» » » » Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)


Авторские права

Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Государственный Эрмитаж, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)
Издательство:
Государственный Эрмитаж
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Описание и краткое содержание "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать бесплатно онлайн.








В ряде случаев мелкие изделия присоединялись к более крупным, образуя сложные фейерверочные фигуры. Так, например, некоторые большие ракеты при разрыве выбрасывали мелкие изделия, создававшие впечатление ярко горевших и рассыпанных звезд или массы медленно падавших с высоты светящихся «серебряных» и «золотых» точек (капель) в виде «огненного дождя». Не мало было также сложных наземных фейерверочных фигур.

Как простые, так и сложные изделия увеселительной пиротехники обычно сжигались группами и в различных сочетаниях друг с другом, создавая ту или иную декорацию фейерверочного зрелища.

Разнообразным сочетанием «верховых» и «низовых» фигур получались красивые и затейливые композиции. На довольно значительной высоте достигались эффекты, как бы воспроизводившие огромные букеты, снопы, гирлянды и пр., а на площадке — ряды блестящих фонтанов, водяные каскады, лиственные и цветочные мозаики, ослепительные солнца и колеса, вертящиеся мельницы, бриллиантовые пирамиды и иные виды фейерверочного убранства. Таким образом, эффективность и развлекательность зрелищ, зависела в большой мере от изобретательности его устроителей. Фейерверочное представление слагалось обычно из многих сменявших друг друга композиций такого рода.

Наряду с чисто пиротехническими, огненными композициями в фейерверочных представлениях начала XVIII в. стали занимать значительное место специальные декорации, рассмотрению которых уделяется особое внимание в настоящем очерке. Мы имеем в виду декорации, придававшие определенное смысловое значение фейерверочным представлениям. Среди них надо назвать в первую очередь щиты, обведенные фитилями, пропитанными медленно горящими составами. Эти фитили давали сплошную огненную линию, а поэтому использовались для выполнения крупным планом всевозможных контурных изображений, посвященных тем или иным событиям.

В декоративном оформлении фейерверочных зрелищ большая роль отводилась транспарантам, наиболее пригодным для быстрого чередования тех или иных изображений. Эти изображения чаще помещались на обеих сторонах полупрозрачной материи транспаранта и становились видны зрителям в зависимости от его освещения то с одной, то с другой стороны. Употреблялись также транспаранты с прорубленными отверстиями, сделанными в картоне, досках или ином плотном материале. Эти отверстия образовывали штриховой или сплошной линией контуры необходимого рисунка и освещались фейерверочными огнями с задней стороны транспаранта.

Специальные декорации создавались также способами, известными в театральном искусстве. Так, для фейерверочных представлений изготовлялись объемные декорации в виде павильонов, беседок, галерей, террас, бассейнов, обелисков, статуй, эмблем и т. п., которые в свою очередь оснащались различными пиротехническими изделиями.

Важно обратить внимание и на то, что в декоративное оформление фейерверочных представлений стали постоянно вводиться аллегорические и эмблематические изображения, выражавшие в наглядной, образной и лаконичной форме основную идею, содержание и значение данного празднества, торжества, события и т. д.

Со времени празднования в 1696 г. победы русских войск под Азовом основой этих аллегорий, символов и эмблем являлись сюжеты светского содержания, почерпнутые из истории, литературы, мифологии, приуроченные к современным событиям общественно-политической жизни.

Для Петровского времени характерно то, что символы, аллегории и эмблемы отражали не отвлеченные, абстрактные представления, а главным образом конкретные, реальные идеи, задачи, события, которые назрели, осуществлялись, имели место в действительности.

Как уже было сказано, для символо-аллегорических изображений очень часто использовались сюжеты античной мифологии. Это объясняется прежде всего усилением интереса образованной части дворянства к истории и культуре античного мира. Со промоин Киевской Руси началось и затем не прекращалось знакомство узкого круга русских книжников с наследием классической древности. В Петровское же время, когда возросла образованная прослойка общества и произошли значительные сдвиги в развитии всей русской культуры, естественно повысился интерес к ознакомлению с античностью, образы которой так прочно вошли тогда в арсенал искусства и литературы Европы. Известно, что ряд деятелей Петровского времени пополнял с большим усердием свои библиотеки сочинениями древних авторов и непосредственно занимался их переводом на русский язык. В качестве примера, свидетельствующего об интересе к античности, можно также напомнить приобретение Петром замечательного памятника эллинистического искусства — статуи Венеры, получившей затем наименование Таврической и ныне находящейся в экспозиции Государственного Эрмитажа. Это была первая античная скульптура, привезенная в Россию.

В среде наиболее образованной части дворянского класса давно сложились представления об античном периоде истории как об эпохе героических событий и высокой культуры, что отвечало настроениям Петра и многих его современников — участников его преобразований и событий большого исторического значения. Не случайным являлось, что образованные греки — современники Петра, скорбевшие о тяжелой участи своей родной страны под турецким владычеством, прибегали часто в своих литературных произведениях к образному уподоблению преобразований и событий и России в первой четверти XVIII в. историческим примерам политического и культурного подъема в древней Греции.

Необходимо также отметить, что широкое использование сюжетов и образов античной мифологии в фейерверочных представлениях, как и во многих произведениях искусства и литературы, являлось своеобразным средством утверждения светского направления в культуре и в быту. Светская тематика в ее самых разнообразных проявлениях внедрялась Петром в борьбе с закостенелыми, консервативными взглядами, сохранявшими следы недавнего господства церковно-богословской схоластики во всех областях идеологической и культурной жизни страны.

В предисловии описания триумфальных ворот, сооруженных Московской славяно-греко-латинской академией в 1704 г. в честь первых успехов русских войск в Северной войне, дается любопытное обоснование использования аллегорических и других изображений светского содержания на темы современных событий, античной истории и мифологии. Здесь говорится следующее: «Но яко мню, удивишися, православный читатель, яко торжественная сия врата (яко же в прошлых летах) не от божественных писаний, но от мирских историй; не святыми иконами, но от мирских историков, или от стихотворцев вымышленными лицами и подобиями от зверей; птиц, древес и прочих, вещь намеренную изобразуем. Ведати же тебе подобает: яко сия не суть храм или церковь во имя некоего от святых созданная, но политичная, си есть гражданская похвала труждающимси о целости отечества своего и труды своими…»

В начале XVIII в. издавались специальные пособия, содержавшие изображения эмблем, символов и аллегорий. Из них была особенно распространена книга под названием «Символы и эмблемата», изданная по распоряжению Петра I дважды — в 1705 и 1719 гг. Фронтиспис книги украшен портретом Петра, выполненным с оригинала работы Кнеллера. Над портретом русская и латинская надписи: «Красота и защищение от него».

Вокруг портрета расположены восемь изображений с соответствующими к ним надписями на русском и латинском языках. Они прославляют в общей форме Петра I, а также содержат намеки на события того времени (рис. 2).

В самой книге помещено свыше 840 гравированных на меди рисунков с краткими пояснительными надписями на 9 языках. В связи с конкретными обстоятельствами этим символам и эмблемам придавался тот или иной смысл; и вполне естественно, что они часто использовались в декорациях фейерверочных зрелищ.

В развитии фейерверочного искусства в первой четверти XVIII в. первостепенная роль принадлежала несомненно фейерверкам, устраивавшимся в связи с празднованием военных побед, знаменовавших новые успехи в решении основной задачи, поставленной Петром. Вопросам организации и декоративного оформления таких фейерверков уделялось очень большое внимание. Значительная часть из них нашла отражение в гравюрах. Особенно тщательно изображались специальные декорации, раскрывавшие идейное содержание торжеств и представлявшие собой характерную особенность фейерверочных представлений того времени.

Гравюры с изображениями этих фейерверков распространялись как внутри страны, так и за ее пределами, служа прославлению побед русской армии и одновременно свидетельствуя о росте русской художественной культуры. Некоторые такие гравюры помещены в известном сочинении «Книге Марсовой», в которой даны описания событий Северной войны до 1713 г. Более полный подбор изобразительных материалов предполагалось представить в другом сочинении. Осенью 1724 г. кабинет-секретарь А. В. Макаров потребовал у видного военного специалиста и инженера В. Д. Корчмина прислать ему «для вношения в новосочиняющуюся о шведской войне историю» копии с рисунков фейерверков, устраивавшихся «с начала государствования его императорского величества»[13] (т. е. Петра I, — В. В.). В свою очередь Корчмин просил Макарова уточнить список потребных изображений и «уведомить подлинно которого году и какия фейверошные в прежде упомянутую гисторию надобны фигуры». Он писал также, что выполнить копии со всех имевшихся у него рисунков трудно «занеимением рисовальщиков». К тому же, указывал Корчмин, — «не мало в грыдоровании да и многих фейерверков в кабинете его императорского величества рисунки имеютца быть, также и тиснением в прошедшие времена довольно их есть и изображено и от нас рисунков несколько послано».[14]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Книги похожие на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Васильев

Владимир Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Отзывы читателей о книге "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.