Фаина Пиголицына - Мстерский летописец

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мстерский летописец"
Описание и краткое содержание "Мстерский летописец" читать бесплатно онлайн.
Герой этой повести, крепостной крестьянин Иван Александрович Голышев (1838–1896), жил в слободе Мстёра Владимирской губернии — центре иконописи и офенства. Потомственный иконописец, он открыл в глухой Мстёре первую сельскую литографию и стал издавать народные картинки (лубок), помогал Н. А. Некрасову распространять через коробейников его знаменитые «красные книжки» для народа. Собрал огромный материал по старинному русскому быту, тщательно его описал, издал одиннадцать альбомов, более тридцати книг и брошюр и опубликовал около 600 статей в газетах, в том числе во «Владимирских губернских ведомостях».
Книга иллюстрирована литографиями И. А. Голышева, звучит в ней и живое голышевское слово: автором использованы его «Воспоминания», статьи, письма.
Александр Кузьмич, узнав, что уроки у Ивана длятся в школе только до двенадцати, стал давать сыну все больше поручений по своим делам. Ваня доставлял книготорговцам и картинщикам отцовы письма, заказы и деньги, которые Александр Кузьмич посылал ему с извозчиками.
Мотаясь по Москве с поручениями отца, Ваня завел много знакомых среди книготорговцев, владельцев металлографии и литографий. И уже не просто выполнял отцовы указы, а вникал в дело, чем вызывал симпатии заводчиков. — Молодец мальчонка, худосочен телом, да умом тороват. Грамотный, вежливый, — похваливали они. В шутку или всерьез зазывали: — Иди, Ваня, к нам в приказчики, не поглядим, что молод…
Ваня был поражен обилием мальчиков в Москве. Они сновали с поручениями хозяев тут и там. Кое-кто поворовывал и хвастался своими незадачливыми похождениями. Вместо церкви бродили по базарам.
Ваня тоже стал иногда прогуливать церковь, посещая многочисленные торжища Москвы. Побывал на грибном и рыбном базарах. Нравился ему Охотный ряд, где можно было купить все съестное. Хотя Ваня чаще туда ходил потому, что в Охотном ряду продавали собак. Но больше всего ему полюбился толкучий рынок на Сретенке, возле Сухаревой башни, где продавалась «всякая домашняя потребность». Там можно было почти задарма купить ворованные книги и самые невероятные и редкие вещи — у старинщиков. Тут он купил астролябию, компас и китайский фонарь.
Как-то после уроков Ваня отправился по заданию Лаврентьевой на базар купить постного кушанья. Было начало марта, великий пост. Солнце по-весеннему сверкало в нетронутых снегах крыш, в золотых куполах церквей. Сугробы были еще крепки, только на льду Москва-реки снег чуть подтаял, обнажив зеркально сверкающие на солнце ледяные поляны. Был чистый понедельник, торговля шла с гуляньем, лавочники вынесли из балаганов свой товар прямо на лед, народу было видимо-невидимо. «Вот такую картинку нарисовать бы: „Народное гулянье"», — думал Ваня, бродя по рядам. Потом он осуществит свою задумку.
Нося в цензуру картинки Лаврентьевой, Ваня Голышев попал как-то к цензору Ивану Михайловичу Снегиреву, профессору Московского университета. Снегирев был известным историком, автором книг «Памятники Московских древностей», «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», четырех томов «Русские в своих пословицах».
— Чей же будет такой пострел? — с улыбкой спросил Снегирев юного картинщика.
— Володимирский, — отвечал Ваня, робко разглядывая оспинки на лице цензора.
— Вона. Володимирский, стало быть, а я вот только что рассматривал на литографии ваш Дмитриевский собор, а недавно цензуровал книгу Доброхотова о Владимире, да и сам сейчас пишу о Рождественском монастыре. Знаешь?
— Видывал, только живу я во Мстёре, иконами она известна.
— Вона ты какой речистый. Слыхал я о Мстёре. Говорят, ваши мастера уж больно ловки под старину иконы подделывать.
— Ага, — засмеялся Ваня, — это старинщики.
— А ты любишь картинки-то? — Снегирев кивнул на стопу принесенных на подпись картинок.
— Люблю, мой отец торгует ими во Мстёре.
— Вот даже как! А ты не читал книжку мою о картинках?
— Нет.
— Почитай.
Ваня достал книгу Снегирева о лубочных картинках и вместе с Лаврентьевой принялся читать ее. С первых лет жизни картинки окружали его, и он любил их, а теперь с удивлением читал: «Рисунок их неправилен до уродливости, отделка груба, неопрятна, раскраска похожа на малеванье». Он ничего этого раньше не замечал. И хоть дальше профессор снисходительно отмечал, что они интересны как «признаки внутренней жизни народа, его верование, мнение и знание, его дух и характер», Ваня все же был задет пренебрежением к тому, что было связано с его самыми светлыми детскими воспоминаниями.
Интересно было читать про то, откуда взялось название картинок — «лубочные». Слова этого Ваня в детстве не слыхивал. У них все называли картинки просто картинами, а еще — «простовик» — самые простые и неказистые картинки; «праздники и конница» — сортом повыше, и «литография» — картинки, отпечатанные на дорогой, портретной бумаге отличного качества. Только в Москве, еще у Лилье, Ваня услышал, что картинки называют народными, а потом и это слово узнал — «лубочные».
Снегирев в книжке растолковывал, что в древности в России «писывали на лубе» — липовых дощечках.
Профессор высказал и другие предположения. Офени-де прежде разносили картинки в лубках — лубяных коробах. А может быть, что название картинок пошло от московской улицы Лубянки, близ коей находится урочище Печатники, Печатная слобода была в семнадцатом веке, и где, по старинному преданию, жившими тут печатниками резались на лубах и отпечатывались первые русские картинки. Ну, а так как эти картинки, вырезанные на дереве, получались не очень искусными, то слово «лубочные» получило второй смысл — грубые, плохого качества. И уж совсем задело Ваню сообщение, что картинки самого плохого исполнения называют суздальскими, по разносчикам-суздалям, ибо именно в Суздальском уезде появились первые коробейники — продавцы картинок.
Однако оказалось, что картинки в прошлом веке висели и в крестовых палатах, и в сенях у больших господ и духовных властей, и еще раньше — для пригожества — у бояр. Что в монастырях духовные картинки в благословение и напутствие раздавали богомольцам. Это уж потом, когда появилась Академия художеств, искусство стали делить на высшее и низшее. И прикладное искусство, которое в жизни древнего русского человека играло большую роль, академией было окрещено низшим, простым ремеслом.
Ваня уже твердо решил, что будет, как отец, торговать картинками. Хотелось бы и печатать их самому. А пока он начал рисовать их для Лаврентьевой. Когда первая его картинка, вырезанная граверами на меди, была оттиснута, радости мальчика не было конца.
— И зачем отец покупает картинки в Москве?! Печатать их можно и во Мстёре, — запальчиво говорил он, не искушенный в делах, Лаврентьевой.
Лаврентьева возражала, что во Мстёре содержать металлографию сложно. В Москве можно обойтись без своих граверов, привлекать их со стороны, во Мстёре же придется содержать своих, а для маленького заведения это слишком накладно, много и других трудностей. А вот литографию небольшую можно завести и во Мстёре, и Лаврентьева советовала Ване приглядываться к литографии Логинова, в которой он нередко бывал с поручениями отца.
Литография — печатание с помощью литографского камня — только зарождалась в России. На проекте школы графа Строганова в свое время было помечено рукой министра народного просвещения: «…притом полезно бы было прибавить литографское и граверное отделение для изготовления печатных образцов, как для школы, так и для самих фабрикантов и ремесленников». И школа завела тогда одну литографскую машину с винтом и один дубовый пресс, и литография эта при ней просуществовала несколько лет, но потом по разным причинам оборудование и камни были распроданы. Произошло это за два года до поступления Вани Голышева в Строгановскую школу. А будь литография в самой Строгановке, скольких бы трудностей избежал мальчик, обучаясь литографскому делу самостоятельно и даже украдкой от школьного начальства. И, возможно, не бросил бы школу, имей она свою литографию.
В каникулы строгановцы рисовали с натуры в цветниках Трубного бульвара и в окрестностях Москвы, после чего разъезжались по домам. Ваня Голышев никогда не упускал возможности съездить домой и, бывало, не дожидаясь отцовских денег или какой оказии, договаривался задешево с ямщиком и трясся триста верст на задке.
Однажды Ваня ехал из Москвы на долгих с обозом вяз-никовского купца Осипа Осиповича Сенькова. Дорога длинная, познакомились и наговорились всласть. Отец Сенькова выкупился из мстёрских крепостных еще при графе Тутол-мине, завел в Вязниках мануфактурное производство, вышел в купцы, а сыну передал уже вторую гильдию. Осип Осипович был намного старше Вани Голышева, владел большим заведением, был начитан, умен, ни капли не чванлив и разговаривал с Ваней как со взрослым. Мальчик разоткровенничался, рассказал о своем увлечении литографией, о мечте завести собственное дело во Мстёре, о Строгановской школе, показал свои рисунки. Сеньков одобрил Ванин замысел, сказал, что мечта его выполнима, надо только не робеть, действовать, обещал поддержку, дал свой адрес и велел заходить к нему, когда будет в Вязниках. Ваня в ближайшие же дни воспользовался приглашением, уж очень ему понравился Осип Осипович. У Сенькова умер в малолетстве единственный сын, росли теперь одни девчонки, и мануфактурщик отечески привязался к своему юному талантливому земляку. И дружба Вани Голышева с опытным заводчиком, мануфактур-советником Сеньковым, конечно, способствовала раннему развитию предприимчивости мальчика.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мстерский летописец"
Книги похожие на "Мстерский летописец" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фаина Пиголицына - Мстерский летописец"
Отзывы читателей о книге "Мстерский летописец", комментарии и мнения людей о произведении.