Александр Шитков - Благородство в генеральском мундире
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Благородство в генеральском мундире"
Описание и краткое содержание "Благородство в генеральском мундире" читать бесплатно онлайн.
Имена отца и сына Тимофея Ивановича и Алексея Тимофеевича Тутолминых были широко известны в общественных кругах России на рубеже XVIII–XIX веков. Род Тутолминых происходил из потомственных военных, служивших в русской армии воеводами и стольниками в XVI–XVII столетиях. Тимофей и Алексей Тутолмины проявили себя не только на военном поприще, но добились больших успехов, будучи в мирное время на различных административных должностях. Своей просветительской деятельностью они способствовали процветанию России. Вели переписку с императорами: Екатериной Второй, Павлом Первым, Александром Первым, с полководцами А. В. Суворовым и Г. А. Потёмкиным, писателем Г. Р. Державиным.
Книга написана на основе неопубликованных документов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Это первое в нашей историографии подробное исследование жизни и деятельности патриотов России, генералов-меценатов Тимофея и Алексея Тутолминых.
Книга рассчитана на историков, краеведов и всех интересующихся отечественной историей.
На 47-ом году жизни 6 апреля 1831 года Е. Н. Тутолмина скончалась. Именно в это время попечитель над имением наследников господ Тутолминых зубцовский помещик Василий Александрович Семенов просил архиепископа Тверского и Кашинского Григория исполнить завещание Алексея Тимофеевича и Екатерины Николаевны «оставить на прежнем основании домовую церковь во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих», а в конце прошения попечитель поставил «Декабрь 1831-го года». Вот что, в частности, читаем мы в этом письме: «…оба они Жизнь Уже окончили, и приходской священник продолжает в ней по-прежнему священнослужения неосме-ливать, а потому оставшееся после Генерал Майора Тутолмина, и Жены его Екатерины Николаевны наследственный сын их Сергей Алексеев Тутолмин не достигший еще совершеннолетия, и находящийся ныне в Гвардии юнкеров, не желая оную Церковь видеть в нарушении, и чрез то оставить без исполнения сделанное ему от родителей Его изустное приказание и завещание, чтобы оная церковь не была нарушаема, с непременным отправлением в ней священнослужения, и незабвенного по ним и предкам их поминовения, — предоставил Мне яко полному над ним наследником и доставшимся Ему после родителей Его наследственным имением попечителю, дабы я во уважении данного им родителями своими Твердого и достоверного сыновьняго обета испросил по обязанности моей об оставлении домовой церкви на прежнем основании без нарушения на его жизнь, у высшего духовного начальства Милостивого прорешения к сему.
По сему Ваше Высокопреосвященство Милостивого Архипастыря покорнейше Прошу означенную домовую церковь, поясненным обстоятельствам оставить на прежнем основании, по того пока продлится жизнь показанного Генерал Майора Тутолмина сына Сергея Тутолмина с дозволением в ней отправлять священнослужения, и о сем Моем покорнейшем прошении учинить Милостивое Архипастырское благорассмотрение»[166].
По закону благочинный Старицкого уезда села Броды священник Филипп Корнилович Берегавский в марте 1832 года освидетельствовал домовую церковь, и оказалось, что она «твердою и утварью достаточна; Святой Престол в крепости, и на нем Святой Антиминс нетленен, освященный бывшим Архиепископом Павлом в 1803-м году…»[167].
В свою очередь, священник села Холохольня Арсений Михайлов Ловягин докладывал благочинному: «По объявленному вами нам Указу из Старицкого Духовного Правления за № 159 в домовой Прихода нашего Сельца Новое Гвардии юнкера Сергея Алексеевича Тутолмина, Церкви отправлять Священно-служение в свободное нам, не оставляя Приходской села нашего Церкви время; Согласны. В чем и подписуемся»[168].
Но закон есть закон. И так как Сергей Алексеевич еще не достиг совершеннолетия, Указом Святейшего Правительствующего Синода 16 сентября 1832 года было повелено: «Находящуюся Старицкого уезда в сельце Новом домовую церковь за смертию Генерал Майора Тутолмина, и по изъясненным в том Указе причинам и законоположением, упразднить, и имеющийся в оной церкви святой Антиминс отобрав, представить к хранению в Архиерейскую ризницу, а утварь церковную обратить в Приходскую Села Холохольни Церковь..»[169].
И здесь оказалось все не так просто. Попечитель имения зубцовский помещик Василий Александрович Семенов до конца решил отстаивать последнюю просьбу бывших хозяев имения оказывая «препятствия» и даже «сопротивления», и «осталась оная церковь неупраздненною»[170].
За неисполнение Указа Святейшего Правительствующего Синода властям пришлось В. А. Семенова отозвать и назначить нового попечителя над именем Тутолминых старицкого помещика, подполковника Валерьяна Иванова Казнакова, который в августе 1833 года предложил архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию «домовой церкви церковную утварь и ризницу без остатку обратить в устроенную покойным г. Генералом Тутолминым в Старицком Успенском монастыре церковь», так как она «остается без надлежащего удовлетворения церковною утварью так, что не имеется ни на котором престоле Серебряного Благословляющего Креста, Кроме евангелий и сосудов, — ризница повседневная обветшала, монастырь же будучи недостаточной, и имеющий свои три церкви, усовершенствовать таковою не в состоянии; между тем Холохоленская церковь Зданием Каменная, утварью достаточна, всяким благолепием украшена и имеет приходу 1004 души мужского пола, в кою передавать из нарушаемой ныне Тутолминской домовой церкви Имущества церковного, никакой надобности не предвидится…»[170].
И вдруг, неожиданно, в спор вступает наследственная дочь Алексея Тимофеевича Тутолмина Флена Алексеевна, которая к тому времени уже вступила в законный брак с полковником Вегелиным и имела жительство в своем имении Новое. Именно она добилась того, что «вновь Указом из Святейшего Правительствующего Синода 1834-го года февраля от 14-го дня последовавшим предписано: Согласно с желанием дочери покойного Генерал Майора Алексея Тутолмина Флены, находящейся в замужестве за Полковником Вегелиным[171], состоящую в сельце Новое домовую церковь оставить в ея существовании, с отправлением в оной Священнослужения по-прежнему, с тем, чтобы леН от, т„РЯ Вегелиной, в отобрании Святого Антиминса и по смерти передачи Церковной утвари и всего Церковного имущества было по сии последовавшего…»[172].
Но ровно через год вновь начинается переписка между новыми хозяевами имения Новое и Тверской консисторией. В 1835 году усадьбу приобрела старицкая помещица, вдова Анна Петровна Аничкова. Предметом же разговора вновь явилась домовая церковь, которая должна оставаться в существовании «по смерти ея Вегелиной». А. П. Аничкова писала в прошении на имя архиепископа Тверского и Кашинского Григория, что «кроме имения перешло в мою собственность и означенное сельцо Новое, так равно и тот дом, в коем с 1803 года устроена домовая церковь, в коей приходские села Холохольни Священноцерковному жители за выше прописанным распоряжением Святейшего Синода сами по себе не осмеливаются отправлять Священнослужение; между тем в весеннее и осеннее время в сообщении сельца Нового с приходскими селом Холохольнею бывают по причине разлития рек, состоящих между сими селениями крайние неудобства и затруднения, чрез что я лишаюсь нередко быть в Церкви села Холохольни при отправлении Священнослужения, и при том и лета я имею уже сближающимся с старостью.
То по всем сим обстоятельствам покорнейше прошу, Ваше Высокопреосвященство, разрешить в означенной домовой церкви отправлять по-прежнему Священнослужения и оную Церковь по мою смерть оставить по-прежнему в существовании»[173].
По распоряжению Тверской консистории благочинный ста-рицкой городской Богородицерождественской церкви священник Василий Космин составил «Описание затруднений в сообщении Старицкого уезда Помещицы Полковницы Аничковой сельца Новое с селом Холохольнею», в котором читаем: «Чтобы проехать из показанного сельца Нового в село Холохольню надобно:
1 Спускаться с высокой и довольно крутой горы, частию по каменистой дороге и косогору;
2 При селе Холохольне переезжать реку Холохоленку, на которой моста нет, но которая в весеннее и иногда осеннее, временами между прочим и от прилива воды с Волги, разливается до означенной высоты. По такому обстоятельству и так при том здесь не всегда можно найти лодку в готовности, переправа чрез реку в показанное время бывает или замедлительная со своими затруднениями, или вовсе невозможная. Находится сельцо Новое от села Холохольни в расстоянии около полуторных верст»[174].
Видимо, этих доказательств было достаточно, и Священный правительствующий Синод решил 28 ноября 1838 года возобновить домовую церковь в сельце Новое [175].
Домовая церковь во имя Пресвятой Богоматери Всех Скорбящих просуществовала до 1867 года. Именно в это время архиепископу Тверскому и Кашинскому поступил покорнейший рапорт от благочинного Старицкого уезда села Холохольня священника Алексея Иоанновича Волкова, в котором говорилось, что помещица Анна Петровна Аничкова «в марте месяце сего 1867 хода померла в Санкт-Петербурге, где и погребена; в настоящее время за отсутствием наследников, проживающих в разных местах, имение г. Аничковой состоит под опекою и по моему усмотрению упомянутая домовая церковь, не быв поддерживаема починками, приходит в ветхость… По сему нахожу нужным предложить Вашему Высокопреосвященству Милостивому Отцу и Архипастырю, не благоволено ли будет оную домовую Церковь упразднить, а имущество ея обратить в мою приходскую Церковь..»[176].
В октябре 1867 года в журнале Тверской консистории появилась следующая запись: «…домовую церковь в сельце Новом прихода села Холохольни упразднить с тем, что бы а) Св. Антиминс представлен был в ризницу Кафедрального Собора и овлении дописано было Консистории б) Св. престол представлен был бы сожжению, и пепел пущен был в реку; в) прочие переданные вещи, равно как и иконы перенесены были в Холохоленскую церковь и поставлены в приличных палатах, а комната, где существовала церковь не была обращаема для Богомолия, пол в Св. алтаре сделан был новый а если по местным обстоятельствам окажется возможным обобрать здание существующей домовой церкви без вреда самого дома, то оное здание было бы разобрано, о чем для исполнения к благочинному села Холохольни Священнику Алексею Волкову послать указ»[177].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Благородство в генеральском мундире"
Книги похожие на "Благородство в генеральском мундире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шитков - Благородство в генеральском мундире"
Отзывы читателей о книге "Благородство в генеральском мундире", комментарии и мнения людей о произведении.