Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз. "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу. Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в.- Г. Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с царём Соломоном. Одним из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор "Сатирических сцен из жизни молодожёнов" (ок. 1580).
В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в.- "О борьбе горациев и куриациев..." И. Веттера (1654), "Пьеса о трёх королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).
В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа, ставили "Пьесу о трёх королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера. Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.
В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в. крупным явлением швейц. драматургии было творчество И. В. Видмана, в пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах", "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Бре-шианский" (1867). На рубеже 19-20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892), "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).
В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились фестшпили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств, истории, нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов, основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только любители. Наиболее значит, представления состоялись в 1886 (500-летие битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).
В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.
Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность крупнейшие совр. швейц. драматурги M. Фриш-"И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась втшна" (1949), "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор" (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой по художеств. приёмам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич. скептицизма.
Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр. драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют зап.-европ. авангардистским течениям.
Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн. в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938-61) возглавлявшийся видным режиссёром О. Вельтерлином. Под его руководством были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов. Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.
Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X. Гнеков, В. Босхард.
Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zurich, 1914; Ehe r-1 e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Lang P., Das Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:
Jahrbuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV, Elgg., 1944; S с h о о p G., Das Zurcher Schauspielhaus im zweiten Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.
Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы. В 18 в. в Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе, включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса", 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошелёк скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост. "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф. Шнидер фон Вартензе ("Эстел-ла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И. Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Гёц ("Укрощение строптивой", 1874).
Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением была пост. опера "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19-7 нач. 20 вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.
В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был пост. ряд опер Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре базельской оперной труппы значит, место заняли произв. Пуччини, Р. Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).
В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц. композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера, "Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы" (1925) Ф. Андре, оперы О. Шёка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира", 1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П. Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион" (1933) Онег-гера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитц-нера (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Шёнберга "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др. Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.
В т-ре работали: дирижёры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов и др.; реж.- Э. Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.
Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич. спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дирижёр т-ра - Н. Эшбахер). В Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне -с 1839 (здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934), в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).
На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар. празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой музыки и ведущие своё начало с 1886. Эти празднества происходили на открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо торжеств, датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с музыкой К. Мунцигера, и др.).
Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Чёрный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р. Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа жён", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.
Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater (1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel, ['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929; Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E., Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke, Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z., 1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М.
ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор. Учился музыке в Байрёпте. Работал придворным капельмейстером в Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772, Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты), опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы "Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772, Веймар) и др. соч. Ал. M.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.