иностранным торговцам было разрешено, в отмену прежнего запрета, входить в «каменный город», но лишь для домашних дел, а отнюдь не для торговли. Костомаров Н. И. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII вв. С. 102.

247

Найденов Н. А. Материалы для истории московского купечества. Т. 1, прил. № 2. М., 1886. Предисловие.

248

К России перешла по этому договору Украина, расположенная по левому берегу Днепра (Полтавщина, Черниговщина и часть Киевщины с Киевом включительно).

249

Полное собрание законов Российской империи. № 398, п. 11.

250

Впервые я использовал эти материалы в статье «Триста лет назад» (Новый Восход. 1913. № 9 и 10). См. также: Еврейская старина. 1913. С. 96 и сл. («Евреи в Москве во 2-й половине XVII в.»).

251

Здесь, очевидно, ошибка на два-три года.

252

Найденов Н. А. Материалы для истории московского купечества. Т. 1, прил. № 2.

253

Там же. С. 11.

254

Там же. С. 78, № 103.

255

Там же. С. 95, 100.

256

Этот Степан Копьев явился родоначальником дворянской фамилии. Там же. С. 70, № 105. Его сын Данило был обер-комиссаром в Верхотурье, а другой, Самойло, членом Ревизион-Коллегии. См.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон, под словом «Копьевы».

257

По-видимому, опечатка. Должно быть: «…в 173 г. (1665 г.)…». — Ред.

258

Милюков П. Н. Очерки русской культуры. Вып. II. СПб., 1901. С. 103; Мулюкин А С. Приезд иностранцев в Московское государство.

259

Найденов Н. А. Материалы для истории московского купечества. Т. 1, прил. № 2. С. 113. Быть может, те лица, которые именуются «еврейской породы», принадлежали к числу крестившихся добровольно или принудительно, хотя этого нельзя положительно утверждать. Что касается лиц, обозначенных «еврей», то нет основания предполагать, чтобы это были выкресты. Весьма возможно, что в архивах различных городов имеются данные и о других евреях, освобожденных от крепостной зависимости и оставленных на местах.

260

Полное собрание законов Российской империи. № 441.

261

Гольдштейн С. М. Евреи-дети боярские XVII века. Календарь, издаваемый И. Лурье, за 1902 г.

262

Костомаров Н. И. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII вв. С. 137.

263

Там же. С. 71.

264

Для царя отбирались наилучшие товары.

265

Лешков В. Русский народ и государство. М., 1858. С. 387.

266

Мулюкин (Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. С. 7) говорит, что закон лишь оформил то, что уже ранее было на практике.

267

Соловьев С. М. История России. 3-е изд. Кн. 3. С. 723.

268

Около 1667 г. в Москве умер витебский еврей. Регесты и надписи. Т. I. № 1060 (Сапунов А. П. Витебская старина. Т. IV. Ч. II. С. 285).

269

Мулюкин А. С. Приезд иностранцев в Московское государство, 227–228. Временник имп. Московского общества истории и древностей российских. М., 1856. Т. 24, Отд. II. Материалы. С. 11–15. Соловьев С. М. История России. 3-е изд. Кн. III. С. 723.

270

Акты Южной и Западной России. Т. XII. СПб., 1882. С. 365 и 367.

271

Костомаров (Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII вв. С. 137) толкует это соглашение в том смысле, что русские и польские купцы могли приезжать единственно в столицы, отнюдь не в другие города. Если это так, то надо заключить, что в это время иноземным евреям был совершенно закрыт доступ в государство. В 1686 г. договор был продлен на несколько лет. См.: Полное собрание законов. № 730 и 1186. Ссылаясь на этот договор, Лешков (Русский народ и государство) говорит о постоянном исключении евреев «из общего права входа в Россию, со времени жидовской ереси, чрез все XVII столетие» (с. 273). Данные, приведенные в настоящей статье, опровергают указанное утверждение.

272

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях. Изд. 2-е. СПб., 1893. Т. 2. С. 365. [Ср.: Восход. 1887. Кн. IV. «Литературная Летопись».]

273

Мулюкин А. С. Приезд иностранцев в Московское государство. С. 225–226.

274

Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. С. 298.

275

Таннер Бернард. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. М., 1891. С. 28.

276

Там же. С. 28. Примеч. № 21.

277

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях. Т. 2. С. 485 и сл. Соловьев С. М. История России. 3-е изд. Кн. 3. С. 903.

278

Респонсы Мордуха Зискинда Ротенбурга. Амстердам, 1746. [Отрывок из них — респонсы № 22, — цитированный в сборнике Б. Каца («К истории евреев в России, Польши и Литвы XVI–XVII вв.», 1898. — Ред.), с. 47–48, ошибочно отнесен к 1611 г., между тем как документ помечен 1683 годом. — Ред. «Евр. старины».]

279

Впервые опубликовано: Восход. 1893. Кн. 2–3. С. 200–229; кн. 6. С. 73–91. Петр (Песах) Семенович Марек (1862–1920) — историк, фольклорист, автор многочисленных публикаций по истории евреев в России, сотрудник «Еврейской энциклопедии». — Ред.

280

Плано Карпини (1182 — после 1250 г.) — известный путешественник, монах-францисканец, архиепископ. Глава миссии, отправленной в 1245 г. папой Иннокентием IV к монгольскому императору с целью собрать информацию о положении христианских народов в Азии. В своем отчете о путешествии («Libellus historicus») он сообщает ценные сведения о южной России (в т. ч. Киеве), Поволжье и Центральной Азии. — Ред.

281

Макарий, митр. История Русской Церкви. В 12 т. СПб., 1870. Т. VI. С. 80.

282

Там же. С. 115.

283

Геннадий (Гонозов или Гонзов) (ум. в 1504 г.) — новгородский архиепископ (1484–1504), активный противник ереси жидовствующих. — Ред.

284

Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439/40–1515) — основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью жидовствующих. Автор книги «Просветитель» и многочисленных посланий. — Ред.

285

Там же. С. 152, 156, 157. Слово «жидовин» еще не доказывает, что Исаак был еврей. Еще позже, в начале XVIII в., Дмитрий Ростовский называет этим именем одного монаха: «Аврамко-жидовин чернец лживый…». См.: Димитрий Ростовский Розыск о раскольничьей Брынской вере. М., 1847. Часть Г. Гл. И. С. ТКЕ.

286

Руднев Н. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного. М., 1838. С. 119.

287

Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. VIII. СПб., 1821. С. 116.

288

См.: Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1867 г. Т. II: «Записки игумена Ореста». С. XIII–XV; Оршанский И. Русское законодательство о евреях: Очерки и исследования. СПб., 1877. С. 158.

289

Фин, Шмуэль Йосеф («Кирия Неемана», «Верный город»), Вильно, 1860. С. 15 (история евреев г. Вильно. — Ред.).

290

Матвей Семенович Башкин (сер. XVI в.) — дьяк. Выступал против иконопочитания и церковных догматов, отрицал равенство ипостасей Троицы. Осужден церковным собором 1553 г., заключен в Волоколамский монастырь. — Ред.

291


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва еврейская"

Книги похожие на "Москва еврейская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Самуил Вермель

Самуил Вермель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Самуил Вермель - Москва еврейская"

Отзывы читателей о книге "Москва еврейская", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.