» » » » Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)


Авторские права

Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Государственный Эрмитаж, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)
Издательство:
Государственный Эрмитаж
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Описание и краткое содержание "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать бесплатно онлайн.








Изображение третьего транспаранта напоминало о способностях бобра как в воде, так и на суше с редким упорством преодолевать трудности и достигать изумительных результатов. В аллегорическом смысле, применительно к празднуемому событию, оно говорило о том, что только постоянным упорством можно добиться намеченной цели. Иначе сказать, первая победа при Эрестфере должна быть продолжена следующими успехами русских, которые и приведут к окончательной победе над Швецией.[27]

В фейерверке имели место и другие специальные декорации. Де Бруин отмечал, что «посреди площади представлен был огромный Нептун[28], сидящий на дельфине, и около него множество разных родов потешных огней на земле, окруженных колышками с ракетами, которые производили прекрасное зрелище, частично рассыпаясь золотым дождем, частично взлетая вверх яркими искрами». Несомненно, что возвышавшийся на площади Нептун символизировал стремление России добиться выхода к Балтийскому морю.

Помимо различных фейерверочных огней, горевших непрерывно и в огромном количестве, Красная площадь освещалась иллюминацией. Де Бруин отмечает, что на площади была воздвигнута «значительнейшая башня», освещенная огнями сверху донизу.

1 января 1703 г. в Москве было организовано триумфальное торжество в ознаменование взятия русскими войсками Нотебурга, тогда же переименованного Петром в Шлиссельбург. Как известно, эта победа дала возможность русской армии продвигаться вниз по Неве, не опасаясь за свой тыл. Овладение старой новгородской крепостью Орешек, названной шведами Нотебургом, имело и большое политическое значение. В объяснительном тексте к чертежу осады Нотебурга, написанном самим Петром, говорилось: «Таковым образом через помощь божию отечественная крепость возвращена, которая была в неправдивых неприятельских руках 92 (года)». Кстати также указать, что на медали, выбитой по случаю взятия Нотебурга, помещено изображение его осады с надписью: «Был у неприятеля 90 лет».

Во время упомянутого празднества было устроено фейерверочное зрелище, интересное для нас тем, что в нем показывались транспаранты, отражавшие историческое событие. Известна гравюра с изображениями четырех транспарантов (рис. 5).

На первом транспаранте (внизу, слева) мы видим аллегорические фигуры «Время» и «Счастье», держащие вид Нотебурга, обстреливаемого русскими и выше их Марса и Палладу,[29] венчающих лавровым венком ученого монаха Бертольда Шварца, которому приписывалось изобретение пороха в XIV в. По всей вероятности, на этом транспаранте имелась также надпись, аналогичная по смыслу приведенным словам Петра и надписи на медали.

Другой транспарант (на гравюре помещен над первым) изображал двуликого Януса, держащего в правой руке ключ, в левой замок. Здесь же надпись: «Богу за сие благодарение, о сем прошение».[30] В данном случае «божественный привратник» древних римлян символизировал, с одной стороны, благодарение «православному богу» за взятие Шлиссельбурга (ключа-крепости), стоявшего на проходе к морю у истоков Невы. С другой стороны, изображение олицетворяло надежду на быстрое овладение в устье Невы другой шведской крепостью Ниеншанцем. Не случайно Ниеншанц, сразу же после его взятия, называется в русских источниках Шлотбургом (замком-крепостью), который действительно запер для шведского морского флота вход в Неву.

На третьем транспаранте представлен уходящий в море корабль с надписью: «Желания его исполняются». Это изображение говорило о том, что с овладением Нотебургом русское государство уже приблизилось к осуществлению своих стремлений — пробиться к Балтийскому морю.

Показанный на последнем транспаранте леопард с лавровой веткой, а также надпись «победа любит прилежание» аллегорически подчеркивали необходимость постоянных усилий и старании в достижении победы над врагом.

В день празднования взятия Нотебурга некоторые улицы и площади Москвы были иллюминованы. Так, высокая водовзводная башня была украшена «по ярусам круглым и в окнах, до самого верха» флагами разных цветов, между которыми находились большие и малые слюдяные фонари.[31] Вероятно, в праздничном убранстве города были применены также фонари, в которых вместо слюды использовалась ткань, расписанная соответствующими изображениями, и которые представляли собой особый вид транспарантов. В следующие годы такие фонари-транспаранты стали употребляться в большом количестве, так как освещенные в них картины служили доходчивым средством для выражения определенных идей. Наше предположение основано на том, что в связи с приготовлениями к празднованию взятия русскими войсками Нотебурга Петр указал: «а впредь сделать для таких же триумфов 500 фонарей, станки деревянные и оклеить холстиною, и учинить на тех фонарях виды различных фарб» (красок, — В. В.).

Лето 1703 г. ознаменовалось для России крупными военными успехами. Почти вся Ижорская земля,[32] отторгнутая шведами от русского государства в конце XVI — начале XVII в., была снова возвращена России. Русские войска, кроме Нотебурга, овладели городами Ямом, Копорьем и Ниеншанцем. По соседству с Ниеншанцом был заложен Петербург, ставший вскоре столицей империи. Тогда же было положено начало сооружению морской крепости Кронштадта. Россия прочно закрепилась на выходе к Балтийскому морю.

Одержанные в 1703 г. русскими войсками победы праздновались осенью того же года в Москве. Здесь были воздвигнуты трое триумфальных ворот, украшенных живописными панно и статуями, отображавшими упомянутые события. Состоялось торжественное шествие победителей, и были организованы народные гуляния. Торжества заключились «фейерверком и множеством огненных увеселений».

Празднование в Москве встречи нового 1704 года, проходившее под свежим впечатлением недавних военных успехов, также сопровождалось фейерверочным представлением. Это зрелище в общем виде и в деталях было воспроизведено на восьми гравированных картинках с краткими пояснительными надписями, выполненных А. Шхонебеком.

Театр фейерверка[33] занимал пространство шириною и глубиною в 100 аршин и находился на возвышении со спуском в шесть ступеней (рис. 6 и 7).

Фейерверочное представление началось с того, что был зажжен находившийся в центре задней стороны театра «государственный орел», символизировавший Россию. Его высота равнялась 30 аршинам. На распростертых крыльях орла были расположены панно с изображением Белого и Азовского морей, одной лапой он держал панно с изображением Каспийского моря.

Орел горел разноцветными огнями в течение получаса. За это время к нему приблизилась сбоку везомая двумя конями ладья-колесница с находившимся в ней Нептуном.[34] Последний держал панно с изображением Балтийского моря, которое было им передано в свободную лапу орла. После этого ладья с Нептуном, также горевшая цветными огнями, удалилась. Идея данной части представления заключалась в том, чтобы показать огромное значение достигнутого — завоевания выхода к Балтике, расширения морских границ России.

Вслед за тем загорелись «разными и удивительными» огнями два больших щита, выдвинутые сзади и поставленные по сторонам «государственного орла». На одном из них были изображены грабли, собирающие колосья, а над ними помещена надпись: «расточенная собирает».

Эта простая аллегорическая картина напоминала зрителям о том, что овладение русскими войсками Ижорской земли с городами Нотебургом, Канцами и другими является только возвратом искони принадлежавших России территорий. Пояснительная надпись перекликалась с другой, имевшейся под изображением карты Ижорской земли на одной из трех триумфальных арок, воздвигнутых в Москве еще осенью 1703 г. и стоивших во время описываемого фейерверка. Эта надпись подчеркивала, что «не чуждая» земля завоевана, а «наследие отец наших». На другом щите была изображена птичья клетка («птицеловка») с открытыми дверцами и над ней надпись: «Праздна будет егда прельщение непоможет».

В данном случае аллегория говорила о необходимости применять в военном деле обман неприятеля, хитрость (прельщение), подобно тому как птицелов должен прибегать к различным уловкам, если не хочет чтобы клетка оставалась пустой (праздной).[35]

Наконец, оба щита были отодвинуты, и перед глазами зрителей предстали «три большие главные фонари» (рис. 7 и 8). Центральный транспарант являлся живописным воспроизведением висевшего над ним «государственного орла» с четырьмя морями.[36] Другой (слева на гравюре) представлял собою уже известное нам панно, посвященное взятию Нотебурга с изображением его бомбардирования и увенчания лаврами Бертольда Шварца. На третьем транспаранте дано топографическое изображение р. Невы и Ниеншанца, окруженное богами античного мира Юпитером[37], Марсом и Палладой, олицетворявшими силу и мощь русского оружия. Вместе с тем интересно отметить, что этот, как и другой боковой «фонарь» увенчаны атрибутами мирного труда — земледелия, рудного дела, торговли и пр. — того, к чему стремилась Россия на вновь обретенных землях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Книги похожие на "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Васильев

Владимир Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Васильев - Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)"

Отзывы читателей о книге "Старинные фейерверки в России (XVII - первая четверть XVIII века)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.