Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"
Описание и краткое содержание "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать бесплатно онлайн.
Изображение третьего транспаранта напоминало о способностях бобра как в воде, так и на суше с редким упорством преодолевать трудности и достигать изумительных результатов. В аллегорическом смысле, применительно к празднуемому событию, оно говорило о том, что только постоянным упорством можно добиться намеченной цели. Иначе сказать, первая победа при Эрестфере должна быть продолжена следующими успехами русских, которые и приведут к окончательной победе над Швецией.[27]
В фейерверке имели место и другие специальные декорации. Де Бруин отмечал, что «посреди площади представлен был огромный Нептун[28], сидящий на дельфине, и около него множество разных родов потешных огней на земле, окруженных колышками с ракетами, которые производили прекрасное зрелище, частично рассыпаясь золотым дождем, частично взлетая вверх яркими искрами». Несомненно, что возвышавшийся на площади Нептун символизировал стремление России добиться выхода к Балтийскому морю.
Помимо различных фейерверочных огней, горевших непрерывно и в огромном количестве, Красная площадь освещалась иллюминацией. Де Бруин отмечает, что на площади была воздвигнута «значительнейшая башня», освещенная огнями сверху донизу.
1 января 1703 г. в Москве было организовано триумфальное торжество в ознаменование взятия русскими войсками Нотебурга, тогда же переименованного Петром в Шлиссельбург. Как известно, эта победа дала возможность русской армии продвигаться вниз по Неве, не опасаясь за свой тыл. Овладение старой новгородской крепостью Орешек, названной шведами Нотебургом, имело и большое политическое значение. В объяснительном тексте к чертежу осады Нотебурга, написанном самим Петром, говорилось: «Таковым образом через помощь божию отечественная крепость возвращена, которая была в неправдивых неприятельских руках 92 (года)». Кстати также указать, что на медали, выбитой по случаю взятия Нотебурга, помещено изображение его осады с надписью: «Был у неприятеля 90 лет».
Во время упомянутого празднества было устроено фейерверочное зрелище, интересное для нас тем, что в нем показывались транспаранты, отражавшие историческое событие. Известна гравюра с изображениями четырех транспарантов (рис. 5).
На первом транспаранте (внизу, слева) мы видим аллегорические фигуры «Время» и «Счастье», держащие вид Нотебурга, обстреливаемого русскими и выше их Марса и Палладу,[29] венчающих лавровым венком ученого монаха Бертольда Шварца, которому приписывалось изобретение пороха в XIV в. По всей вероятности, на этом транспаранте имелась также надпись, аналогичная по смыслу приведенным словам Петра и надписи на медали.
Другой транспарант (на гравюре помещен над первым) изображал двуликого Януса, держащего в правой руке ключ, в левой замок. Здесь же надпись: «Богу за сие благодарение, о сем прошение».[30] В данном случае «божественный привратник» древних римлян символизировал, с одной стороны, благодарение «православному богу» за взятие Шлиссельбурга (ключа-крепости), стоявшего на проходе к морю у истоков Невы. С другой стороны, изображение олицетворяло надежду на быстрое овладение в устье Невы другой шведской крепостью Ниеншанцем. Не случайно Ниеншанц, сразу же после его взятия, называется в русских источниках Шлотбургом (замком-крепостью), который действительно запер для шведского морского флота вход в Неву.
На третьем транспаранте представлен уходящий в море корабль с надписью: «Желания его исполняются». Это изображение говорило о том, что с овладением Нотебургом русское государство уже приблизилось к осуществлению своих стремлений — пробиться к Балтийскому морю.
Показанный на последнем транспаранте леопард с лавровой веткой, а также надпись «победа любит прилежание» аллегорически подчеркивали необходимость постоянных усилий и старании в достижении победы над врагом.
В день празднования взятия Нотебурга некоторые улицы и площади Москвы были иллюминованы. Так, высокая водовзводная башня была украшена «по ярусам круглым и в окнах, до самого верха» флагами разных цветов, между которыми находились большие и малые слюдяные фонари.[31] Вероятно, в праздничном убранстве города были применены также фонари, в которых вместо слюды использовалась ткань, расписанная соответствующими изображениями, и которые представляли собой особый вид транспарантов. В следующие годы такие фонари-транспаранты стали употребляться в большом количестве, так как освещенные в них картины служили доходчивым средством для выражения определенных идей. Наше предположение основано на том, что в связи с приготовлениями к празднованию взятия русскими войсками Нотебурга Петр указал: «а впредь сделать для таких же триумфов 500 фонарей, станки деревянные и оклеить холстиною, и учинить на тех фонарях виды различных фарб» (красок, — В. В.).
Лето 1703 г. ознаменовалось для России крупными военными успехами. Почти вся Ижорская земля,[32] отторгнутая шведами от русского государства в конце XVI — начале XVII в., была снова возвращена России. Русские войска, кроме Нотебурга, овладели городами Ямом, Копорьем и Ниеншанцем. По соседству с Ниеншанцом был заложен Петербург, ставший вскоре столицей империи. Тогда же было положено начало сооружению морской крепости Кронштадта. Россия прочно закрепилась на выходе к Балтийскому морю.
Одержанные в 1703 г. русскими войсками победы праздновались осенью того же года в Москве. Здесь были воздвигнуты трое триумфальных ворот, украшенных живописными панно и статуями, отображавшими упомянутые события. Состоялось торжественное шествие победителей, и были организованы народные гуляния. Торжества заключились «фейерверком и множеством огненных увеселений».
Празднование в Москве встречи нового 1704 года, проходившее под свежим впечатлением недавних военных успехов, также сопровождалось фейерверочным представлением. Это зрелище в общем виде и в деталях было воспроизведено на восьми гравированных картинках с краткими пояснительными надписями, выполненных А. Шхонебеком.
Театр фейерверка[33] занимал пространство шириною и глубиною в 100 аршин и находился на возвышении со спуском в шесть ступеней (рис. 6 и 7).
Фейерверочное представление началось с того, что был зажжен находившийся в центре задней стороны театра «государственный орел», символизировавший Россию. Его высота равнялась 30 аршинам. На распростертых крыльях орла были расположены панно с изображением Белого и Азовского морей, одной лапой он держал панно с изображением Каспийского моря.
Орел горел разноцветными огнями в течение получаса. За это время к нему приблизилась сбоку везомая двумя конями ладья-колесница с находившимся в ней Нептуном.[34] Последний держал панно с изображением Балтийского моря, которое было им передано в свободную лапу орла. После этого ладья с Нептуном, также горевшая цветными огнями, удалилась. Идея данной части представления заключалась в том, чтобы показать огромное значение достигнутого — завоевания выхода к Балтике, расширения морских границ России.
Вслед за тем загорелись «разными и удивительными» огнями два больших щита, выдвинутые сзади и поставленные по сторонам «государственного орла». На одном из них были изображены грабли, собирающие колосья, а над ними помещена надпись: «расточенная собирает».
Эта простая аллегорическая картина напоминала зрителям о том, что овладение русскими войсками Ижорской земли с городами Нотебургом, Канцами и другими является только возвратом искони принадлежавших России территорий. Пояснительная надпись перекликалась с другой, имевшейся под изображением карты Ижорской земли на одной из трех триумфальных арок, воздвигнутых в Москве еще осенью 1703 г. и стоивших во время описываемого фейерверка. Эта надпись подчеркивала, что «не чуждая» земля завоевана, а «наследие отец наших». На другом щите была изображена птичья клетка («птицеловка») с открытыми дверцами и над ней надпись: «Праздна будет егда прельщение непоможет».
В данном случае аллегория говорила о необходимости применять в военном деле обман неприятеля, хитрость (прельщение), подобно тому как птицелов должен прибегать к различным уловкам, если не хочет чтобы клетка оставалась пустой (праздной).[35]
Наконец, оба щита были отодвинуты, и перед глазами зрителей предстали «три большие главные фонари» (рис. 7 и 8). Центральный транспарант являлся живописным воспроизведением висевшего над ним «государственного орла» с четырьмя морями.[36] Другой (слева на гравюре) представлял собою уже известное нам панно, посвященное взятию Нотебурга с изображением его бомбардирования и увенчания лаврами Бертольда Шварца. На третьем транспаранте дано топографическое изображение р. Невы и Ниеншанца, окруженное богами античного мира Юпитером[37], Марсом и Палладой, олицетворявшими силу и мощь русского оружия. Вместе с тем интересно отметить, что этот, как и другой боковой «фонарь» увенчаны атрибутами мирного труда — земледелия, рудного дела, торговли и пр. — того, к чему стремилась Россия на вновь обретенных землях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"
Книги похожие на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"
Отзывы читателей о книге "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)", комментарии и мнения людей о произведении.