Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Лит.: G l i n s k i M.. "Le roi Roger" de Szymanowski, "La revue musicale", 1926, .N" l, p. 264-65; Got a c h o -w s k i St., K. Szymanowski, [Kr. ], 1956; L o b a c z e w -s k a St., Karol Szymanowski. Zycie i tworczosc (1882- 1937), Kr., 1950. Л. Коз.
ШИМАНЬСКИЙ (Szymanski), Станислав (р. 17.VI. 1930) - польский артист балета. В 1948-50 работал в балетной труппе Т-ра оперетты (Варшава), в 1950-57- в Ансамбле Польской армии, с 1957 - солист балетной труппы оперного т-ра в Варшаве.
Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"), Меркуццо ("Ромео и Джульетта"), Мазепа (о. п. Шелиговского), Орфей (о. п. Стравинского) и др.
ШИМКО, Тамара Ивановна (р. 28.IV.1928) - белорус. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1963). В 1952 окончила Минскую консерваторию (класс О. Н. Нестеренко). Совершенствовалась в Италии (у Пьяццо и Л. Риччи) как стипендиат
ЮН ЕС}" О. С 1952 - солистка Белорусского т-ра онеры и балета (Минск). Ш. создаёт лирич. муз.-сценич. образы.
Партии: Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан, Микаэла;
Манон (о. п.Массне), Недда ("Паяцы"), Дездемона ("Отелло" Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Виолетта, Мими;
Иоланта ("Иоланта"), Татьяна; Ксения ("Борис Годунов"), Электра ("Орестея" Танеева), Наталья ("Тихий Дон" Дзержинского), Луиза ("Обручение в монастыре" Прокофьева), Марыся ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Светлана ("Колючая роза" Семеняко), Юленька ("Надежда Дурова" Богатырёва), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова) и др.
Гастролировала в Болгарии, Польше, Румынии.
Я. Hue.
ШИРАЙ, Нази Александровна (р. 1928) - сов. артистка цирка, жонглёр. Засл. арт. Арм. ССР. Работает в цирке с 1944. Выступления Ш. отличаются своеобразным нац. колоритом, темпы и ритмы её исполнения синхронно сливаются с нац. мелодиями. Лауреат 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и всесоюзных конкурсов артистов цирка. Гастролировала за рубежом.
Лит.: Гончаров М., Нази Ширай, "Советский цирк", 1959, № 3, с. 5. , А. Шн.
ШИРВАНЗАДЁ, Александр Минасович (наст. фам.- М о в с е с ян) [7(19).IV.1858, Шемаха, Азерб. ССР,- 7.VIII.1935, Кисловодск] - арм. писатель и драматург. Нар. писатель Арм. ССР (1930). В произв. Ш. (романах, пьесах, повестях, рассказах) впервые в арм. лит-ре показан большой промышленный город с его противоречиями, выведены капиталисты и рабочие. С большой реалистич. силой Ш. раскрыл пороки, социальный антагонизм бурж. общества. Хищнической алчности и бездушию капиталистов Ш. противопоставил самоотверженность, гуманизм пролетариев. Драматургия. произв. Ш. утверждали и развивали реалистич. традиции Г. Сундукяна. В пьесах Ш. показан процесс распада патриархальных нравов, возникновение и разложение армянской буржуазии. Первые психологические семейные драмы Ш."Евгине" (1901, Тифлис, труппа армянского драм. об-ва), "Арменуи" (1910, там же) - посв. проблеме брака, положению женщины в бурж. обществе. Ш. обличает лицемерие мещан-ско-филистерской морали, бурж. либерализм, ханжество в бурж.-семейных отношениях, приводящее к гибели человеческой личности. В 1911-12 Ш. на основе своих ранее изданных повестей написал драмы "Намус" ("Честь", 1911, там же), "Злой дух" (1912, там же), где обрисовал тяжёлую жизнь простых людей, угнетённых темнотой и фанатизмом. Разложение бурж. семейных отношений отражают и пьесы "Шарлатан" (1907), "На развалинах" (1907), в к-рых сказались нек-рые либеральные колебания автора, порождённые наступлением реакции после поражения революции 1905. Эти же тенденции проявились в драмах "Погибший" (1912, пост. запрещена цензурой) и "В дни кошмара" (1917, Тифлис, Т-р артистич. об-ва). Вершиной драматургии Ш. явилась драма "Из-за чести" (1904, Баку), построенная на остром социальном конфликте, раскрывающая хищническую сущность бурж. общества.
Живя в Париже, Ш. приветствовал установление Сов. власти в Армении и Закавказье. Возвратившись в 1926 в Сов. Армению, он стал одним из активных создателей новой, социалистич. культуры. В поли-тич. комедии "Кум Моргана" (1927, Т-р им. Сундукяна) Ш. показал гибель арм. буржуазии, её жалкое существование в эмиграции. Пьесы Ш. постоянно ставятся арм. т-рами Еревана, Ленинакана, Тбилиси. Баку. По мотивам драмы "Намус" и "Из-за чести" созданы одноим. фильмы, опера "Намус" (комп. Ходжа-Эйнатов). Инсценировка романа "Хаос" осуществлена Т-ром им. Сундукяна (1959).
Соч. (на арм. яз.): Полное собр. соч., т. 1-9, Ер., 1950-55; Собр. соч., т. 1-10, Ер., 1958-62; на рус. яз.- Избранные соч. в 3-х тт., Тифлис, 1936-38; Избранное, М., 1952; "Честь", 2 изд., М.-Л., 1930; "Хаос", М., 1935, то же, 1956.
Лит. (на арм. яз.): Тертерян А., Ширванзадс, Тифлис, 1911; Т а м р а з я н Г р., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1954; его же, Ширванзаде. Жизнь и творчество. Ер.,1961. р. Г р.
"ШИРКАТ" ("Товарищество") - тат. театр. Создан в 1915 в Оренбурге артистами В. Муртазин-Иман-ским и М. М утиным, ушедшими из труппы "Сайяр". В труппе "Ш." также работали татарские актёры Ка-мал первый, Г. Мангушев, С. Байкина, М. Иман-ская, Ф. Самитова, Л. Сыртланова. В этой же труппе начал свою деятельность X. Абжалилов и Ф. Иль-ская. В репертуаре труппы видное место занимала тат. драматургия - "Первое представление", "Из-за подарка", "Тайны нашего города", "Банкрот", "Распутство" Г. Камала, "Хаджи женится" Ш. Камала, "Галиябану" Файзи, "Молодёжь" и "Неравные" Амирхана, а также-"Доходное место", "Коварство и любовь", "Скупой"; "Лекарь поневоле" Мольера и др. После Февральской революции труппа поставила ряд пьес, ранее запрещённых цензурой ("Молодая жизнь" Кулахметова и др.), систематически организовывала концерты-митинги для революционных воинских частей.
В 1918 из артистов "Ш." в Оренбурге был создан тат. "Восточный" т-р, в труппе к-рого были Н. Са-каев, Г. Мангушев, X. Абжалилов и др. В 1922 т-р был преобразован в гос. Оренбургский татарский т-р. , X. Г.
ШИРОБОКОВ, Степан Павлович [р. 18.XII. 1912] - удм. сов. поэт и драматург. Нар. поэт Удм. АССР (1963). В 1939 окончил Ижевский учительский ин-т. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Во 2-й пол. 50-х гг. Ш. обращается к драматургии. Пьеса "Чук-дор" ("У волка своя тропа") призывает к бережному отношению к природе, борьбе с браконьерами (1956, Удм. т-р). Комедия "Если нет любви..." (1961, Удм. т-р) посв. молодёжи, выбору жизненного пути. Ш.- автор одноактных пьес о совр. жизни: "Неизвестный художник", "Любишь - не любишь" и др.
Соч.: У волка своя тропа (Чукдор), "Молот", Ижевск, 1956. J\l 6, 7; Яратон ке бвбл, в кн.: Чупчи вера..., Ижевск, 1962; Чупчи вера... [Сб.], Ижевск, 1962. Д. Ив,
ШИРЬЁ, Вера Карловна [р. 18(31). 1.1915] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. С 1933 занималась в студии при Бакинском рус. т-ре, с того же года играла на сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского рус. т-ра. Исполняла роли:
Мирандолина-; Маша ("Живой труп"), Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова), Шура ("Русские люди"). В годы войны Ш. много выступала на фронте. В послевоенные годы исполнила роли: Варвара Огар-нова ("Счастье" Павленко), Меланья ("Дети солнца"), Анна Ильинична ("Семья" Попова), Шахрабану ха-нум ("Мусье Журден" Ахундова), Малютина ("Персональное дело" Штейна), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), тётушка Пери ("Зачем ты живёшь"? Касумова и Сеидбейли), Тереза ("День рождения Терезы" Мдивани), королева Елизавета ("Мария Стюарт").
Одновременно с работой в т-ре Ш. (с 1934) выступает как чтец (произв. сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и телевидении. Г. К.-К.
ШИРЯЕВ, Александр Викторович [29.VIII(10.IX). 1867-25.IV.1941] - рус. сов. артист балета, педагог. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1921). Окончил балетное отделение Петерб. театр. уч-ща; занимался у Л. И. Иванова, М. И. Петипа, П. А. Гердта, П. К. Карсавина. В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. В 1885, по окончании уч-ща, был принят в балетную труппу Мариинского т-ра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса. Актёрское дарование Ш. проявилось в партиях "злодеев" и в комедийных партиях: фея - Карабос ("Спящая красавица"), Абдерахман ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада" Дриго) и др. С 1896 Ш. фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет Армсгей-мера "На перепутье" (1904). В 1902 возглавил гастроли группы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом.
Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен из т-ра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского т-ра. Вернулся в т-р только после Октябрьской революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленингр. хореографич. уч-ще (имя Ш. присвоено учебному т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым и А. И. Бочаровым книгу "Основы характерного танца" (1939).
Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории' русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 309-10;
Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в.. Л.- М., 1963, с. 437-41. В. Кр.
ШИУКАШВЙЛИ, Нико Иванович (1870-1938) - груз. драматург. Лит. деятельность начал в 1887. Для его первой пьесы "Засохший лист" (1892) и для последующих пьес - "Дружба" (1908), "Уродство" (1910), "Светлячок" (1912) - характерен уход от обществ. проблематики, любовные и бытовые сюжеты. Пьесы Ш. входили в репертуар груз. т-ров в годы реакции (1907-12). После установления Сов. власти в Грузии Ш. делает попытку отобразить современность в комедии "Американский дядюшка" (1926, Т-р им. Руставели). В репертуар сов. т-ров вошла его пьеса "Дурачок" (в новом варианте, 1938, Т-р им. Руставели), отображающая революц. события в годы реакции. Драматургии Ш. присущи мелодраматич. эффекты, образность языка и живость диалога, яркость характеров персонажей. Стремясь возродить импровизационный т-р нар. масок, Ш. написал пьесу "Берикаоба". С 1922 вёл педагогич. работу в драм. студиях, преподавал сценич. речь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.