Р. Арсланов - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Описание и краткое содержание "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА" читать бесплатно онлайн.
Но развитие российской школы продолжалось. Был открыт еще один университет – в Киеве (1834). Под воздействием необходимости возникали новые технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (будущее МВТУ им. Н.Э. Баумана) (1830), институт гражданских инженеров (1842), высшая Горо-Горецкая сельскохозяйственная школа (1840) и т.д. Они получили статус вузов позже, но уже тогда готовили специалистов высшей квалификации. В 1835 г. при Министерстве юстиции было создано Правовое училище.
Николай I прекрасно понимал значение педагогического образования, уделяя ему особое внимание. Университетский устав 1835 г. при всей его реакционности способствовал развитию сети учительских институтов, увеличивших курс до 4-х лет. – Общие итоги. К началу 60-х годов в Российской империи насчитывалось 8 университетов и ряд других высших учебных заведений: Технологический институт в Петербурге; Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты, Высшее техническое училище в Москве; Нежинский лицей и др. Несмотря на предпринятые правительством Николая I жесткие меры, в некоторых университетах сохранились демократические традиции, особенно сильны они были в Московском университете. Стремление к преобразованиям получали некоторые даже выпускники таких закрытых учебных заведений как Правовое училище. 2.3. Крайне медленно развивалось женское образование, начало которому было положено в предыдущем столетии. Для дворянок существовало несколько закрытых "институтов" (школ), частные и государственные благородные пансионы. В Петербурге и Москве были созданы школы для девиц "обер-офицерского звания", в 30-е годы были открыты школы для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. В 1858 г. в Петербурге была открыта первая женская гимназия – Мариинская. Основная масса женщин по-прежнему была лишена возможности получить даже начальное образование. 2.4. Внешкольное просвещение. Неразвитость государственной системы общего образования, с одной стороны, и растущие духовные потребности народных масс, с другой, обусловили распространение традиций самообразования среди всех слоев населения. Росло число частных библиотек, были образованы библиотеки гимназий, уездных училищ; "грамотеи" и любители книг стали появляться даже среди крепостного крестьянства. В 1830 г. был издан циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек). Организовывались публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью. 2.5. Цензура. После ослабления цензуры при Александре I, цензурный устав, принятый в 1826 г., прозвали "чугунным" за его жесткость. В 1848 г. для постоянного цензурного надзора "за духом и направлением" российской литературы и периодической печати был создан секретный ("бутурлинский") комитет.
3. НАУКА
Развитие производства, начавшийся в стране промышленный переворот, расширение внешних и внутренних экономических связей и преобладание рациоаналистического мировоззрения способствовали активизации научной мысли. 3.1. Потребности растущего производства обусловили опережающие темпы развития естественных наук.
3.1.1. Большой вклад в развитие географической и этнографической наук внесли русские путешественники. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806) были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Экспедицией Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819-1821) были открыты Антарктида и многочисленные острова. Богатейшие сведения об островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережье Кореи и др. территориях были собраны русскими путешественниками Г.И.Невельским, Е.В.Путятиным, В.М.Головниным и другими.
3.1.2. Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И.Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л.Чебышев. М.В.Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики.
3.1.3. Интенсивные теоретические и прикладные исследования обусловили возникновение новых отраслей научных знаний, в том числе смежных. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П.Аносов – основы металлографии.
3.1.4. Химическая наука развивалась в тесной связи с промышленным производством. Химик Н.Н.Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок.
3.1.5. Выдающийся астроном Я.Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) образцовую астрономическую обсерваторию.
3.1.6. Значительных успехов достигла медицина. Н.И.Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку, мировую известность получил его атлас "Топографическая анатомия". А.М.Филомафитский разработал теорию переливания крови. 3.2. Техника. Растущая связь науки с производством способствовала созданию новых областей техники, разработке и внедрению новых технических средств. Физик Б.С.Якоби построил первый практически пригодный электромотор; открыл гальванопластику, с помощью которой в его мастерской производили медные барельефы для Исаакиевского собора, Эрмитажа и Большого театра. Инженер П.Л.Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, соединивший Петербург и Кронштадт. Крепостные мастера отец и сын Черепановы построили первую железную дорогу и машину для нее с паровой тягой. 3.3. Гуманитарные науки. Развитие рационалистического мышления и активизация общественного движения вызвали интенсивное развитие гуманитарных наук и всплеск интереса к ним.
3.3.1. Большой шаг вперед сделала историческая наука, характерной особенностю которой становится тяготение к созданию обобщающих трудов по истории Росии. В этих трудах отразилась борьба различных общественно-политических направлений. Дворянская историческая наука представлена трудами М.П.Погодина и Н.Г.Устрялова. Апологетикой самодержавия проникнута опубликованная в начале века 12-титомная "История государства Российского" Н.М.Карамзина. Труды С.М.Соловьева, в первую очередь его "История России с древнейших времен" в 29 томах, положили начало становлению и росту новой русской исторической науки. Идеи скептической школы развивал в своих лекциях и статьях М.Т.Каченовский. Исходя из представления о том, что каждый народ неизбежно переживал "баснословный период", Каченовский подвергал сомнению достоверность многих ранних письменных источников; "Историю" Карамзина он считал примером ненаучного подхода к источникам. Расширение сферы исследований привело к возникновению новых направлений: Т.Н.Грановский основал русскую медиевистику, О.М.Бодянский – славяноведение.
3.3.2. В начале XIX в. зарождается отечественная фольклористика. В 1804 г. К.Даниловым был издан первый русский сборник фольклора "Древние российские стихотворения". Большую роль в сборе и популяризации фольклорного материала сыграло Общество любителей российской словесности, созданное в 1811 г. при Московском университете. Систематическое изучение народного творчества началось в 30-40-х годах. Один из первых русских фольклористов П.В.Киреевский привлек к собирательской работе многих известных литераторов, среди которых Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, П.И.Якушкин, А.С.Пушкин и др. В подготовленном для печати собрании материалов Киреевский стремился представить все жанры народного творчества, воссоздать канонический вариант каждой песни. Значительная часть этого собрания была опубликована лишь в XX в. В.И.Даль отдал работе над "Толковым словарем живого великорусского языка" более 50 лет. Большой вклад в сбор фольклорного материала внесли также братья И.С. и К.С. Аксаковы, А.Н.Афанасьев, Н.Н.Рыбников. Интенсивное развитие фольклористики способствовало обогащению "высокой" культуры традициями народного творчества.
3.3.3. Отечественная филология получила развитие в трудах А.Х. Востокова, И.И. Срезневского, С.П. Шевырева, К.С. Аксакова и др.
3.3.4. Философия. Под влиянием западноевпропейской философской мысли, идейного наследия русских просветителей и декабристов формировалась отечественная философия, тесно связанная с общественно-политическим движением. Большой вклад в ее развитие внесли известные общественные деятели П.Я.Чаадаев, славянофилы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и многие другие.
3.3.5. Основоположником научной педагогики в России стал К.Д.Ушинский. В основу его педагогической системы были положены идеи демократизации образования и "народности" воспитания. Активно боролся с традиционной системой воспитания и Н.И.Пирогов. 3.4. Широкой пропаганде научных знаний и демократизации науки в России способствовало создание разнообразных научных обществ. В первой половине XIX в. были созданы Географическое, Минералогическое, Математическое общества и Общество любителей российской словесности. 3.5. Символом признания важной общественной роли науки стало учреждение в 1831 г. при Петербургской АН Демидовских премий, которые выдавались в 1832-65 гг. за лучшие опубликованные труды по науке, технике, искусству и считались в России наиболее почетной научной наградой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Книги похожие на "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Р. Арсланов - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА"
Отзывы читателей о книге "ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XХ ВЕКА", комментарии и мнения людей о произведении.