Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Фриц, Мейнау, барон Цидерштрем ("Сын любви", "Ненависть к людям и раскаяние", "Бедность и благородство души" Коцебу), граф Кларандон ("Евгения" Бомарше), Игрок ("Братом проданная сестра" Ефимь-ева) и др. В 1800 Ш. вернулся на петерб. сцену. Почувствовав, что в героич. ролях он не может соперничать с молодым трагедийным актёром А. С. Яковлевым, Ш. сосредоточил своё внимание на ролях, имеющих элементы характерности, требующих перевоплощения: царь Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804), король Ле-ар (перевод Н.И. Гнедича переделки Дюси "Короля Лира", 1807). Играя эти роли, Ш. подчёркивал человечность своих героев, вызывал к ним сочувствие. В его исполнении это были живые люди, старчески немощные, страдающие. Среди значит, ролей Ш. также Старн, Белозёрский ("Фингал" п "Димитрий Донской" Озерова), Заруцкий ("Пожарский" Крюковского). В 1803-08 Ш. был инспектором Петерб. драм. труппы. В 1810, перейдя на пенсию, жил в Москве. Изредка выступал на моек. сцене. Общая культура, широта взглядов, стремление постичь законы сценич. творчества определили значение Ш. в истории рус. т-ра; он был одним из первых рус. актёров, пытавшихся отойти от классицистской условности в сценическом искусстве, достигнуть простоты, правдивости исполнения.
Лит.: Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости, Собр. соч., т. 2, М., 1955; Клинчин А. П., Яков Емельянович
Шушерин, М,- Л., 1947; Ж и х а рев С. П., Записки современника, М.-Л.,195 5. А. К л.
ШЭН - одно из основных мужских амплуа кит. традиционного т-ра. Подразделяется на амплуа ушэн (воен. Ш.) и вэньшэн (гражд. Ш.). Наибольшее развитие получило в пекинской муз. драме. В зависимости от возраста персонажа гражд. Ш. делится на лаошэн (пожилой) и сяошэн (молодой). Лаошэн - персонажи, обладающие прямым и честным характером, достойные уважения. Среди исполнителей ролей лаошэн - Чэн Чан-гэн, Тан Синь-пэй, Чжоу Синь-фан, Ма Лянь-лян и др. (Сюйшэн-бородатый Ш.-глубокие старики с белыми бородами). Сяошэн подразделяется на цюнь-шэн (бедный интеллигент), гуаньшэн (чиновник) и шаньцзышэн (персонаж с веером в руке). Среди исполнителей ролей этого амплуа - Сюй Сяо-сянь, Ли Гуй-фан и др. Ушэн разделяется на чанкао (воины, носящие длинные одежды), дуанькао (воины, носящие короткие одежды) п чживэйшэн (воин с перьями фазана в головном уборе). Исполнение Ш. характеризуется степенной походкой, плавными движениями, более естественной манерой пения. Среди исполнителей: Ян Сяо-лоу, Ли Шао-чунь и др. С. С.
ШЭНЬ ЦЗИН (1553-1610) - кит. драматург. Известен также под псевдонимами - Бо - и н, H и на н ь, Ц ы-и н ь. Род. в Уцзяне (ныне провинция Цзянсу), поэтому школа драматургов, основоположником к-рой он стал, получила назв. уцзянской. Ш. Ц. писал в жанре чуаньци. Автор ок. 15 пьес, из к-рых сохранилось только семь. Стихотворные драмы Ш. Ц. отличаются музыкальностью. Свои взгляды на т-р изложил в работах: "Шесть - замечаний о песенных текстах", "Что надо знать о театральном пенни" п др. Наиболее популярная пьеса "Благородные рыцари" ("Исяцзи"), написанная на сюжет нар. легенды "Речные заводи", утверждает феод, мораль. Среди последователей уцзянской школы: Люй Тяпь-чэн, Бу Ши-чэнь, Ван Цзи-дэ, E Сянь-цзу.
Лит. (на кит. яз.): Чжунго вэньсюэ ши, т. 3. Пекин. 1962, с. 936; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюй ши чанбянь. Пекин, 1960. Ал. /К.
ШЮТЦ,Шюц (Schutz), Генрих (14.X.1585-6.XI. 1672)-нем. композитор. Учился в Италии у Дж. Габриели. Ш.-автор первой нем. оперы "Дафна" (1627, замок Хартенфельс, близ Торгау) и первого в Германии балета "Орфей и Эвридика" (1638, Дрезден). Ш. - крупнейший нем. композитор до И. С. Баха, создатель самобытного ораториального жанра, перенес в Германию монодич. стиль, появившийся в Италии.
Лит.: Worbs H. Chr., H. Schutz, Lpz., 19.')6.
Ал. M,
ЩАВЙНСКИИ, Мечислав Мечиславович [р. 8(21). VI II. 1915] - рус. сов. артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1957). В 1945 окончил Винницкий мед. ин-т. Как вокалист начал выступать в самодеятельных коллективах. В 1940 и 1946-47 - солист Винницкого оперного т-ра, в 1947-49 - Моск. оперно-драматич. т-ра им. Станиславского (одновременно брал уроки пения у Л. Я. Шор-Плотниковой, в 1955-59 - у А. С. Стрельниковой). С 1949 солист моек. Муз. т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко.
Партии: Пётр, Левко, Андрей ("Наталка-Полтавка", "Майская ночь", "Катерина" Лысенко), Альфред, Ленский, Фауст, Альмавива; Данила-мастер, Карлино ("Каменный цветок", "Улица дель Корно" Молчанова), Андрей ("Семья Тараса" Кабалевского), Лёнька и Антонов ("В бурю" Хренникова), Пьер Безухов ("Война и мир" Прокофьева) и Др. В. Бр.
ЩЕГЛОВ, Дмитрий Алексеевич [30.V(11.VI). 1898-16.XI.1963] - рус. сов. драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. В 1922 окончил Петрогр. ун-т. В 1918 работал в Передвижном т-ре под рук. П. П. Гайдебурова. Ставил массовые "действа". В 1920 руководил т-рами, входившими в систему Петрогр. отдела нар. образования, одновременно заведовал ТЕО Наркомпроса. Как драматург выступил в 1926. Внимание мн. т-ров привлекла драма Щ. "Пурга" (1927), к-рая была пост. в б. Т-ре Корша, Театре-студии Малого т-ра, в Ленингр. Большом драм. т-ре и др. т-рах, шла также за рубежом.
Щ.- автор пьес: "Елена Толпина" (1927, Передвижной т-р под рук. Гайдебурова), "Клятва" и "Побег" (обе пост. в 1937 в ЛенТЮЗе), "День рождения" (1954, Усть-Каменогорский т-р), "В дни первой бури" (1955, Калининский т-р). Написал две пьесы, посв. прошлому карельского народа, - "Девичье озеро" (1939, Петрозаводский т-р), "Сокровище Сампо" (1941, Моск. т-р им. Ленсовета). Создал три произв., посв. К. Марксу: в 1956 опубликована пьеса "Набат" ("Гражданин мира"), в 1958 вышел хроникально-био-графич. фильм "Страницы великой жизни", в 1962 пост. телеспектакль "Страницы жизни" по сценарию Щ.
Соч.: Драмы, М., 1958; Природа конфликта и мастерство драматурга, "Театр", 1954, № 3. H.Mop.
ЩЁГОЛЕВ, Василий Матвеевич (р. 1.IV.1904) - укр. сов. драматург, переводчик, театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1933 окончил Днепропетровский муз.-театр. техникум, в 1953 - театро-ведч. ф-т Киевского ин-та театр. иск-ва. В 1921-33 работал актёром в Красноградском т-ре, т-рах им. М. Заньковецкой и Т. Шевченко. В 1933-41 был директором ряда укр. т-ров. С 1961 работает в Украинском театральном обществе. В 1927 начал драматургическую деятельность, пишет преим. одноактные пьесы, посв. сов. действительности.
Среди пьес Щ., идущих на сценах проф. и нар. т-ров.- "Берёзка" (1951, Дрогобыч, Черновцы), "Единственный сын" (1957, Киев, Львов, ПНР), "Мы-советские люди" (1957, Севастополь), "Не убий" (1962, Винница, Одесса, БНР), "Селезень" (1964, Воронеж, Киев) и др., комедия "Смерть Тихохода" (1961, Н.-Волын-ский т-р), водевиль "Двойник" (1964) и др. Перевёл на укр. яз. ряд пьес рус. сов. драматургов.
Соч.: Одноактш комедп, Зб1рка, К., 1963; OciHMi KBiru, К., 1967. Л. Б.
ЩЁГОЛЕВ, Николай Павлович (р. 6.V.1928) - рус. сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1956). Учился у педагогов Л. П. Большаковой, М. Г. Тер-Степановой (Ленинград) п Н. В. Даниловой (Куйбышев). С 1946 ведущий танцовщик Куйбышевского т-ра оперы и балета.
Партии: Принц ("Щелкунчик"), Дезире ("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фрондосо ("Лау-ренсия"), Базиль ("Дон Кихот"), Ферхад "Легенда о любви" Меликова), Ма Ли-чен и Капитан ("Красный цветок"), Альберт ("Жизель"), Отелло (о. п. Мачавариани), Гирей ("Бахчисарайский фонтан") и др. М. К л.
ЩЕГОЛЬКОВ, Николай Фёдорович [р. 16(29). V. 1905] - рус. сов. артист оперы (бас). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1933 окончил Ташкентский музыкальный техникум. Солист т-ров оперы и балета в Ташкенте (1933-36), Горьком (1936-38), Свердловске (1938- 1944); в 1944-60 - Большого т-ра (Москва).
Партии: Кочубей ("Мазепа"), Борис и Пимен ("Борис Годунов"), Руслан; Мельник ("Русалка"), Галицкий; Ерём-ка ("Вражья сила" Серова), Сусанин; Вакулинчук ("Броненосец Потёмкин" Чишко), Тихон ("Гроза" Трамбицко-го), Емельян Пугачёв (о. п. Коваля), Сват ("Проданная невеста"), Мефистофель ("Фауст"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Рокко (*Фиделио" Бетховена), Тиборц ("Банк-бан" Эркеля) и ДР- В. Бр.
ЩЕДРИН, Родион Константинович (р. 16.XII. 1932)-рус. сов. композитор и пианист. Деп. Верх. Совета РСФСР 6-го созыва. Окончил Моск.консерваторию в 1955 (класс, композиции Ю. А. Шапорина и фп.- Я. В. Флнера). Муз. язык театр. произв. Щ. национален. Композитор претворяет в своём творчестве элементы частушечных и плясовых напевов, ритмы и тембры нар. инстр. музыки. Написал балет "Конёк-Горбу'нок (1960, Большой т-р, по сказке П. П. Ершова), музыка к-рого отличается острой характерностью, лукавым лиризмом и красочностью. Авор лирич. оперы "Не только любовь" (1961, Большой т-р) на либр. В. А. Катаняна по мотивам рассказов С. Л. Антонова. Переработал музыку оперы Кармен" Визе в балет "Кармен-сюита" (1967, там же). Автор музыки к драм. спектаклям и фильмам и др. прои в. Член Сов. комитета защиты мира (с 1962).
Лит.: Г е н и н а Л., Ново, талантливо, "Сов. музыка", 1961, № 7; Добрынина Е., Не только любовь..., там же, 1962, № 9; Я p у с т о в с к и и Б., Не только любовь, "Муз. жизнь", 1962, J\ 8; M е д в е д е в А., Снова "Конёк-Горбунок", "Сов. музыка", 1964, Д% 6. В.Дель.
"ЩЕЛКУНЧИК" -балет П. И. Чайковского, либр. М. И. Петипа (по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). Пост. 6 дек. 1892, Мариинский т-р (Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С. Легат, фея Драже - Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин; балетм. Иванов, дирижёр Дриго, худ. Бочаров и К. Иванов, костюмы Всеволожский и Пономарёв). Возобн., 1923, Ленингр. т-р оперы и 5алета (балетм. Лопухов и Ширяев, по Л. И. Иванову; фея Драже-Е. Гердт, принц Коклюш - Дудко, Дроссельмейер - Солянников; дирижёр Гаук, декорации те же). Новая редакция 1929, там же (Маша - Мунгалова, Щелкунчик - Гусев, Дроссельмейер - Леонтьев; балетм. Лопухов, дирижёр Гаук, худ. Дмитриев). 1934, там же (Маша-Уланова, Щелкунчик-принц - Сергеев; балетм. Вайнонен, дирижёр Мравинский. худ. Селезнёв). 1919, Большой т-р, Москва (Клара Кудрявцева, Фриц - Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц - Ефимов, Дроссельмейер - Булгаков; балетм. Горский, дирижёр Фёдоров, худ. Коровин). 1932, там же (балетм. Иванов, возобн. Чекрыгина и Монахова;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.








