» » » » Борис Венков - В боях за Карпаты


Авторские права

Борис Венков - В боях за Карпаты

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Венков - В боях за Карпаты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство «Карпаты», год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Венков - В боях за Карпаты
Рейтинг:
Название:
В боях за Карпаты
Издательство:
Издательство «Карпаты»
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В боях за Карпаты"

Описание и краткое содержание "В боях за Карпаты" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой читателю книге рассказы­вается о боях Советской Армии, действиях пограничников, партизан и подпольщиков на территории Прикарпатья, Черновицкой области и Закарпатья с начала Великой Отечественной войны и до полного изгна­ния немецко-фашистских захватчиков.

Настоящий сборник — не научный труд и не художественное произведение. Это вос­поминания непосредственных участников событий — видных советских военачаль­ников и политработников, командиров со­единений и частей, партизан и подполь­щиков, статьи исследователей и журна­листов.

В книге помещены материалы, специ­ально написанные для этого сборника, а также ранее опубликованные докумен­ты военных будней и фронтовые фото­графии. В сборе материалов оказали по­мощь военно-научные общества при Ива­но-Франковском, Ужгородском и Черно­вицком Домах офицеров. Ценные советы при работе над сборником получены от генерал-лейтенанта П. С. Билаонова, пол­ковника П. П. Дудинова, полковника П. А. Туркова, подполковника П. С. Свитко и других товарищей, за что издатель­ство выражает им глубокую благодар­ность.

Книга написана на общественных на­чалах.






Послушал я выступавших и подумал: «Дельные советы высказы­вают,  почему  бы  этот  опыт  не   распространить  в других  частях?»

После совещания поговорил с подполковником Зубом.

— У нас тут кое-что написано, вроде памятки летчику,— сказал он.— Если подойдет другим, будем только рады.

«Молодец! — подумал я об Иване Андреевиче.— Ведь никто ему не приказывал ни таких совещаний проводить, ни разрабатывать памят­ку.   Сам   додумался,   увидел,   что  польза   от   этого   будет  немалая».

Памятку я, конечно, взял. Мы ее потом размножили типографским способом и разослали по другим частям. Но этим не ограничились. Опытные летчики Гнидо, Дударь, Ясанис и другие по нашей просьбе почти во всех истребительных авиаполках провели беседы.

Мы обращали внимание летчиков и на то, чтобы они умели хорошо ориентироваться непосредственно в горах и в лесу, на случай, если придется выпрыгнуть. На совещаниях и беседах острее, чем раньше, ставились также вопросы взаимной выручки между авиаторами и бойцами наземных войск. Приводились поучительные примеры.

Вспоминается такой эпизод. Герой Советского Союза старший лей­тенант С. Г. Глинкин во главе пятерки «лавочкиных» прикрывал штурмовиков. Внезапно из-за облаков его атаковали два «мессершмитта». Пуля пробила летчику ногу, самолет загорелся.

Глинкин устремился вслед за атаковавшим его фашистом, догнал «мессера» и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Тот сразу же свалился в пике и врезался в землю. Советскому летчику с трудом удалось сбросить фонарь и выпрыгнуть из охваченной пламенем ка­бины.

Приземлился он на ничейной полосе, в ста метрах от вражеских позиций. Немцы бросились к месту приземления парашютиста, чтобы захватить его живым. Но наши пехотинцы открыли дружный огонь из пулеметов, автоматов и минометов. А в это время несколько смель­чаков унесли летчика.

Узнав об этом, мы написали командиру стрелковой части благодар­ственное письмо. Оно заканчивалось словами: «Пусть дружба и вза­имная выручка между нашими войсками крепнет и развивается. В этом — залог победы над врагом».

Хорошо помогала летчикам знакомиться с характером боевых дей­ствий в горах армейская газета. Она опубликовала письмо младшего лейтенанта Белова, которого в первом же полете постигла неудача: плохо ориентируясь на местности, он не смог отыскать цель. «Как правильно действовать в горах?» — спрашивал Белов.

На его вопрос откликнулись многие ветераны армии, в том числе и участники боев за Карпаты. На страницах газеты состоялся полез­ный разговор о путях повышения боеготовности подразделений, так­тике действий истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Свои суждения люди подкрепляли примерами из боевой практики.

Перед Карпатско-Ужгородской операцией мы имели 241 штурмо­вик, 256 истребителей, 82 бомбардировщика, 47 самолетов-разведчи­ков. Это была, конечно, внушительная сила, если учесть, что против­ник мог противопоставить нам примерно 230 самолетов. Мы хорошо знали, на каких аэродромах базируется его авиация, сколько боевых машин на каждом из них, каких типов. Разведка работала не­плохо.

9 сентября 1944 года началось наступление войск 4-го Украинского фронта. 8-я воздушная армия прикрывала наступавших с воздуха. Для этой цели было запланировано 200 самолето-вылетов.

Но погода, как на зло, испортилась. Днем и ночью шли дожди, горы закрыла сплошная облачность. Ни о каких боевых вылетах, тем более самолетов-штурмовиков, и говорить не приходилось. Только 13 сентября во второй половине дня дождь прекратился, видимость несколько улучшилась. На аэродромах весело загудели моторы.

И тут, как по заказу, поступил сигнал о вылете. 155-я стрелковая дивизия натолкнулась на сильный артиллерийский и минометный огонь, прорвать вражескую оборону с ходу не смогла. Своих сил для подавления огневого сопротивления противника у командира не ока­залось. Не всякую пушку протащишь по узким горным дорогам! И комдив обратился за помощью к летчикам.

...Штурмовики поднялись в воздух. Авиационный представитель, находящийся на переднем крае, наводил их на те объекты, которые особенно мешали продвижению. После штурмовки пехота снова под­нялась в атаку и овладела вражескими позициями.

Через несколько дней гитлеровцы, подтянув свежие силы, предпри­няли контратаку. Они бросили в бой 20 танков и до полка пехоты. Хорошо бы встретить противника артиллерийским огнем! Но... снаря­дов нужного калибра у наших не оказалось, а на переброску их с других участков фронта уже не было времени. Под натиском врага некоторые подразделения начали отходить. И опять выручили летчи­ки. Словно порывистый ураган, шли они волнами к переднему краю и обрушивали на гитлеровцев ливень ракет, снарядов и пуль. Очеред­ная контратака противника захлебнулась.

К 1 октября войска 4-го Украинского фронта вышли к Главному хребту Восточных Карпат. Бои носили исключительно напряженный характер. Фашисты отчаянно сопротивлялись.

Дружными усилиями сухопутных войск и авиации главный Кар­патский хребет был взят. Это явилось выдающимся событием в исто­рии Отечественной войны. Впервые большие массы войск на фронте, достигавшем 300 км, как лавина, перекатились через мощную и хо­рошо укрепленную естественную преграду.

Правда, нам предстояло еще преодолеть юго-западные склоны Кар­пат, тоже сильно защищенные множеством различных инженерных сооружений. Но теперь уже ничто не могло остановить наступатель­ного порыва советских воинов.

26 октября советские войска овладели г. Мукачевом. А на следую­щий день был освобожден Ужгород.

Однажды командующий, главный инженер армии и я прилетели в Мукачево, чтобы поблизости найти площадку, с которой могли бы подниматься в воздух наши истребители. Строить аэродром по всем правилам инженерного искусства не было ни времени, ни материа­лов. Площадку мы нашли, но грунт оказался неподходящим.

— А что если сделать на полосе настил из толстых досок? — пред­ложил инженер.— Лесу-то вон сколько! — обвел он взглядом расту­щие по склонам гор могучие ели.

Крестьяне ближайшего поселка показали, где находится неболь­шой лесопильный завод, и на второй день началась работа. Готовые толстые доски отвозили трактором на аэродром, под руководством инженеров укладывали их и скрепляли болтами. Не прошло и неде­ли, как полоса была готова.

Посмотреть, как на деревянный настил будут садиться самолеты, пришли все жители поселка. Они стояли в сторонке и, довольные, цокали языками, когда приземлившиеся машины, закончив пробег, отруливали в сторону. Многие крестьяне помогали нам строить поса­дочную полосу, и мы поблагодарили их, оплатили труд, на прощание устроили дружеский обед.

Нередко местные жители помогали нам в борьбе с вражескими агентами и диверсионными группами. Так, над одним из лесных мас­сивов гитлеровцы сбросили парашютистов-разведчиков. Один из крестьян сообщил об этом в 312-й батальон аэродромного обслужива­ния. Вскоре специально организованная поисковая группа обнаружи­ла вражеских разведчиков.

Операция по овладению Восточными Карпатами продолжалась два с половиной месяца. В итоге была разгромлена 1-я венгерская армия и нанесен значительный урон 1-й немецкой танковой армии. Против­ник потерял свыше 66 тысяч убитыми и ранеными, 28 тысяч пленны­ми. В наши руки попали богатые трофеи.

Продвижение наземных войск создало для авиации большие труд­ности.   Она   продолжала   оставаться   на   прежних   местах.   Радиус действия увеличился, управление усложнилось. Чтобы повысить опера­тивность руководства авиацией, на главных направлениях были со­зданы три армейских пункта управления (АПУ). Каждый из них имел несколько авианаводчиков непосредственно на командных пун­ктах стрелковых корпусов и дивизий. Кроме того, наводчики с пере­носными радиостанциями поднимались на вершины гор, откуда осо­бенно хорошо можно было наблюдать за перипетиями боя. Команди­ры авиадивизий поддерживали тесный контакт с командованием су­хопутных войск.

Трудно сейчас за давностью времени назвать всех героев-летчиков, проявивших в боях отвагу и непреклонную волю к борьбе. Их было множество.

Вот небольшая страничка фронтовой жизни двух комсомольцев, двух лейтенантов, двух закадычных друзей — Губанова и Костина. Впервые они познакомились в мае 1944 года в школе воздушного боя. Закончив ее, парни попросили послать их на фронт в одну часть. Командир полка сделал для них большее — включил в состав одной пары.

И прикипели ребята сердцем друг к другу — водой не разольешь. Оба без страха на смерть шли. Губанов меньше чем за год сбил 5 вражеских самолетов, Костин — 3.

В один из дней вылетели они в составе шестерки сопровождать группу штурмовиков. Над полем боя завязалась схватка с двадцатью «мессерами». Ведущий группы Герой Советского Союза Гнидо при­казал паре Губанова набрать высоту 5000 м и быть в готовности парировать неожиданные удары противника. Закончив набор высоты, Губанов увидел, что четверка Ме-109 готовится атаковать пару лейте­нанта Матросова. Тут же перевел самолет в пике и открыл загради­тельный огонь. Одна пара «мессеров» переворотом ушла вниз, дру­гая — в правый вираж. Сковав ее боем, Губанов и Костин дрались с исключительной расчетливостью. И вышли победителями. Сначала ведомый, а затем ведущий сбили по одному вражескому истребителю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В боях за Карпаты"

Книги похожие на "В боях за Карпаты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Венков

Борис Венков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Венков - В боях за Карпаты"

Отзывы читателей о книге "В боях за Карпаты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.