Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "500 знаменитых исторических событий"
Описание и краткое содержание "500 знаменитых исторических событий" читать бесплатно онлайн.
Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. А потому предлагаем вашему вниманию книгу о 500 ключевых событиях — поворотных моментах в истории человечества, — произошедших с древних времен и до наших дней. Одни из них «втискиваются» в рамки одних суток (как, например, Варфоломеевская ночь, «Бостонское чаепитие»), другие продолжались более длительное время — войны, революции, церковные соборы. Не меньшую роль, чем иные баталии или судебные процессы, сыграли в жизни людей выдающиеся достижения науки и техники. А еще эта книга о людях, которые жили в разные эпохи и в разных странах, о творцах и жертвах истории.
Арабов, естественно, не хотели мириться с существованием непокорного христианского государства на полуострове. В июле 721 г. они перешли Пиренеи и вторглись в земли франков, но были разбиты под Тулузой. На обратном пути мощный военный корпус был послан для того, чтобы разобраться с астурийцами. Поздним летом 721 г. военачальник мавров Алькама, вторгшись с крупными силами в Астурию, захватил большую ее часть, вынудив Пелайо отступить в горные районы страны. Пелайо расположился лагерем в тесном ущелье, где невозможна была атака широким фронтом. В тот момент с ним было лишь несколько сотен воинов. В 722 г. Алькама со своими силами подошел к долине Ковадонга и потребовал от Пелайо сдачи. Тот отказался. Тогда арабские отряды пошли в атаку. Астурийцы заняли позиции по склонам ущелья, а Пелайо с небольшим отрядом укрылся внизу, в пещере, оставаясь невидимым для врага. Выждав, когда неприятель достаточно углубится в ущелье, христиане обрушили на мавров град камней и обломки скал. Вслед за этой атакой из засады вышел и вступил в бой отряд Пелайо, он и довершил разгром неприятеля. Алькама был убит.
С битвы при Ковадонге начинают отсчет Реконкисты, хотя до конкретных успешных действий наступательного характера было еще далеко. Нужно отметить, что насчет года битвы у историков нет единого мнения. Часто называется 718-й.
В следующем году арабы предприняли еще одну попытку покорить Астурию, она вновь оказалась неудачной. На этот раз в битве погиб сам Мануза. Королевство Пелайо осталось независимым. Сюда стали переселяться недовольные арабской политикой жители Галисии, Бискайи и других областей.
Пелайо умер в 737 г., став национальным героем Испании. Его сын Фавила был признан Папой Римским «королем готов». При короле Альфонсо X Мудром останки Пелайо были перенесены в Святую пещеру Ковадонги.
ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
К середине VIII в. арабские завоевания фактически прекратились. Как в свое время Римская империя, халифат должен был сосредоточить усилия на обороне уже занятых рубежей. В то же время назрела необходимость укрепить государственное устройство. Огромная многонациональная держава требовала новых принципов управления, новой идеологии. Омейяды, пришедшие к власти во время безудержной арабской экспансии, когда даже сами завоеватели лишь недавно стали мусульманами, уже не могли управлять по-новому. Им нашлась замена — Аббасиды.
Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Он был связан с несколькими факторами. Халифы не проводили единой политики в отношении покоренных народов. С одной стороны, велась исламизация покоренных стран. Однако вновь обращенные мусульмане должны были, согласно установлениям ислама, уравниваться в правах с другими правоверными, в том числе в отношении налогов. Это происходило далеко не всегда. Иноверцы и неофиты страдали от все увеличивающихся поборов, сверхналоговых повинностей (например обязательных ирригационных работ), произвола наместников, которые, кажется, никак не могли избавиться от менталитета оккупантов в чужой стране. Недовольны были и обратившиеся в ислам, но не получившие достаточных возможностей крупные землевладельцы в новых провинциях. Например, в Хорасане — богатой и многонаселенной области, включавшей северо-восточную часть современного Ирана, Мервский оазис, оазисы юга современного Туркменистана. Провинция чувствовала пренебрежение со стороны Дамаска.
Омейяды открыто продолжали опираться не на мусульман, а на арабов. При этом даже внутри арабского мира не было согласия, североаравийские и южноаравийские племена, составлявшие основу армии, враждовали между собой, а Омейяды своими неуклюжими действиями лишь подливали масла в огонь. Так, в определенный момент они откровенно стали отдавать предпочтение северянам, тут же восстановив против себя пол-армии.
Правящая династия вызывала резкую критику и у религиозных деятелей. Сторонники ортодоксального ислама упрекали ее в том, что халиф превратился в светского владыку, управлявшего страной не по законам Мухаммеда. Вспоминали о том, что Омейяды ведут свой род не от пророка, а от одного из его сподвижников, который не сразу принял ислам, да и вообще долго был противником его создателя. С другой стороны, Омейядов критиковали шииты, хорошо помнившие о том, как был отстранен от власти их кумир — Али. Шииты верили в особую харизматическую, божественную власть имамов, потомков Али, последовательно сменявших друг друга даже в годы правления дамасских халифов. Их активность в последние годы правления Омейядов увеличилась. По сути, в руках шиитов оказался весь Западный Иран.
В 40-х годах усилия противников халифов из разных лагерей объединяются. В качестве лидеров выдвигаются потомки дяди Мухаммеда аль-Аббаса. С одной стороны, они доказывали, что их предок как раз всегда поддерживал пророка — это должно было повлиять на позицию суннитов. С другой стороны, аббасид Мухаммед ибн Али утверждал, что последний имам именно ему завещал руководство мусульманской общиной — это был уже реверанс в сторону шиитов. После смерти Мухаммеда ибн Али движение возглавил его сын Ибрахим, затем второй сын — Абу-ль-Аббас. Центром шиитского движения была Куфа, особенно же благоприятную почву для пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане. Они обещали, что при их власти мусульмане будут освобождены от незаконных налогов, с немусульман налоги будут взиматься по справедливости в соответствии с исламскими законами, а сельские жители будут избавлены от различных сверхналоговых повинностей.
Для руководства антиомейядским восстанием Ибрахим отправил в 747 г. в Хорасан иранца, шиита крайних взглядов Абу Муслима. За короткий срок он сумел привлечь на сторону Аббасидов арабов-южан, немусульман и подавляющую часть исламизированного иранского населения страны. Торговый и ремесленный центр Мерв он превратил в центр восстания, которое приняло всеобщий характер. 9 июня 747 г. в оазисе были зажжены костры, восставшие подняли черные знамена и облачились в черные одеяния. Позднее черный цвет стал официальным цветом Аббасидов. Халиф Марван II, узнав о начале волнений, арестовал и казнил Ибрахима, но его место занял Абу-ль-Аббас. В 748 г. Абу Муслим перешел в решительное наступление. Он двинул на запад войско во главе с военачальником Кахтабой, а другой отряд направил на восток. «Мусаввиды» (одетые в черное) Кахтабы в 749 г. вторглись в Ирак и заняли Куфу. В следующем году Абу Муслим лично подавил направленные против него выступления в Бухаре. Омейядское войско было ослаблено борьбой и с внутренними, и с внешними врагами. В начале 750 г. аббасидская армия под командованием дяди Абу-ль-Аббаса Абдаллаха нанесла решающее поражение армии Марвана на берегу северного притока Тигра, реки Большой Заб. Вскоре Аббасиды вступили в Дамаск. Халиф бежал в Египет, где в конце концов был схвачен и убит. Началось поголовное истребление представителей рода Омейядов. Одному из них — Абдар-Рахману удалось бежать в Испанию, где его сторонники захватили власть и создали в 756 г. независимый Кордовский халифат. Остальная территория Омейядского халифата досталась Аббасидам.
Еще в 749 г. в Куфе новым халифом был провозглашен Абу-ль-Аббас. Вскоре после своего прихода к власти халиф начал борьбу против прежних своих сторонников — шиитов. Их более радикальная идеология, да и стремление посадить на трон потомков Али мешали Аббасидам. Один за другим устранялись шиитские лидеры. Уже при следующем аббасидском халифе аль-Мансуре был вероломно убит сохранявший лояльность династии наместник и духовный лидер Хорасана Абу Муслим.
Аббасиды отошли от принципов арабизации, продекларировав принцип равенства всех мусульман. Таким образом, арабы лишились своего исключительного положения в халифате. На этой основе создавалась новая единая исламская держава, с централизованной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом, продуманной идеологией. Столица была перенесена ближе к показавшим свою важность и силу провинциям — на восток, где был в кратчайшие сроки возведен город Багдад. Западные африканские области, за исключением узкой прибрежной полосы в Тунисе (Ифрикии), постепенно отпали от Багдадского халифата. Впрочем, при первых Аббасидах — аль-Мансуре, аль-Махди, аль-Хади и Гаруне аль-Рашиде (786–809) халифат был очень сильным государством.
КОРОНАЦИЯ ПИПИНА КОРОТКОГО И ОБРАЗОВАНИЕ ПАПСКОЙ ОБЛАСТИ
Как в свое время командиры варварских военных отрядов во время заката Римской империи, захватывая власть, все-таки не решались принять императорский титул, так и майордомы франков долгое время избегали коронации. Они предпочитали управлять от имени по большей части ничтожных Меровингов. В определенный момент тот или иной управитель «вытаскивал» на свет Божий «ленивого короля», тот отпускал длинные волосы — символ королевской власти у франков — и выполнял ряд формальных процедур, пока майордом (тот же или новый) не отправлял его в монастырь. Когда один из майордомов попытался сделать королем своего сына, это вызвало негодование его коллег в других франкских областях, они получили прекрасный повод для ведения войны с дерзким самозванцем. Для того чтобы коронация майордома состоялась без подобных эксцессов, нужно было для начала объединить Франкское королевство под своей властью и прочно укрепиться в качестве единоличного правителя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "500 знаменитых исторических событий"
Книги похожие на "500 знаменитых исторических событий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Карнацевич - 500 знаменитых исторических событий"
Отзывы читателей о книге "500 знаменитых исторических событий", комментарии и мнения людей о произведении.