» » » » В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога


Авторские права

В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога

Здесь можно скачать бесплатно "В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство ВГУ, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога
Рейтинг:
Название:
Терминологический минимум студента-филолога
Автор:
Издательство:
ВГУ
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Терминологический минимум студента-филолога"

Описание и краткое содержание "Терминологический минимум студента-филолога" читать бесплатно онлайн.








ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА – см. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о литературе. На современном этапе Л. состоит из нескольких основных разделов: 1. Теория литературы, которая изучает эстетическую сущность литературы и литературного произведения, напр., художественный образ, род, жанр, метод, композицию, язык художественной литературы и мн. др. 2. История литературы, которая изучает ее историческое развитие, определяет место писателя в литературном процессе. Эти разделы взаимосвязаны: "Без истории предмета нет теории предмета, но без теории предмета не может быть и мысли о его истории" (Н. Г. Чернышевский). 3. Литературная критика, которая изучает современный литературный процесс. 4. Методология литературоведения, которая разрабатывает наиболее общие принципы литературоведческого анализа, напр., сравнительно-исторического изучения литературы, исследования литературных явлений в единстве их содержания и формы, принципы структурного и целостного анализа произведения и др. Есть также вспомогательные дисциплины Л.: библиография (фиксирует художественную и критическую литературу), историография (описывает степень изученности какого-либо вопроса), текстология (анализирует рукописи, сравнивает редакции произведений и др.).

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – способ художественного отражения действительности, который определяется совокупностью наиболее общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно: характером отбора явлений действительности, средствами художественной изобразительности, наиболее общей оценкой изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с закономерностями развития действительности. Литература знает несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического реализм (реализм с социалистическими идеями) и др. Х.М. вскрывает общность писателей различных национальных литератур и исторических периодов. Напр., писатели-реалисты (А. С. Пушкин, О. Бальзак, Л. Н. Толстой) в перечисленных выше чертах творчества (отбор явлений, средства художественной изобразительности и т. д.) руководствуются принципом объективности, без прикрас воссоздавая все явления действительности, а писатели-романтики (А. А. Бестужев-Марлинский, Ф. Новалис, В. Скотт) в большей степени следуют пересоздающему субъективному началу, чаще изображают не столько картины объективной действительности, сколько свои представления о ней. "Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу…, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам действительности" (В. Г. Белинский). Принципы различных Х.М. осмысляются и формулируются учеными на основе обобщений художественной практики писателей. С развитием литературы развиваются, углубляются и сами принципы Х. М. Напр., реалистическое изображение жизни крепостных крестьян в творчестве Н. А. Некрасова ("Кому на Руси жить хорошо") гораздо многограннее и глубже, чем более раннее ее изображение в творчестве Н. А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Конкретноисторическое проявление Х.М. в творчестве целого ряда писателей, осознающих свои основные идейно-эстетические принципы и отстаивающих их в художественных произведениях, критических статьях, программных выступлениях и т. д., называют литературным направлением. Напр., направление реализма эпохи Просвещения (А. Н. Радищев, И. А. Крылов), направление романтизма первой трети XIX в. (В. А. Жуковский, поэты-декабристы) и др.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ – см. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.

МОДЕРНИЗМ – нереалистические течения и другие литературные объединения, противопоставляющие свои эстетические принципы реализму, безоговорочно господствующему в литературе (и др. видах искусства) XIX в. В России М. возникает с начала 1890-ых гг. (и в отдельных чертах влияет на поэтику произведений реалистов, напр., И. А. Бунина). Главные течения модернизма – символизм, акмеизм, футуризм. Их представители (при всей разности эстетических взглядов) полагали, что идея общественного служения литературы и "художественный материализм", идущие от 60-ых гг. (Чернышевского, Добролюбова, Писарева) завели литературу в эстетический тупик, сузили предмет литературы, оставив за ее пределами, напр., мистические сферы, бессознательное начало в человеке и мн. др. Ни одно из течений М. никогда не было внутренне единым, напр., акмеизм (Н. С. Гумилев; А. А. Ахматова; О. Э. Манделыптам воспевали разное: экзотику; тонкость и сложность души; культуру в ее различных видах). Современные (начиная с 1970-ых годов) нереалистические течения (концептуализм, соцарт и др.) принято называть общим термином постмодернизм.

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ – см. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД.

НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ – эстетическая категория, сложившаяся в результате длительного развития эстетической мысли. Первоначально в России под Н.Л. понимали произведения для малообразованного простонародья (в эпоху Просвещения XVIII в.). В эпоху романтизма ( начало XVIII – первая треть XIX в.), придавшую большое значение Н.Л., она понималась как национальное своеобразие литературы (см. 1-ое значение): "народ" и "нация" для романтиков были тождественными понятиями. К 40-м гг. XIX в. на основе изучения творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и др. складывается демократическое учение о Н.Л. В. Г. Белинского, которое затем развивают Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Н.Л. – это прежде всего глубокое, всестороннее и верное изображение важных для народа явлений действительности. Н.Л. проявляется не только в содержании, но и в художественной форме произведения – ее доступности народу и национальном своеобразии. Н.Л. – категория исторически изменяющаяся, поэтому содержание и формы ее выражения, например, в творчестве И. А. Крылова будут иные, чем в произведениях Н. А. Некрасова или А. Т. Твардовского. О народе и Н.Л., их соотношении с общенациональными проблемами в XX в. интересно рассуждали И. А. Бунин (см. дневники писателя), А. И. Солженицын (в своих произведениях).

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРЫ – художественное отражение в литературе своеобразных черт той или иной нации: жизни и быта людей, склада ума и характера чувств, обычаев и традиций, одежды и речи. "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-либо народу" (А. С. Пушкин). Н.С.Л. проявлется в тематике произведения, его образах, изобразительно-выразительных средствах языка. Особенно остро ставилась проблема Н.С.Л. в эпоху романтизма, а затем реализма. Величайшим русским национальным поэтом является А. С. Пушкин. Ярко национальна "Песнь о купце Калашникове" М. Ю. Лермонтова, поэма "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова; особенно ярко Н.С.Л. заметно в сравнении с другими национальными литературами, в которых общечеловеческие проблемы облекаются в своеобразные словесно-образные формы.

НОВЕЛЛА – см. РАССКАЗ.

ОБРАЗ АВТОРА – см. АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – прежде всего образ-персонаж; конкретная и одновременно обобщенная картина человеческой жизни, созданная творческой фантазией художника в свете его эстетического идеала.

Но в художественном произведении есть различные уровни образности: образ-пейзаж, образ-интерьер, образная деталь и т. д., которые всегда подчинены выражению образа-персонажа. Кроме того, в большинстве произведений существует система взаимодействующих образов-персонажей. Различные образы-персонажи, а также подчиненные им образы других уровней объединены общей идеей художественного произведения, без организующего начала которой они рассыпались бы на независимые друг от друга звенья и утратили бы эстетическое значение. Все другие образы работают на создание образа человека. Напр., такие образы-детали, как иссохшая осина, дырявые крыши, заткнутые тряпками окна способствуют созданию образа Плюшкина. А взаимодействие его с образами других помещиков создает сатирический образ крепостной России в целом ("Мертвые души" Н. В. Гоголя). Т. е. образность – способ отражения и познания действительности искусством в отличие от науки, познающей ее путем абстрактных понятий. О.Х. имеет некоторые общие свойства, которые заключаются в следующем:

1. Сочетание вымышленного и достоверного. Без вымысла нет художественного творчества, даже реалистического. Однако вымысел часто является результатом осмысления писателем достоверных фактов и явлений: образы "Войны и мира" – плод фантазии Л. H. Толстого, но многие из них имеют жизненных прототипов;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Терминологический минимум студента-филолога"

Книги похожие на "Терминологический минимум студента-филолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Акаткин

В. Акаткин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Акаткин - Терминологический минимум студента-филолога"

Отзывы читателей о книге "Терминологический минимум студента-филолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.