Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
После ухода из т-ра написал историч. драму "Георгий Саакадзе", по1т. Т-ром им. К. Марджанишвили, ряд статей о театр. иск-ве и две книги: "Котэ Марджанишвили - режиссёр и учитель" (1949) и "Воспоминания и письма" (1956). Снимался в кино. Ла.ли К.
ЧХИКВАДЗЕ, Григорий Захарович [р. 14(27). IV. 1900] - груз. сов. музыковед. Засл. деят. иск в Груз. ССР (1946). Доктор искусствоведения (1945). Автор ряда работ по истории груз. муз. культуры. Ведёт педагогич. работу в Тбилисской консерватории (с 1947 - профессор).
Соч. (на груз. яз.): Современный музыкальный фольклор Грузии, Тб., 1961; Грузинская народная музыка, Тб., 1965; на рус. яз. - Композиторы Грузинской ССР. Краткие биографии, Тб., 1940, и др д J/
ЧЭН ЧАН-ГЭН (наст. имя - Ю й-ш а н ь; 1812- 1882) - кит. актёр. Один из основателей актёрского амплуа сюйшэн (см. Шэн) в пекинской музыкальной драме. С 1840 работал в Пекине. Приобрёл популярность после исполнения гл. роли в драме "Застава Вэньчжао". Возглавил одну из ведущих трупп ('Три радости") жанра пекинской муз. драмы, был её руководителем, до конца творч. деятельности Ч. Ч.-г. играл в пьесах пекинской муз. драмы и кунъцюй. Это повлияло на использование куньшаньских мелодий и приёмов актёрского иск-ва куньцюй в пекинской муз. драме. Исполнял роли в пьесах традиц. т-ра -"Встреча героев", "Встреча в тутовой роще", "Захват Чанша", "Поимка и освобождение Цао Цао", "Меч во внутренностях рыбы" и др.
Лит. (на кит. яз.): История столичной драмы на протяжении 200 лет, Шанхай, 1926; С ю и М у- ю н ь, Разговор о пекинской музыкальной драме, Пекин, I960. С. С.
ЧЭНЬ БАЙ-ЧЭНЬ (р. 1909) - кит. драматург и театр. деятель. Первую пьесу написал в 1935. В период нац.-освободит, войны (1937-45) руководил театр. коллективом "Инжэнь", преподавал в Гос. театр. уч-ще в Чунцине. Из 20 написанных им пьес наиболее известны "Свадебный марш" (соч. 1942), "Когда приходят холода" (соч. 1944) и "Карьера чиновника" (соч.1945), сатирически обличающие чанкайшистский режим, рассказывающие о тяготах жизни народа. Ч. Б.-ч.-автор серии историч. пьес из эпохи Тайнинского восстания, в т. ч. "Деревня Цзиньтянь" (соч. 1937), "Дадухэ" (соч. 1942) и др. В 1959 опубликовал сатирич. комедию "Явление бумажного тигра", обличающую амер. империализм.
Лит. (на кит. яз.): Суй Хань-цзи, Пекин, 1956. Вл. С. ЧЭН ЯНЬ-ЦЮ (1904-1958) -кит. актёр. Исполнял в пекинской муз. драме роли амплуа цинъи ("женщин в скромных одеждах"). Впервые выступил в т-ре в конце 1910-х гг. Одну из своих первых ролей в пьесе "Опьянение Ян Гуй-фэй" готовил с Мэй Лань-фаном. В 20-е гг. играл в пьесах "Наложница Мэй", "Яшмовая шпилька" и др., написанных для него драматургом Цзинь Хой-лу; участвовал в спектаклях, имеющих социальную направленность: "Слезы о диких горах", "Могильный холм любящих супругов", "Обида Доу-Э" (в варианте Ч. Я.-ц. "Записки о золотом замке"). В 30-е гг. выступил в одной из своих лучших ролей в пьесе "Сон в весеннем тереме" (по произв. классика кит. поэзии Ду Фу "Прощание новобрачной" и "Песнь о боевых колесницах"). Ч. Я.-ц. сочетал в своём творчестве элементы европейского театрального искусства с национальными традициями. После 1949 отошёл от сценической деятельности, занимался педагогической и научной работой.
Ч. Я.-ц. вошёл в историю кит. т-ра как один из лучших исполнителей трагедийных женских ролей. Создал своеобразную манеру вок. исполнения, сочетая пение фальцетом, характерное для исполнения женских ролей, с грудным пением, принятым в мужских амплуа. В его исполнит, иск-ве слились две тра-диц. вок. школы - женская (цы) и мужская героич. (сюн).
Лит. (на кит. яз.): Чэн Янь-цю, Пекин, 1959;
Чэнь Янь-цю-ды утаи ишу, Пекин, 1959. С. С.
ЧЮРЛЕНЁНЕ-КИМАНТАЙТЕ, София (13.III. 188(Г- 1.XII.1958) - литов. писательница, драматург. Училась в Краковском ун-те, изучала философию. Лит. деятельность начала в 1905. В 1909 стала женой художника и музыканта К. М. Чюрлениса. В 1935-38 преподавала литов. язык в Каунасском ун-те. В реалистич. комедиях "Денежки" (1918, Каунасский т-р, 1921), "Украшение виллы" (19.32, там же),
"Большая ярмарка" (1939, пост. 1944, там же) и др. сатирич. произв. высмеиваются нравы буржуазии, мещанства. По 'мотивам литов. фольклора написана пьеса-сказка "Двенадцать братьев - чёрных воронов" (1931, пост. 1934, там же), ставившаяся в литовских молодёжных т-рах. Значит, роль в развитии литов. т-ра сыграли критич. работы Ч.-К., а также её переводы классической драматургии (Мольер и др.) на литовский язык.
С о ч.: Ciurlionienee Kymantaitee, t. 1-3, Vilnius, 1956
И. Дан.
ЧЯСАС, Владас Адомо (р. 16.1.1917) - литов. сов. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Литов. ССР (1954). В 1946 окончил консерваторию в Каунасе. С 1944 - солист Т-ра оперы и балета Литов. ССР (Вильнюс).
Партии: Альмавива, Герцог; Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Альфред; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст; Ионтек ("Галька"), Ленский: Князь ("Русалка"), Андрей ("Мазепа"), Юродивый ("Борис Годунов"), Водемон ("Иоланта"), Лёнька ("В бурю" Хренникова), Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Данила, Наглис ("Пиленай", "Вайва" Кловы), Скудутис ("Даля" Дварионаса) и др. д руд
ШАБРИЕ (Chabrier), Алексис Эмманюэль (18.1. 1841 - 13.IX.1894) французский композитор. Известен как автор оперетт - "Звезда" (1877, т-р "Буфф-Паризьен", Париж), "Недостаток воспитания" (1885). Автор опер "Гвендолина" (1886, т-р "Де ла Монне", Брюссель), написанной под влиянием Р. Вагнера и пост. во многих т-рах Германии и Франции, "Король поневоле" (1887, т-р "Опера комик", Париж) и др. соч.
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, ред. М. С. Друскина, М., 1938;
M а г t i n e a u R., Е. Chabrier, Р., 1910. Ал. М.
ШАВГУЛЙДЗЕ, Георгий Владимирович (16.XI. 1910-13.IV.1959) - груз. сов. актёр. Нар. арт. Груз. CCP (1955). Ученик К. А. Марджанишвили, под его руководством начал сценич. деятельность в Кутаисском т-ре в 1928. Вначале играл эпизодич. роли, но вскоре занял ведущее положение. Роли Карл Томас ("Гоп-ля, мы живём!" Толлера), Гоча ("Как это было" Каладзе), Рувим ("Уриэль Акоста" Гуцкова).
В 1930 вместе с т-ром (ныне Т-р им. Марджанишвили) переехал в Тбилиси. Актёр широкого диапазона, Ш. играл глубоко драматич. и гротесково-характерные роли. Его драматич. образы отличались мужественностью, темпераментом, сдержанностью и благородством формы. Игре Ш. были присущи радужные, светлые, оптимистич. краски, яркая стихия комического, выразит, пластика, ощущение внутр. ритма, точность деталей, чувство интуиции. Выразительность и острота сценич. формы, точность и конкретность жизненных красок характеризовали иск-во Ш., подлинно синтетич. актёра, следовавшего творч. заветам Марджанишвили.
Среди ролей: Саят-Нова ("Царь Ираклий" Готуа), Кастельский ("Страх"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Ясон ("Гурия Ниношвили" по Э. Ниношвили), Фар-хад ("Легенда о любви" Хикмета), Датико Шеварднадзе ("Раненый орёл" Бердзенишвили), Цезарь ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), граф Лейстер ("Мария Стюарт"). В ярко гротесковой манере играл роль почтмейстера Шпекина ("Ревизор"), Бухгалтера ("Апракуне Чимчимели" Вакели), с гиперболич. сочностью играл роли Харитона ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Никифора ("Его звезда" Мосашвили, Гос. пр. СССР, 1952). Снимался в кино.
Лит. (на груз. яз.): Гурабанидзе Н., Георгий Шавгулидзе, Тб-, 1963. Гур.
ШАВЕРДЯН, Александр Исаакович [22.VI (о.VII). 1903-2.III.1954] - сов. музыковед и муз. критик. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Учился в Ленингр. консерватории. Окончил историко-теоре-тич. ф-т Моск. консерватории. Был гл. редактором муз. вещания Всесоюзного радиокомитета (1928-36). С 1926 выступал как муз. критик (псевд.-Богданов, Искандер, A. Map). Ш. принадлежит редакция оперы "Аршак второй" Т. Г. Чухаджяна. Вёл педагогич. работу: в 1926-28 в Тифлисе, до 1932 в Москве, в 1941-42 в Ереване.
Соч.: "Борис Годунов" Мусоргского, 2 изд., М., 1932 "Травиата" Дж. Верди, М., 1935; "Фиделио" Бетховена, М. 1937; А. А. Спендиаров. Жизнь и творчество, 2 изд., М. 1957; Большой театр Союза ССР, М., 1952; Комитас и армянская музыкальная культура, Ер., 1956; Избр. статьи М., 1958; Очерки по истории армянской музыки, М., 1959 Я. Шах.
ШАВЕРЗАШВЙЛИ, Александр Васильевич (р. 8. VII. 1919) - груз. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции П. Б. Рязанова, затем А. М. Баланчивадзе). Автор опер: "Маринэ" на сюжет пьесы "Стрекоза" Бараташвили (1955, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), "Царь Эдип" по трагедии Софокла (1965 в концертном исполнении, Большой зал Тбилисской консерватории), "Княжна Майя" (соч. 1966); балета "Элгуджа" (соч. 1943); оперетты "Манёвры" (1959, Тбилисский т-р муз. комедии); музыки к драматич. спектаклям и произв. др. жанров. Ведёт педагогич. работу: с 1947-преподаватель центр, муз. школы в Тбилиси, с 1955 - доцент Тбилисской консерватории.
Лит.: ШаверзашвилиА., "Княжна Майя", "Сов. музыка", 1965, № 3, с. 152. А. Ив.
ШАВРОВ, Борис Васильевич [р.3(16). VIII. 1900]- рус. сов. артист балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1930), засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1964). В 1918 окончил Петрогр. театр. уч-ще (класс Л. С. Леонтье-ва) и в том же году был принят в балетную труппу
Марппнского т-ра. В 1921-59 - ведущий танцовщик этого т-ра. Ш. наделял свои образы энергией, мужеством, жизнеутверждающей простотой. Это углубляло традпц. образы, развивало и обогащало мужской класспч. танец. В 1964 окончил сценич. деятельность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.