» » » » Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути


Авторские права

Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути

Здесь можно скачать бесплатно "Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство М.: Вече, 2002. — 416 с., год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути
Рейтинг:
Название:
Тайны Шелкового пути
Издательство:
М.: Вече, 2002. — 416 с.
Год:
2002
ISBN:
5-7838-1172-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны Шелкового пути"

Описание и краткое содержание "Тайны Шелкового пути" читать бесплатно онлайн.




История легендарного и великого Шелкового пути полна загадок и тайн. Здесь возникали и исчезали древние цивилизации, зарождались новые этносы и гибли целые народы, создавались бесценные памятники культуры, совершались удивительные открытия прославленными путешественниками.

О многовековых тайнах Шелкового пути и его современном облике, о древних загадках Китая и его нынешнем развитии рассказывается в книге кандидата исторических наук Н. Х. Ахметшина, дважды путешествовавшего по великому Шелковому пути.


В книге использованы фотоиллюстрации Ахметшиной Ренаты Наильевны!Книга издана в авторской редакции






В 13 километрах к югу от города расположен буддийский комплекс Лунмэнь, неизменно вызывающий огромный интерес у специалистов и туристов со всего света. Около 2500 пещер, гротов и ниш, 4 0 пагод хранят свыше 100 тысяч скульптурных, горельефных и барельефных изображений размером от 2 сантиметров до 17 с лишним метров, высеченных в V–I вв. в известняковых скалах по берегам Ишуй. Наряду с комплексами Юньган (совр. провинция Шаньси) и Могао (провинция Ганьсу) он относится к числу крупнейших пещерных буддийских монастырей Китая.



Пещерный комплекс у реки Ишуй

Первая пещера была вырублена здесь в 493 г., когда император Тоба Вэй (Северная Вэй) Сяовэньди перенес столицу своего государства из Пинчэна (совр. Датун, провинция Шаньси) в Лоян. Скотоводческое племя тоба кочевало первоначально на территории нынешнего автономного района Внутренняя Монголия и входило до III в. во влиятельный племенной союз сяньби. В IV в. в процессе этнической ассимиляции сяньбийцев оно начинает играть все более активную политическую роль, некоторое время поддерживает военный союз с китайской империей Западная Цзинь и постепенно завоевывает Северный Китай, создав там достаточно крепкое и независимое государственное образование.

При Северной Вэй (386–534 гг.) в этом регионе получает распространение буддизм. Именно во время правления данной династии в Китае утверждается практика строительства монументальных пещерных комплексов, которые высекают в горных склонах. Внутри, как правило, находятся изображения святых буддийского пантеона, а также настенная роспись. Сначала приобретает законченный вид монастырь на горе Юньган, расположенный в 16 километрах к западу от первой столицы государства и включающий около 60 пещер с раскрашенной скульптурой из песчаника, разнообразными рельефами и многоцветной стенописью.

Правда, с весны 2001 г. китайские археологи пытаются доказать, что менее известный комплекс Луеюань в 8 километрах к северо-востоку от Датуна был построен несколько ранее пещер Юньгана. Однако даже если это и так, то монастыри не сопоставимы ни по своим масштабам, ни по культурно-исторической ценности. Другое дело — строительство под Лояном, куда в конце V— начале VI вв. перемещается центр основных работ и переезжают придворные мастера.

Создание столь гигантских сооружений было возможно лишь при наличии соответствующих навыков и опыта. Поэтому к работам в пещерах активно привлекались и ремесленники из других стран, хорошо знакомые с буддийской иконографией, традициями архитектурной и скульптурной обработки скальных пород. Не случайно в произведениях искусства нашли отражение мировоззренческие стереотипы, эстетические представления и художественные приемы, характерные для многих народов, которые непосредственно контактировали с Китаем. Проникновение извне новых самобытных идей и решений оказало благотворное воздействие на развитие творческого процесса в Поднебесной.

Горные склоны в ущелье реки возникают несколько неожиданно и сразу производят яркое впечатление. Однако бросается в глаза, что Ишуй больше напоминает искусственное озеро, чем естественную водную артерию. Так оно и есть, ибо русло реки практически пересохло и вода около древних памятников удерживается с помощью плотин. Впрочем, оскудение гидроресурсов — это общая беда северных и западных районов страны. Аналогичная проблема существует в настоящее время и с Лошуй.

Стоимость входного билета вполне приемлемая (45 юаней, или около 5,5 доллара), но есть маленькая хитрость: чтобы добраться от конечной остановки любого прибывшего из города транспорта до пещер и вернуться обратно, надо заплатить еще 4 юаня за проезд в миниатюрном автопоезде. Военнослужащие, учащиеся, пожилые люди в возрасте свыше 60 лет и другие категории граждан, включенные в некий документ 66 (2000) городской администрации Лояна, имеют льготы и платят за вход уже 25 юаней. Предусмотрены услуги «аудиогида» (5 юаней), говорящего исключительно на китайском языке.

Эпоха Северная Вэй наиболее выразительно представлена пещерами Гуян (номер 1443), средней Биньян (140) и Ляньхуа (712). Всего, по подсчетам специалистов, при правлении императоров этой династии в Лунмэне было построено примерно 30 процентов пещер, гротов и ниш. Для величавых отдельных скульптур и сложных композиций того периода характерны заметная тяжеловесность и статичность образов. Массивные фигуры, лишенные природной естественности, как бы вдавлены в стены и не могут оторваться от скал, их породивших. Спокойные и бесстрастные божества выглядят строгими наставниками верующих, их незамысловатые жесты утверждают незыблемость и суровость Закона Будды. Одновременно в ликах святых доктринальные милосердие и сострадание передаются через отстраненную задумчивость и мистическую улыбку. В изображениях будд и бодхисатв прослеживаются творческие наработки мастеров комплекса Юньган.



Буддийские божества Лунмэня

Самой ранней из перечисленных является пещера Гуян, где активные работы велись еще в конце V в., наиболее поздней — Ляньхуа (527 г.). Среднюю пещеру Биньян начали высекать при императоре Сюаньуди в 500 г. в честь его родителей, а завершили внутреннее убранство в 523 г. Ключевые фигуры композиций в каждой из трех ее стен неизменны — это Будда, его ученики и бодхисатвы. Решение несколько неожиданное, но достаточно уравновешенное: если в центральной части изображен сидящий Будда, то у северной и южной стен он представлен в полный рост.

В танских пещерах, которых на берегах Ишуй порядка 60 процентов, максимальный интерес у посетителей вызывает общепризнанный лунмэньский шедевр — будда Вайрочана (божество космического света) (пещера 1280, Фэнсянь). Выполненная в 672–675 гг., в период правления императора Гаоцзуна и его всесильной супруги У Цзэтянь, статуя высотой свыше 17 метров буквально взлетает и доминирует над округой. В сопровождении канонизированной свиты и устрашающей злых духов охраны она символизирует расцвет и могущество торжествующей империи. В отличие от ранних изображений божеств буддийского пантеона восседающий Вайрочана при весьма внушительных габаритах (высота головы 4 метра, длина ушей около 2 метров) удивительно близок и доступен зрительскому восприятию.

В духе новаторских тенденций монументального искусства династии Тан смягчены и более женственны черты лица, плавно струятся одеяния, в облике будды соединены возвышенная одухотворенность и абсолютное всевластие. Скульптура почти отделилась от стены и приблизилась к мирянину, усиливая эффект реального присутствия «космического света». Под стать главной фигуре и ее окружение. Пластичные, индивидуальные и до некоторой степени независимые образы придают композиции сбалансированный и целостный характер при наличии явно выраженного центра.

На нижних ярусах монастыря привлекает внимание пещера 565, которую часто называют «малой Фэнсянь». Ее высекли в 673 г. для уже упоминавшихся правителей Гаоцзуна и У Цзэтянь, а также двух их сыновей. По непонятным причинам в традиционном сопровождении Будды отсутствует один из его любимых учеников, старец Кашь-япа. Его место пустовало изначально. Даже после многолетних исследований специалисты так и не смогли разгадать эту тайну.

Во второй половине VIII в. создана пещера Цяньси (20), хранящая в своих недрах трех святых «западного рая» — будду Амитабу, бодхисатв Авалокитешвару и Махастамапатру. С культом первого тесно связана одна из ведущих школ китайского буддизма — Цзинту (Чистая земля). Возникшая во второй половине III — начале IV вв., она оформилась в целостную систему и приобрела широкую известность в VII–VIII вв. Ее адепты уповали на обретение высшего блаженства в «чистой земле», расположенной на западе, под покровительством будды Амитабы. Практика школы была чрезвычайно проста и доступна: следовало постоянно повторять его имя, чтобы оказаться в раю.

Во время посещения великолепного ансамбля возникает неприятный осадок. При доступности экспонатов, когда дотошные посетители фотографируются в пещерах, гротах и нишах, забавно имитируя позы святых, при качественно организованном осмотре достопримечательностей, удобных подъемах и переходах слишком много обезглавленных скульптур, следов вандализма, откровенных изъятий. Начало сему варварству положили в конце Х!Х в. иностранцы. При наличии устойчивого спроса на древности к нему «подключились» местные жители, предприимчивые «дилеры» и «коммерсанты» из числа приезжих китайцев. Во второй половине 60 — х гг. прошлого века беснующиеся хунвэйбины и цзаофани «культурной революции» «внесли свою лепту» в разрушение бесценного памятника. Опасность существует и сейчас. Увы, велико искушение украсть и выгодно продать кажущиеся бесхозными уникальные реликвии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны Шелкового пути"

Книги похожие на "Тайны Шелкового пути" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наиль Ахметшин

Наиль Ахметшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути"

Отзывы читателей о книге "Тайны Шелкового пути", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.