Вячеслав Козляков - Михаил Федорович

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Михаил Федорович"
Описание и краткое содержание "Михаил Федорович" читать бесплатно онлайн.
Россия после Смуты — главная тема этой книги. Царь Михаил Федорович, основатель династии Романовых, правившей Россией более трехсот лет, взошел на престол пятнадцатилетним отроком и получил власть над разоренной, истекающей кровью и разорванной на части страной. Как случилось так, что Россия не просто выжила, но сумела сделать значительный шаг вперед в своем развитии? Какова роль в этом царя Михаила Федоровича? Соответствует ли действительности распространенное в литературе мнение, согласно которому это был слабый, безвольный правитель, полностью находившийся под влиянием родителей и других родственников? И в какой мере это было благом или, наоборот, несчастьем для России? Автор книги дает свои ответы на эти и другие вопросы.
153
РГАДА. Ф. 1455. Оп. 2. Д. 7116. 2 лл. Копия XVII в. В давнем коллективном очерке П. Г. Васенко, С. Ф. Платонова и Е. Ф. Тураевой-Церетели говорилось, что Приказ сыскных дел был самым крупным «новшеством» внутреннего управления, введенным по мысли патриарха Филарета для борьбы «с сильными людьми» (Васенко П. Г., Платонов С. Ф., Тураева-Церетели Е. Ф. Начало династии Романовых. Исторические очерки. СПб., 1912. С. 199). На самом деле попытка организации приказа относится еще ко времени до возвращения патриарха Филарета Никитича из плена.
154
См.: Козляков В. Н. Служилый «город» Московского государства XVII века (От Смуты до Соборного уложения). Ярославль, 2000. С. 78–116.
155
Новый летописец. С. 146.
156
Там же. С. 146; Тарабарина Ю. В. Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценции годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича // Федорово-Давыдовские чтения 1999 года (статья опубликована на сайте http://www.archi.ru). О символическом значении «Покрова» см.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 23–62.
157
Соловьев С. М. История России… С. 117.
158
Костомаров Н. И. Филарет Никитич Романов // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. Вып. 3. СПб., 1874. С. 735 (репринт: М., 1990). В другом очерке о царе Михайле Федоровиче Н. И. Костомаров, как и С. М. Соловьев, употребляет термин «двоевластие». См.: Костомаров Н. И. Царь Михаил Федорович // Там же. Кн. 2. Вып. 4. СПб., 1874. С. 21.
159
Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 3 // Ключевский В. О. Соч. в 9 т. Т. 3. М., 1998. С. 124.
160
Сташевский Е. Д. Очерки… С. 191, 194.
161
ДР. Т. 1. Стб. 490–491.
162
Новый летописец. С. 149–150.
163
Пресняков А. Е. Московское государство первой половины XVII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Исторический сборник под ред. В. В. Каллаша. М., 1912. С. 75 (репринт: 1991).
164
Сташевский Е. Д. Очерки… С. 211–212.
165
См.: Станиславский А. Л. Законодательство о верстанном казачестве в XVII веке // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сб. статей. М., 1985. С. 164.
166
Вовина В. Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. 1991. № 7–8. С. 65. Об отсутствии новой программы у Филарета пишет и В. М. Панеях в коллективном труде «Власть и реформы» (Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 106).
167
ААЭ. Т. 3. № 67. С. 104.
168
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. 2. С. 94–95 (репринт: М., 1991).
169
Новый летописец. С. 148–149. ДР. Т. 1. Стб. 395; КР. Т. 1. Стб. 606. Странно, почему такая ошибка вкралась в текст «Нового летописца», редактирование которого, как считается, происходило в окружении патриарха Филарета.
170
КР. Т. 1. Стб. 606–608.
171
ДР. Т. 1. Стб. 398.
172
См.: Новый летописец. С. 149.
173
Там же. С. 149.
174
КР. Т. 1. С. 610.
175
Там же.
176
КР. Т. 1. С. 611–612.
177
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века (далее — ЗАРГ). Л., 1986. № 87. С. 94.
178
КР. Т. 1. Стб. 612–613.
179
ААЭ. Т. 3. № 105; КР. Т. 1. С. 614–615; ЗАРГ. № 87. С. 94–95; Черепнин Л. В. Земские соборы. С. 232–234.
180
Седашев В. Землевладение Московского государства. М., 1911.
181
См. подробнее: Смирнов П. П. Посадские люди… С. 368–387.
182
Смирнов П. П. Челобитные дворян и детей боярских первой половины XVII в. М., 1915. С. 42.
183
Черепнин Л. В. Земские соборы… С. 235.
184
Приходо-расходные книги московских приказов… С. 7–8.
185
РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Дела десятен. Д. 126.
186
Приходо-расходные книги… С. 22.
187
Там же. С. 186–188.
188
Там же. С. 140.
189
Там же. С. 65.
190
Веселовский С. Б. Сошное письмо. Т. 1. С. 128, 132–133.
191
Там же. С. 160.
192
Там же. С. 169, 174–175.
193
Там же. С. 238.
194
Веселовский С. Б. Сошное письмо. Т. 1. С. 39.
195
Письма русских государей и других особ царского семейства, изданные Археографической комиссией. М., 1848. Т. 1. 1526–1658. № 14. С. 16.
196
Там же.
197
КР. Т. 1. Стб. 774.
198
Там же. Стб. 775.
199
Там же. Стб. 781.
200
ЗАРГ. № 117. С. 111–112; РГАДА. Ф. 210. Столбцы дополнительного стола. Д. 27.
201
КР. Т. 1. Стб. 824–831.
202
ААЭ. Т. 3. № 166. С. 240–242; Соловьев С. М. История России… С. 301–305; Костомаров Н. И. Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях… Кн. 1. Вып. 3. С. 705–714; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. С. 88–96.
203
Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. Т. 11. СПб., 1903. С. 30–31; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. С. 96–98.
204
См.: Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618–1652 гг. От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона. Исследования и публикации. М., 2001. С. 236–237.
205
Сибирские летописи // ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. С. 347.
206
ААЭ. Т. 3. № 168. С. 246.
207
См.: Bushkovitch Paul. Religion and Society in Russia: the Sixteenth and Seventeenth Centuries. New York; Oxford, 1992. P. 128–149; Бушкович Пол. Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII вв. //Ab Imperio. 2003. № 3. С. 108–110; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
208
Новый летописец. С. 151–152; ААЭ. Т. 3. № 168. С. 245–247; ДР. Т. 2. СПб., 1851. Стб. 767–822.
209
Опись архива Посольского приказа 1626 года. Ч. 1. М., 1977. С. 269.
210
Новый летописец. С. 57.
211
Там же. С. 46, 58, 80–81.
212
ДР. Т. 1. Стб. 1219–1220.
213
ДР. Т. 1. Стб. 764.
214
Письма русских государей… № 7. С. 10. Подлинники писем хранятся в РГАДА (Ф. 142. On. I).
215
Там же. № 15. С. 23.
216
Там же. № 9. С. 11.
217
Там же. № 58. С. 60.
218
Там же. № 50–57. С. 54–59.
219
Там же. № 61. С. 62.
220
Там же. № 182–183. С. 141–142.
221
Там же. № 14. С. 14.
222
Там же. № 25. С. 34–35.
223
Там же. № 49. С. 54.
224
Там же. № 231. С. 180–181; № 259. С. 203; № 267. С. 209; № 282. С. 222; № 337. С. 263.
225
Там же. № 351. С. 274.
226
См.: Новохатко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа XVII века. М., 2001.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Михаил Федорович"
Книги похожие на "Михаил Федорович" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Козляков - Михаил Федорович"
Отзывы читателей о книге "Михаил Федорович", комментарии и мнения людей о произведении.