» » » » Самуил Вермель - Москва еврейская


Авторские права

Самуил Вермель - Москва еврейская

Здесь можно скачать бесплатно "Самуил Вермель - Москва еврейская" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Дом еврейской книги, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Самуил Вермель - Москва еврейская
Рейтинг:
Название:
Москва еврейская
Издательство:
Дом еврейской книги
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-98307=004-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва еврейская"

Описание и краткое содержание "Москва еврейская" читать бесплатно онлайн.



Непросто складывалась история еврейского населения российской столицы. Периоды культурного и экономического роста сменялись новыми притеснениями и вспышками антисемитизма. И все же евреи безусловно внесли ценный вклад в культурно-исторический облик нашего многонационального города. «Москва еврейская» знакомит читателя с малоизвестными материалами о евреях — жителях столицы, обширным исследованием С. Вермеля «Евреи в Москве» (публикуемым по архивной рукописи), современным путеводителем по памятным местам «еврейской» истории города и другими, не менее интересными материалами. Из них становится очевидным, сколь тесно переплетена история Москвы с историей еврейского народа.






512

Хабад — движение любавического хасидизма, основанное в конце XVIII в. р. Шнеуром Залманом и быстро распространившееся в Польше и на юге и востоке Украины. Миснагед (мн.ч. миснагдим, митнагдим, от ивр. «противник») — противники распространения хасидизма в Литве, Западной Белоруссии и Прибалтике. — Ред.

513

Getreues Bild von der Beschaffenheit. S. 295.

514

Натанзон Б. C. 96.

515

Беньямин Осипович Мандельштам (ум. в 1886 г.) — писатель, деятель еврейского просвещения. Автор книги «Хазон ле-моэд» (1876), в которой дается исторический очерк эпохи 1830–1850-х гг. — Ред.

516

Мандельштам Б. Вена, 1876. С. 40–42.

517

Рабинович О. А. Сочинения. Т. I. С. 139.

518

Getreues Bild von der Beschaffenheit. S. 294.

519

Рабинович О. А. Сочинения. Т. I. С. 139.

520

Мандельштам Б. С. 32.

521

Рабинович О. А. Сочинения. Т. I. С. 140.

522

Там же.

523

Там же.

524

Рабинович О. А. Сочинения. Т. I. С. 140.

525

Там же. С. 141.

526

Там же. С. 140.

527

Шохет (ивр.) — резник, осуществляющий ритуальный убой скота; хазон (хазан; ивр.) — кантор, поющий в синагоге. — Ред.

528

Миньон (точнее — миньян. — Ред.) — не менее десяти мужчин, достигших 13-летнего возраста.

529

См.: «Николаевские солдаты», «Восход», 1893 г., кн. VI (видимо, имеется в виду опубликованная в этом номере журнала статья П. С. Марека «К истории евреев в России», один из разделов которой называется «Еврейские солдаты». — Ред.).

530

Цедербаум А. («Корона священника»). Одесса, 1866. С. 139–141. [Александр Осипович Цедербаум (1816–1893) — издатель, журналист, общественный деятель. Издатель газеты «Гамелиц», «Вестника русских евреев» и др. Участник палестинофильского движения. — Ред.]

531

Отец его, р. Пинхос из Кореца, был учеником основателя хасидизма р. Израиля Баап-Шем-Това.

532

Моше Шапиро (1758–1838) — сын корецкого цадика Пинхоса Шапиро, основатель Славутской типографии, действительно был раввином в Славутах, однако его дети, Шмуэль-Аба и Пинхос, раввинами не были, хотя народная молва и наделяла их этим титулом и титулом цадиков. — Ред.

533

Цедербаум А.. С. 140.

534

Там же.

535

Там же. С. 141.

536

См. мой очерк «Николаевские солдаты», «Восход», 1893 г., кн. VI (см. прим. 30. — Ред.).

537

Мандельштам Б..С. 40–42.

538

«Николаевские солдаты», «Восход», 1893 г., кн. VI.

539

Долицкий М. М. («Пример для многих»). 1894. С. 12.

540

Там же.

541

Публикуется впервые.

542

РГАДА. Ф. 1239. Дворцовый отдел. Оп. 3. Ч. 25. Д. 21 045. Л. 1–8.

543

Там же. Л. 1–2.

544

Там же. Л. 4–6.

545

Там же. Л. 7–7 об.

546

Там же. Ч. 21. Д. 20 040. Л.1–9 об.

547

См.: Гельман Б. Н. Памятник евреям-участникам обороны Севастополя в 1854–1855 годах // Евреи Крыма: Очерки истории / Сост. Э. И. Соломоник. Симферополь; Иерусалим, 1997. С. 36–37.

548

РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 21. Д. 20 040. Л. 1–2.

549

Там же. Л. 2–2 об.

550

Там же. Л. 3.

551

Там же. Л. 4.

552

Там же. Л. 5–6 об.

553

Там же. Л. 7–8.

554

Там же. Л. 9.

555

Второе полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-2). Т. II. № 1330.

556

См.: Гессен Ю. История еврейского народа в России. Л., 1927. Т. 2. С. 33.

557

См.: Гинзбург С. Мученики-дети: Из истории кантонистов-евреев // Евреи в Российской империи XVIII–XIX веков: Сборник трудов еврейских историков. М., Иерусалим, 1995. С. 430–431.

558

См.: Миронова М. В., Менакер А С. В своем репертуаре. М., 1984. С. 9.

559

Еврейская энциклопедия. В 16 т. СПб., [1908–1913]. Т. XI. Ст. 331.

560

См.: История московского купеческого общества. Т. II. Вып. 1. С. 160–170; Гессен Ю. Московское гетто (по неизданным материалам) // Пережитое. СПб., 1908. Т. 1. С. 51–65 [см. с. 348–363 наст, сборника — Ред.]; он же. История еврейского народа в России. Т. 2. С. 49, 152.

561

Впервые опубликовано: Былое. 1907. Кн. 9. С. 154–168. Онисим Борисович Гольдовский (1865–1922) — адвокат, общественный деятель. Ранее он опубликовал эту статью (анонимно, в несколько измененной редакции) в виде отдельной брошюры: Евреи в Москве. Страница из истории современной России. Сост. по неопубликованным документам. Берлин, 1904. — Ред.

562

Достойно особенного внимания, что так называемые николаевские солдаты (большей частью кантонисты, т. е. насильно отобранные у родителей в царствование императора Николая I дети, сданные в солдаты и прослужившие затем по 20–30 лет) были также высланы из Москвы, несмотря на то что им и потомству их даровано право повсеместного в империи жительства. Для оправдания такого нарушения закона и воинской чести были привлечены формальные соображения о том, что всякий отставной солдат «старого набора» (т. е. до 1874 г.) обязан приписаться к какому-либо обществу, а потому дозволено было остаться лишь тем, кто в свое время приписался к Москве или Московскому уезду. Нечего и говорить, что еврей, окончивший срок своей военной службы, по новому воинскому уставу, немедленно в день окончания выселяется в черту оседлости, если не имеет самостоятельного права жительства. Рядом с этим фактом невольно вспоминается, что на стенах часовни (на Ильинской площади), построенной в память гренадеров, павших геройской смертью под Плевной, немало еврейских имен.

563

По-видимому, ошибка. Должно быть: «…но при этом местных евреев менее беспокоила конкуренция переселенцев, чем их пристрастное отношение ко всему польскому». — Ред.

564

Этот порядок не изменился и до настоящего времени.

565

Т. е. школа грамотности.

566

Открытие синагоги разрешено вновь в 1906 г.

567

Впервые опубликовано: Еврейская старина. 1909. Вып. 2. С. 175–188. Александр Сергеевич (Айзик Шмеркович) Кацнельсон (ум. после 1930 г.) — провизор, общественный деятель, публицист; занимался историей Московской еврейской общины. Председатель Общества взаимопомощи провизоров-евреев, создатель (вместе с В. О. Гаркави) Общества распространения правильных сведений о евреях и еврействе, один из организаторов кампании помощи евреям — жертвам войны и погромов. — Ред.

568

Статья О. Б. Гольдовского «Евреи в Москве» в сентябрьской книжке «Былого» за 1907 г. [см. с. 394–410 наст, сборника. — Ред.]

569

Текст прошения не сохранился, но, по имеющимся сведениям, закрытие синагоги подводилось там под запрещение молиться Богу вообще, что, по мнению просителей, противоречило основной статье закона о терпимости к иудейскому исповеданию.

570

Училищу было присвоено наименование «Александровское» на основании следующего документа: «Управление Московского Генерал-Губернатора, 1-е отд., 4 сентября 1880 г. № 484. Государь Император, по всеподданнейшему докладу о предложении Московского Еврейского Общества ознаменовать день 25-летия царствования Его Императорского Величества учреждением в Москве ремесленного училища с ходатайством наименовать это училище „Александровским“, Высочайше изволил изъявить на сие согласие, повелев при этом благодарить Московское Еврейское Общество за его верноподданнические чувства».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва еврейская"

Книги похожие на "Москва еврейская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Самуил Вермель

Самуил Вермель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Самуил Вермель - Москва еврейская"

Отзывы читателей о книге "Москва еврейская", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.