» » » » Итоги Итоги - Итоги № 3 (2013)


Авторские права

Итоги Итоги - Итоги № 3 (2013)

Здесь можно скачать бесплатно "Итоги Итоги - Итоги № 3 (2013)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Итоги № 3 (2013)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Итоги № 3 (2013)"

Описание и краткое содержание "Итоги № 3 (2013)" читать бесплатно онлайн.








Ковры могли служить и оберегами, которые требовались как хозяину, так и хозяйке дома. Например, считающийся мужским ковер «Топанча» содержит в своем аскетическом орнаменте перекрещенные линии — это рукояти кинжалов. «Топанча» обычно дарили воинам. У некоторых дагестанских народов этот ковер считался священным, по нему нельзя было ходить. И с ним же было связано суеверие: если соткать только один такой ковер и повесить в доме, то в нем умрет мужчина. Но и двух недостаточно — быть несчастью. Чтобы избежать беды, всегда вешали на стены три одинаковых ковра. Знают ли об этом правиле современные покупатели? Мало кто из сегодняшних мастериц осмелится выткать рисунок для ковра «Топанча». «Существует поверье, что в нем зашифрованы символы войны, крови и смерти, и ткать этот ковер — накликать на себя страшную беду», — комментирует историк и краевед Абумуслим Гаджиагаев. Тем не менее на антикварном рынке такие ковры в ходу.

А с женским ковром «Сафар» связана такая легенда. В горном селении некогда жила девушка, которую звали Сафар, ее возлюбленный чабан погиб в буре — вот она и выткала ковер, на котором видны и стилизованная отара овец, и смерч, и папаха. У ковров такого типа принцип построения рисунка следующий: элементы имеют разные пропорциональные соотношения относительно друг друга, от очень крупных до совсем маленьких ромбиков. Характерной особенностью этой схемы является ее способность разрастаться как по вертикали, так и по горизонтали, а кайма, замыкая композицию, придает ей законченный вид. Красиво, но символизирует горечь утраты, девичье страдание, о чем тоже мало кто из покупателей догадывается.

Орнамент как алфавит

«Каждый ковровый орнамент читаемый, но не все на сегодняшний день прочитаны или совершенно по-разному трактуются, и в этом основная загадка», — особо отмечает Абумуслим Гаджиагаев. Например, если подробно рассмотреть композиционные схемы дагестанских ковров, то можно заметить такую часто встречающуюся закономерность: плоскость центрального поля заполнена многократно повторяющимися структурными элементами одинаковой конфигурации, как правило, восьмиугольниками. Почему именно они использованы в орнаменте, исследователи пока объяснить не могут. Нет у ученых единого мнения и в отношении некоторых сюжетов. Например, они пока не знают, что стоит за сложным, изрезанным силуэтом ковров-давагинов, имеющих до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. За это сходство их называют «многошеие дома», «птичьи дома». Или другой пример. Как рассказал Абумуслим Гаджиагаев, существуют две версии расшифровки орнамента под названием «Ахтынская роза»: «Есть у нас народный герой Шарвили, богатырь, защищавший землю от врагов в глубокой древности. В знак благодарности ахтынские женщины якобы выткали богатырю розу, которую и передают от мастерицы к мастерице в память о нем. Есть и другая версия, которая лично мне кажется более правдоподобной. Во время Кавказской войны русские солдаты привезли в Дагестан посадские платки с вытканными на них розами. Видимо, они так понравились местным женщинам, что те перенесли рисунок на ковры, а может, и сделали несколько ковров по заказу русских военных». Впрочем, есть и иное объяснение: стилизованная роза в персидской культурной традиции, к которой не могли не обращаться здешние мастерицы, символизирует жизнь — прекрасную, но недолговечную. Возможно, именно этот смысл и зашифрован в цветке.

Некоторые загадки со временем разрешаются. Например, ученые долго не могли понять, почему некоторые старинные ковры имеют несимметричные рисунки. Ответ оказался довольно прост: выяснилось, что некоторые ковровщицы просто повторяли рисунок на глаз, воссоздавая его по памяти. В результате рисунок менялся, в нем появлялись новые детали, добавлялись какие-то штрихи, которые потом воспроизводила следующая мастерица. Несмотря на такие вольности, сами мастерицы утверждают, что орнамент ковра нельзя нарушать, иначе меняется весь смысл, да и символы смешивать тоже категорически нельзя. Геометрические, растительные, зооморфные и прочие мотивы, как отмечают исследователи, могли со временем образовать настоящий алфавит, с помощью которого мастерицы составляли свои композиции. Знание этого тайного алфавита передавалось из поколения в поколение. «Я помню, как бабушка учила меня ткать, — рассказывает «Итогам» табасаранская ковровщица Зульфия Ганиева. В это время руки ее перебирают нитки, аккуратно разделяя их специальным ножом с крючком на конце. Она так быстро это делает, что практически невозможно заметить, как нить заплетается в замысловатый прочный узел. — Бабушка клала перед собой старинную доску, на ней был узор, который следовало перенести на ковер. Сейчас эта доска у меня, цвета уже потускнели, но рисунок виден хорошо. Я могу работать и без доски, помню наизусть все черточки, но все равно кладу ее рядом — как память о бабушке и на удачу, наверное, а также для защиты от всего дурного».

Стоит вкратце упомянуть и об используемой цветовой гамме. В изготовлении дагестанских ковров применяются семь цветов и десятки полутонов, но преобладающие цвета — красный и синий. Почему именно они? Потому что символизируют главные природные стихии — огонь и воду. Кстати, до сих пор в Хучни практически не используют синтетические красители, а оттенки нитям придают, получая цвет из листьев зверобоя и душицы, луковой шелухи, коры барбариса, кожуры зеленого грецкого ореха.

Как считают исследователи, орнамент, составленный из символов, практически никогда не содержал в себе ни единой праздной линии: едва ли не каждая черточка имеет свое значение, является выражением известных понятий или представлений. Эта культурная традиция формировалась на протяжении нескольких исторических эпох. Больше всего специалисты сегодня озабочены тем, как ее сохранить для будущих поколений. У ковровщиц есть одно очень важное и обязательно почитаемое поверье — станок не должен стоять пустым, поэтому после завершения работы его разбирают и прячут до следующего раза. Увы, но сегодня им приходится это делать все чаще и чаще.

Хучни — Москва

: Empty data received from address

Empty data received from address [ http://www.itogi.ru/russia/2013/3/186202.html ].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Итоги № 3 (2013)"

Книги похожие на "Итоги № 3 (2013)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Итоги Итоги

Итоги Итоги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Итоги Итоги - Итоги № 3 (2013)"

Отзывы читателей о книге "Итоги № 3 (2013)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.