Александр Шитков - Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия"
Описание и краткое содержание "Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия" читать бесплатно онлайн.
Шитков Александр Владимирович. Город Старица и местно-чтимая подвижница Пелагия. Под редакцией и предисловием д.и.н. А.К. Станюковича. Старица. 2005. С.
Книга посвящена многовековой истории города Старицы и Успенскому монастырю, в котором воспитывались святой Герман, первосвятитель Иов и преподобный Дионисий. Но главное в данной работе — поиски документальных свидетельств о гробнице местно-чтимой подвижницы веры и благочестия схимонахини Пелагии, приходившей, как выяснилось позже, матерью первого Патриарха Московского и всея Руси Иову. Более 80 лет ее могила, как и всё внутреннее пространство городского Вознесенского храма, оказались засыпанными толстым слоем мусора. И только благодаря патриотам и меценатам инициативной группы, которую возглавил Н. П. Будаков, была восстановлена едва не прерванная духовная связь веков и поколений. Теперь мощи местночтимой схимонахини Пелагии находятся на территории старицкого Успенского монастыря.
Книга рассчитана на историков, краеведов, и всех интересующихся отечественной историей.
Рецензенты: Преосвященный Феофилакт (Моисеев),
Епископ Брянский и Севский,
Член-корреспондент РАН, профессор Я.Н. Щапов
В Тверском Государственном архиве имеются документы, которые рассказывают нам о сложных взаимоотношениях между собой священника Ивана Матвеева и игуменьи Ксанфиппы. Нанесение обид священником игуменье в 1767 году вылились в настоящее противостояние, где Ксанфиппа вынуждена была обратиться с жалобой в верское духовное правление. Священник Иван Матвеев был вызван в Тверь и допрошен. Вот как он ответил, в частности, на некоторые вопросы: «Сколько ты священник с причетником прежде имели доходов и сколько ныне имеете?… Он, священник, доподлинно не может знать, потому что на оные доходы записки никаковой он не имеет, только в оном монастыре от монахинь и белиц получается, он священник с причетником. Генваря 6 числа — хода со святынями двадцать копеек, воскресную — четырнадцать, по приобщении оные монахиньских тайне молебен тридцать копеек, в седмицу Пасхи хода со святынями образами Схимонахини и от притчи Градских и уездных обывателей — два рубля, в храмовой праздник Вознесения Господня от монахинь и от сторонних доброхотных дателей пятьдесят копеек; от бываемого для служения по схимнице Пелагеи панихид после стой недели в девятую седмицу по пятаку, на ярморке не по равному числу по пяти по шести и по семи рублев. В год августа 1 хода со святынями двадцать копеек, ноября 27 дня в храмовой же праздник пятьдесят копеек в день… Какие доходы в монастыре збираются и по скольку в году и куды оные употребляются и по каким они смотрением? В монастырь марта с 1 числа прошлого того же года октября по 3 число бывшею казначею монахинею Евдокее завесиною собранные оставшиеся за расходом осмнадцать рублев пятьдесят копеек, да в расходе куплено церковные шесть книг Евангелие, толковой Псалтир, Устав, служебник Часослов даны десять рублев…».119
Интересно, что на вопросы о нанесенных игуменье Ксанфиппе обидах священник Иван Матвеев отвечал: «Ничего не помню».
Буквально через месяц в Тверское духовное правление приходит жалоба на священника Вознесенской церкви Ивана Матвеева от архимандрита Старицкого Свято-Успенского монастыря Варфоломея. В донесении мы прочитаем, что «…был я позову у старицкого помещика Гзардии капитана Якова Иванова сына Ордина-Нащекина на погребении свойственницы Его вдовы Унковской, где между прочим прилучися быть и объявленный священник Иван Матвеев… будучи пьяном говорил мне многие непристойные речи и по прове той вечерни высылал я онаго священника успокоев его Ордина-Нащекина, дабы он более в пьянстве не шумел более; на оныя священник не токмо в том меня послушать, еще будучи в тому пьянстве, схватя меня за бороду, сам упал и меня повалил на пол, и с той бороды вытащил немалое число волос, а при том схватя бывше на мне крест повредив и серебряную цепочку изорвал…».120
Вскоре состоялся суд, где священник Иван Матвеев был признан виновным и наказан «на две недели работы вСтарицком оном монастыре».121
Через некоторое время Епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от игуменьи Ксанфиппы пришла просьба, в которой она писала, что «церковь Божия осталась без священно-служении… а при оном монастыре имеется с 750 году дьякон Иван Иванов, состояния грамоте умевшей… и привесть его во всященники…».122
В марте 1767 года из Тверского духовного правления пришел указ о сопределении в Старицкий Возенсенский девичь монастырь для исправления священнослужения бывшаго в селе Белогурове священника Тимофея Васильева.123
Из обзора документальных свидетельств по истории Вознесенской церкви нам также известно, что 12 марта 1779 года в городе Старице был сильный пожар, который полностью уничтожил Вознесенскую деревянную колокольню, «а внутри церкви осталось все в целости, а имеется церковной суммы, собранной на покупку колокола сиго пятьдесят рублей».124
При пожаре пострадали также кельи монахинь бывшего Вознесенского монастыря. Поэтому Тверским духовным правлением было решено «игуменью Ксанфиппу и двух монахинь за згорением их кельи перевести для жительства в Тверской Рождественский девичий монастырь, где того монастыря игуменья и отвести им для строения кельи землю, а в том бывшем упраздненном монастыре вновь им кельи строить не для чего…».125
Таким образом, можно считать, что 1779 году игуменья с сестрами окончательно покинули свою бывшую обитель. Вознесенская церковь окончательно стала приходской.
2 мая 1814 года Правительствующий Синод разрешает по просьбе прихожан «большой колокол весом в 25 пудов разбитой и оставшийся камень от ограды за построением колокольни, так как для церкви ненужной, продать и оные денги вместе с кошельковою наличною суммую употребить на обмен разбитого колокола…».126
В 1822 году было разрешено в нижнем этаже церкви сделать новый иконостас.127
Через пять лет, в 1827 году, по прошению причта и церковного старосты было разрешено «на колокольне шпиль и крест исправить, в трапезе — переписать образа и киоты сделать вновь».128
В 1835 году дозволено было «два разбитых колокола весом: один — в 66 пудов 25 фунт., другой — 4 пуда, с прибавлением 10 пудов, перелить в один большой колокол до 80 пудов».129
В описи Вознесенской церкви, сделанной в 1870 году, говорится: «Церковь белокаменная двухэтажная длиною с алтарями и притворами 12 саж. 3/4 арш. Алтари шириною 3 саж. 3/4 арш. Высота алтаря от цоколя до купола 7 саж. и 1 арш. Два престола, из коих главный — во имя Вознесения Господня, а в нижнем этаже — во имя Знамения Божией Матери. Внутри церкви — верхней и нижней — два простенка. Первый отделяет алтари от церквей, а второй — от притворов, эти последние устроены арками. Полы в церкви деревянные. Во всей церкви 27 окон, а именно вверху 12… 2 крыльца в верхней церкви с западной стороны, справа и слева, ведущие на паперть белокаменные, с боков ограждены до половины Белокаменными стенами, а вверху досчатыми перила-ми».130
В этой же описи мы найдем упоминание жертвователей Вознесенской церкви различной церковной утвари. Например, «на престоле антиминс желтого атласа священнодействован Преосвященным Филофеем в 1865 году… Иконостас при главном престоле церкви вызолоченный, пожертвован воинскими чинами Литовского Гусарского Полка… Икона Нерукотворного Спаса длин. 14 верш, и шир. 10 верш, в белой серебряной ризе пожертвован служащими Старицкого Уездного Суда в 1867 году по упразднению онаго суда…».131 Ниже, в описи, имеются сведения о колокольне церкви: «Колокольня белокаменная построена вместе с церковью в 1763 году о двух ярусах. На ней 6 колоколов:
а) первый колокол весом 84 пуда 25 фунт.;
б) второй колокол весом 34 пуда 25 фунт.;
в) третий колокол весом 12 пудов 13 фунт.;
г) четвертый колокол весом 3 пуда с лишком;
д) пятый колокол весом 30 фунт.;
е) шестой колокол весом 20 фунт.».132
В Вознесенской церкви хранилось также напрестольное Евангелие с надписью: «Сию книгу пожаловал Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси в Старицу в Вознесенский девичь монастырь при игумени Марине с сестрами лета 7143 декабря (1635 года — А.Ш.) в 3 день, а подписал сию книгу' приказу Большого дворца подьячий (фамилия неразборчива)».133
Ф. И. Зубарев очень подробно описал состояние гробницы схимонахини Пелагии в Вознесенской церкви в начале XX столетия: «За правым клиросом находится гробница инокини Пелагеи: каменная (известковая) плита, врезанная в пол, размером 2 арш. 12 верш, х 1 арш. 4 верш., покрыта другой такой же плитой несколько меньшего размера: 2 арш. 4 верш, х 15 верш. На этой последней стоит гробница, состоящая из известковой, довольно хорошо выделанной плиты, покоящейся на ножках (очевидно, позднейшего изготовления), а поверх ее наложена известковая трапециевидной формы плита, судя по выделке и надписи на ней, — более древней работы, размером 111/2 ерш. х 2 арш. 3 верш. Гробница оправлена кругом деревянной рнаментированной рамкой (позднейшего изделия), опирающейся на Деревянные же столбики».134
В Казани вышла книга «Тверской патерик. Краткие жизнеописания Тверских честно чтимых святых», автором которой был Тверской и Кашинский Димитрий Самбикин. В книге мы такие слова: «В Вознесенской (прежде бывшем монастыре женском) приходской церкви (в нижнем этаже, в храме Знамения Пресвятой Богородицы) находится каменная гробница местно чтимой подвижницы Пелагеи, которую считали сестрою патриарха Иова, но, по недавно открытым документам (опись дел в Старицком Духовном Правлении), она была его мать…».135
Добавим, что в фонде 103 (Тверская ученая архивная комиссия) Государственного архива Тверской области хранится опись Вознесенской церкви города Старицы, сделанная в 1903 году. В ней мы прочитаем: «Погребенная здесь Пелагея с незапамятных времен считается схимонахинею, и память ея всегда чтилась и чтится до сих пор не только старичанами, но и окрестными жителями. В делах бывшаго Старицкого духовного правления (за 1 768 год) сохранился документ, в котором эта Пелагея называется матерью первого русского Патриарха Иова (Старицкого уроженца)».'Зб К сожалению, поиски упомянутого документа в архивах Москвы и Твери пока не увенчались успехом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия"
Книги похожие на "Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шитков - Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия"
Отзывы читателей о книге "Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия", комментарии и мнения людей о произведении.