» » » » Борис Венков - В боях за Карпаты


Авторские права

Борис Венков - В боях за Карпаты

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Венков - В боях за Карпаты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство «Карпаты», год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Венков - В боях за Карпаты
Рейтинг:
Название:
В боях за Карпаты
Издательство:
Издательство «Карпаты»
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В боях за Карпаты"

Описание и краткое содержание "В боях за Карпаты" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой читателю книге рассказы­вается о боях Советской Армии, действиях пограничников, партизан и подпольщиков на территории Прикарпатья, Черновицкой области и Закарпатья с начала Великой Отечественной войны и до полного изгна­ния немецко-фашистских захватчиков.

Настоящий сборник — не научный труд и не художественное произведение. Это вос­поминания непосредственных участников событий — видных советских военачаль­ников и политработников, командиров со­единений и частей, партизан и подполь­щиков, статьи исследователей и журна­листов.

В книге помещены материалы, специ­ально написанные для этого сборника, а также ранее опубликованные докумен­ты военных будней и фронтовые фото­графии. В сборе материалов оказали по­мощь военно-научные общества при Ива­но-Франковском, Ужгородском и Черно­вицком Домах офицеров. Ценные советы при работе над сборником получены от генерал-лейтенанта П. С. Билаонова, пол­ковника П. П. Дудинова, полковника П. А. Туркова, подполковника П. С. Свитко и других товарищей, за что издатель­ство выражает им глубокую благодар­ность.

Книга написана на общественных на­чалах.






До начала наступления генерал Жданов побывал во всех авиацион­ных частях и соединениях. Он быстро оценил все плюсы и минусы горного театра  военных действий.   Штаб   тоже   проделал   немалую работу. Мы собрали лучших летчиков и штурманов, попросили их по­делиться опытом, потом обобщили его и распространили во всех частях.

Опыт подсказывал, что самым надежным и безопасным способом поражения целей в узких извилистых ущельях является бомбомета­ние с горизонтального полета. Уничтожать цели, как правило мало­размерные, на гребнях гор лучше всего с пикирования. Наиболее целесообразный боевой порядок штурмовиков — кильватер, пеленг, близкий к кильватеру, вытянутому вглубь. При прокладке боевого курса следовало учитывать направление ущелий и долин, где распо­лагался противник, ибо у вероятных подходов к ним он сосредотачи­вал свои зенитные средства. Стало быть, сначала необходимо выде­лить специальные группы самолетов для подавления зенитных средств,  а  потом  уже  посылать  бомбардировщики  и  штурмовики.

Были и другие трудности. К примеру, на равнинной местности пе­хота обозначала свое местонахождение полотнищами. А как это де­лать в горах, покрытых густым лесом? Практика подсказывала, что с воздуха лучше всего заметны световые и дымовые сигналы. Значит, надо предупредить пехоту, иначе не исключена возможность нанесе­ния удара по своим войскам.

Пилотирование самолетов в горах сложнее, чем на равнине. Поэто­му мы организовали на командном пункте армии, действовавшей на решающем направлении, главный пункт управления ВВС. Теперь ко­мандующий мог быстро сосредотачивать силы авиации на том участ­ке, где требовала обстановка.

В каждой стрелковой дивизии первого эшелона штаб имел своего офицера наведения. На него возлагалось непосредственное руководст­во авиацией над полем боя, выбор целей, координация действия эки­пажей.

Подготовительная работа к предстоящей операции отнимала много времени и сил. Особенно всех нас беспокоил подвоз горючего и бое­припасов. Армейские склады отстали от полков, перелетевших на аэродромы передовой. Пути подвоза растянулись. Машин и повозок не хватало. Требовалось найти выход. Решили привести в порядок весь транспорт, проинструктировать водителей, поощрять тех, кто пе­ревезет больше грузов. Продумали меры технической безопасности. В частности, наладили изготовление клиньев, которые водителям при­ходилось подкладывать под колеса машин на крутых подъемах или спусках.

Особое внимание уделили повышению бдительности и охране ко­лонн. Дело в том, что, отступая, враг оставлял в лесах диверсантов, вооруженных бандитов из местной националистической организации. Они нападали на тыловые подразделения и мелкие группы.

Таким образом, обстановка требовала большой предварительной подготовки и повышенной бдительности.

Однажды посланные на разведку летчики доложили, что  в пути и на станциях обнаружили сосредоточение вражеских эшелонов. Ко­мандующий армией поручил начальнику штаба собрать все данные об интересующей нас железной дороге, об ее пропускной способности и участках наиболее целесообразного разрушения полотна, о расположении водонапорных башен, пунктов связи, подсчитать сколько са­молетов потребуется для нанесения удара.

Такие сведения были собраны. Участок железной дороги Турка — Ужгород проходил по восточным склонам Карпат. На нем насчитыва­лось девятнадцать перегонов, для разрушения которых требовалось семьдесят шесть самолетов. Одну восьмерку предназначили для выво­да из строя полотна в дефиле западнее с. Соли, второй поручили нанести удар по железнодорожному узлу Перечни. 321-й бомбардиро­вочной дивизии предстояло бомбить в этот день железнодорожный узел Ужгород.

Но эффект от воздушных штурмов оказался бы неполным, если бы мы приостановили движение только по дороге Турка — Ужгород и оставили в покое параллельный ей путь Гребенив — Свалява. Гит­леровцы наверняка использовали бы эту артерию для переброски войск и техники. Поэтому были выделены еще сто самолетов.

8-й штурмовой авиационный корпус, которому поручалась столь ответственная операция, располагал нужным количеством боевых ма­шин. Мы пригласили в штаб армии комкора, детально обсудили на­меченную операцию, определили пути подхода к цели, вид маневра, способ уничтожения противовоздушной обороны объектов. Услови­лись, что 27 августа удар будет нанесен одновременно на всех участ­ках дороги, чтобы надолго вывести ее из строя.

Начальник политотдела полковник Н. М. Щербина и я вместе с другими офицерами помогли летчикам подготовиться к операции, разъяснили предстоящую задачу. И вот по заранее разработанным маршрутам Илы, оснащенные бомбами и реактивными снарядами, ушли на боевое задание. Весь день не смолкал гул моторов на аэро­дромах, весь день уничтожались составы, входные и выходные стрел­ки, водонапорные башни, мосты, виадуки, станционные здания, вы­водилось из строя железнодорожное полотно. Дорога надолго вышла из строя, и гитлеровцы вынуждены были прибегнуть к автогужевому транспорту.

В подготовительный период Карпатской операции ни на один день не прекращалась массово-политическая работа. Командующий 4-м Украинским фронтом генерал-полковник И. Е. Петров в беседе с В. Н. Ждановым и мной посоветовал напомнить летчикам о знаменитом походе русских чудо-богатырей через Альпы, о прорыве немец­кой обороны в Карпатах и выходе в Венгерскую долину в 1916 году.

— Разумеется,— говорил он,— теперешнюю оборону немцев не сравнишь с той, что была в прошлом. Они создали тут мощный железобетонный пояс, обильно насыщенный огневыми точками. Так что артиллерия и танки не могут пройти сразу. Для вас же, летчиков, таких преград не существует...

Командующий развязал тесьму лежащего на столе рулона, раз­вернул крупномасштабную карту Карпат и прилегающих к ним рай­онов.

—  Карпаты — не простая горушка,— сказал он.— Это цепь хреб­тов, простирающихся в глубину более чем на сто километров. Видите, сколько долин и горных рек. Карпаты — серьезная преграда! И тут авиация должна сыграть большую роль.

Петров понимал толк в авиации и по достоинству ценил ее. Он, например, сам лично ставил задачи воздушным разведчикам и вы­слушивал их доклады. Однажды мы представили ему на утверждение план одной из частных операций. Петров внимательно просмотрел ее, кое-что подчеркнул и дал очень хороший совет.

—   Надо   же! — одобрительно   заметил   потом   Жданов.— Размах фронта огромный, забот у командующего побольше, чем у нас, а он все же нашел время спокойно разобраться и в наших делах.

Под стать командующему был и начальник политуправления фрон­та М. М. Пронин. Я научился у него многому, и прежде всего принци­пиальности в решении вопросов, партийной оценке событий и фактов. Пронин так же, как и Петров, вникал в детали любого дела, которое предстояло решать, взвешивал его во взаимосвязи с другими события­ми и такой обстоятельностью подкупал каждого, кто соприкасался с ним по работе.

По делам службы мне довелось заехать в гвардейский истребитель­ный авиационный полк, где заместителем командира по полити­ческой части был подполковник И. А. Зуб. Я и раньше слышал об Иване Андреевиче немало хорошего: храбрый летчик, лично сбил четырнадцать вражеских самолетов, награжден орденом Ленина, дву­мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны и Александра Невского. Отвага и пилотажное мастерство в нем сочета­лись с прекрасными организаторскими способностями и душевными качествами.

Я бы не сказал, что Иван Андреевич сам вникал в каждую мелочь, хотя, как говорится, политработнику до всего есть дело. Прекрасно зная людей, он умел опереться на них, вовлекал в работу весь пар­тийный актив. Благодаря хорошо поставленной информации он все­гда был в курсе происходящих событий в полку, своевременно реаги­ровал на каждое из них.

В день моего приезда там проводилось совещание летного и техни­ческого состава. Обсуждались особенности полетов и боевых действий над горной местностью. Ведь наши наземные войска подошли к Кар­патам.

Полк, ранее воевавший на Кавказе, уже имел в этом отношении некоторый опыт. Такие асы, как майор Гнидо, капитан Дударь, старшие лейтенанты Ясанис, Карачинский, лейтенант Рейдель, сбили не по одному самолету над горами. Приглашенный на совещание коман­дир штурмовой авиаэскадрильи майор Можейко тоже водил свои эки­пажи над гористой местностью и успел уничтожить 6 вражеских эшелонов.

Осенью 1944 года полк пополнился большой группой молодых лет­чиков. Их-то и учили ветераны, чтобы не нести потом напрасных жертв. Отрабатывали особенности ориентировки над районом пред­стоящих боевых действий, тактику истребителей при ведении группо­вого боя и ряд других важных вопросов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В боях за Карпаты"

Книги похожие на "В боях за Карпаты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Венков

Борис Венков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Венков - В боях за Карпаты"

Отзывы читателей о книге "В боях за Карпаты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.