Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Представления саругаку устраивались во время религиозных праздников. Исполнителями были представители из народа. Иск-во саругаку быстро завоевало большую популярность. Три века спустя оно обрело покровителей в лице крупных храмов и монастырей. В саругаку включались придворные, ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театр. представления - саругаку-но но, ставшая прототипом будущих представлений т-ра Но. Комедийная часть саругаку к 14 в. развилась в кёгэн - короткие пьесы, включающие бытовые комедийные, а иногда сатирич. сцены. Язык кёгэн прост, близок к разговорному.
Параллельно развивалось театр. иск-во, основанное на песнях и танцах сельских местностей - дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14 в. эта форма представлений соединилась с саругаку-но но и на её основе театр. деятели Канами (Канъами) и его сын Дзэами создали новый вид т-ра Но. Представления т-ра Но построены на танцах и музыке.
Действие сопровождают оркестр из флейт (фуэ), барабанов разных размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, к-рые располагаются на сцене. Сцена покрыта крышей, с левой стороны находится помост хасигакари, к-рый служит для выхода актёров. Декорации отсутствуют. Для оформления спектаклей используется условная символич. бутафория. Гл. действующие лица выступают в масках. Большинство сцен построено на пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных движений актёра выражает переживания героя, о к-рых повествует хор. Часть текста произносится актёрами, использующими манерную декламацию или гортанное пение. Драматургия т-ра Но основана преимущественно на япон. классич. лит-ре, нар. и буддийских легендах. Действие в этих пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами. Канъами и Дзэами, выступавшие как актёры, постановщики, драматурги, композиторы, основали школу Кандзэ, ведущую школу т-ра Но, сохранившуюся и в совр. Я. т. Они заложили эстетич. основы всего традиционного театр. иск-ва Японии.
Междоусобные войны, потрясавшие Японию на протяжении всего 16 в., приостановили развитие т-ра Но. С 17 в., после установления господства Иэясу Току-гава (1542-1616), представления приобретают церемониальный характер и устраиваются лишь по торжественным случаям. Кёгэны, существовавшие до сер. 17 в. как импровизированные интермедии, стали записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещё четыре школы т-ра Но: Компару, Хосё, Конго и Кита. Актёры, выступавшие в кёгэнах, разделились на две школы: Окура и Идзуми (эти школы сохранились и в совр. Я. т.). Бурж. революция Мэйд-зп (1867-68), уничтожившая военно-феодальную диктатуру, вызвала изменения и в т-ре. Лишившись правительственной поддержки, мн. актёры т-ра Но были вынуждены менять профессию. Т-р Но существовал только для аристократич. публики, положение его было неустойчивым до тех пор, пока он не стал выражать идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.
Окончание междоусобных войн (нач. 17 в.) и уста- новившпйся мир способствовали росту городов, развитию торговли и ремёсел. Это привело к улучшению благосостояния гор. населения, оживлению разл. сфер культурной жизни. Появились новые театр. формы, ставшие в дальнейшем ведущими жанрами классич. Я. т. -дзёрури \\ т-р Кабуки.
Т-р дзёрури сочетает иск-во кукловодов, певцов-сказителей и музыкантов. Он возник в конце 16 в.
Музыкально-песенный сказ дзёрури, исполнявшийся прежде странствующими сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соединён с представлением кукол и стал исполняться под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент). Муз. мелодика дэёрури связана с т-ром Но, иск-во вождения кукол заимствовано из представлений сангаку. Первые представления дзёрури устраивались в Киото. В нач. 17 в. кукольники перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657, истребившего кварталы столицы, т-ры кукол переместились в район Осака-Киото, где обосновались окончательно. Появились стационарные т-ры кукол с хорошо оборудованными сценами.
В начале развития япон. т-ра кукол существовали разные стили исполнения дзёрури. В конце же 17 в. творч. содружество театр. деятелей Такэдзава Гонэмон (исполнитель па сямисэне), Есида Сабуробэй (кукловод) и певца-сказителя Такэмото Гидаю в т-ре "Такэмотодза" и позднее драматурга Тикамацу оказало значит, влияние на формирование и дальнейшее развитие т-ра дзёрури. Такэмото Гидаю создал новый стиль исполнения дзёрури - гидаюбуси, к-рый сохранился и в совр. Я. т. кукол. Имя Гидаю (Гисайю) стало нарицательным, им называют всех певцов-сказителей т-ра дзёрури и т-ра Кабуки. Тикамацу-автор более 30 пьес для т-ра Кабуки и более 100 пьес дзёрури. Мн. из них входят в репертуар совр. т-ра дзёрури и т-ра Кабуки. Для т-ра дзёрури писали пьесы также драматурги Намики Соскэ" Тикамацу Хандзи и др.
Ко времени революции Мэйдзи в стране было всего неск. т-ров направления дзёрури. В 1909 остался один стационарный т-р в Осака"Бунракудза" ("Асахидза") и т-р "Авадзи".
Т-р Кабуки возник в 17 в. и достиг расцвета к концу 18 в. Сложившаяся в это время форма представления сохраняется и в совр. т-рах Кабуки. Спектакли этого т-ра, в отличие от т-ра Но, ориентирующегося на ограниченный круг любителей древнего иск-ва, рассчитаны на более широкого зрителя. Истоки иск-ва Кабуки восходят к представлениям комедиантов -/исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили пляска и пение. Иск-во т-ра Кабуки вобрало в себя элементы т-ров Но и дзёрури.
Возникновение т-ра Кабуки связано с именем служительницы буддийского храма 0-Куни в Киото (1603). 0-Куни выступала на открытых площадках с танцами религиозного характера, включая в них элементы нар. танцев нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комич. интермедиями. На этом этапе представления назывались 0-Куни-кабуки (Кабуки 0-Куни), онна-кабуки (женский Кабуки) или юдзё-кабуки (Кабуки куртизанок).
В 1629 правительство запретило женские труппы, мотивируя это необходимостью охраны общественной нравственности. На смену им пришли труппы, состоящие из юношей, выступавших в женских костюмах и гриме. Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления были проникнуты эротикой; в 1651 они были запрещены. С этого времени труппы формировались из актёров-мужчин (яро-кабуки).
Т-ры Кабуки использовали пьесы из репертуара т-ра Но, в качестве комедийных интермедий - несколько видоизмененные кёгэны, затем появились 1-2-актныс, а к концу 17 - нач. 18 вв. и многоактные драмы со сложной сюжетной линией. Сначала пьесы писались актёрами, затем в т-р были привлечены проф. драматурги. Известность приобрели актёры Саката Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дандзюро I и др. Чтобы отвлечь публику от т-ров дзёрури, пользовавшихся в то время большой популярностью, сцепа т-ра Кабуки была усовершенствована (расширена, снабжена поворотным кругом), над местами для зрителей устроена крыша. Т-ры Кабуки заимствовали драматургич. форму дзёрури, ввели певца-сказителя гидаю, к-рый под аккомпанемент сямисэна комментировал происходящее на сцепе (рассказывал о размышлениях и переживаниях героя). Прямая речь действующих лиц, в отличие от т-ра кукол, произносилась актёрами. Актёры Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный в т-ре кукол приём быстрой смены костюма прямо на сцене. Художеств, приёмы, сложившиеся в т-ре Кабуки, стали каноническими. Популярность получил также новый вид муз.-песенного сопровождения - нагаута (сложился в Осака). Были созданы танц. пьесы - сёсагото. К концу 18 в. т-р Кабуки достиг вершины своего развития и приобрёл форму, к-рая сохраняется в совр. Я. т.
Спектакли Кабуки устраиваются в специально оборудованных больших театр. помещениях на широких, но неглубоких сценах. С левой стороны к сцене пристраивается помост ханамити, идущий от сцены через весь зрительный зал и служащий дополнительной сценич. площадкой. Женские роли в этом т-ре по традиции исполняются актёрами-мужчинами (оннагата).
В 17-18 вв. на сцене т-ра Кабукп воссоздавалась жизнь феодальной знати и простых людей средневекового города. В дальнейшем на его сцене утвердилась героич. и романтич. тематика. Программа представления Кабуки состоит обычно из неск. пьес: исторической (дзидаймоно), бытовой (сэвамоно) и танцевальной (сёсагото).
В конце 70-х гг. 19 в. Япония вступила на путь каппталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования в стране вызвали и новые требования к театр. иск-ву. В 1886 было создано Об-во театр. реформ ("Энгэки кайрёкай"), начались оживлённые дискуссии в среде драматургов, литераторов и театр. деятелей. На сцене т-ров Кабуки появились новые бытовые пьесы, отражавшие совр. жизнь - дзангири, и реалистич. исторпч. пьесы кацурэкимопо. Мн. из них были написаны драматургом Каватакэ Мокуами. Эти пьесы не получили широкой популярности, не сохранились в репертуаре Кабуки. Но они имели значение как попытка т-ров откликнуться на новые интеллектуальные запросы зрителей в рамках класспч. традиции. На протяжении всей своей истории т-р Кабуки был широко распростанённым видом театр. иск-ва Японии. Небольшие труппы давали представления Кабуки по всей стране. После 1-й мировой войны происходит централизация этого жанра. Мелкие труппы, гастролировавшие по стране, перестали существовать. Представления Кабуки устраиваются в больших городах, в огромных, специально построенных т-рах. В Токио имеется три таких т-ра, в Осака- два, в Киото и Нагоя по одному. Обычно труппы дают представления два раза в день. Почти все труппы Кабукп принадлежат компании "Сётику",существующей с 1902, и находятся под её контролем. В это объединение не входит лишь прогрессивная театр. труппа Кабукп "Дзэнсиндза", возглавляемая Каварадзаки Тёдзюро, и труппа, находящаяся под контролем компании "Тохо".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.