» » » » Айзек Азимов - Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства
Авторские права

Айзек Азимов - Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства

Здесь можно скачать бесплатно "Айзек Азимов - Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Центрполиграф, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства
Издательство:
Центрполиграф
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-9524-1008-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства"

Описание и краткое содержание "Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства" читать бесплатно онлайн.








 

Артуру Кларку,

первому в научной фантастике,

второму в науке, по договору Парк авеню



Глава 1. ДО АВРААМА


Плодородный полумесяц


В Западной Азии в государстве Ирак есть две реки, что текут с гор Турции в Персидский залив. Это реки Тигр и Евфрат, земли вокруг них и меж­ду ними особенно хороши для земледелия. Это пло­дородная территория с мягким климатом, дождли­выми зимами и засушливым летом. Плодородие ее особенно примечательно тем, что северо-восточнее расположены суровые горы Ирана, а юго-западнее раскинулась безводная Аравийская пустыня.

Благодатная полоса тянется от Персидского залива на северо-запад вдоль рек к границам Тур­ции, затем на запад через юго-восток Турции и север Сирии, а потом поворачивает на юг вдоль Средиземноморского побережья, захватывая не только сирийский берег, но и Ливан, север Изра­иля и западную часть Иордании.

Эта область, протянувшаяся от Персидского за­лива до центра Израиля, имеет форму большого полумесяца. Американский историк Джеймс Генри Брэстед назвал ее Плодородным полумесяцем, и ныне это название широко используется.

К югу от западного рога Плодородного полуме­сяца расположен сухой и бесплодный клочок суши — Синайский полуостров, ставший связую­щим звеном между Азией и Африкой. Непосред­ственно к западу от Синайского полуострова про­текает Нил, берущий свое начало на востоке Центральной Африки, и несет свои воды на север к Средиземному морю. По берегам самого северно­го отрезка реки есть другая пригодная для сельско­го хозяйства полоса земли, со всех сторон окружен­ная пустыней. Иногда историки включают долину Нила в состав Плодородного полумесяца, но обыч­но ее рассматривают как обособленную часть.

Самый важный для человечества факт, связан­ный с Плодородным полумесяцем и долиной Нила, — это то, что, насколько нам известно, там зародилась цивилизация. Там или вблизи тех мест начало развиваться сельское хозяйство, гон­чарное дело, впервые были приручены животные, построены первые города и изобретена первая письменность.

Там впервые отдельные города объединились в большие области, управляемые центральной властью даже на самых окраинах их территорий. Около 2800 г. до н. э. вдоль низовьев Тигра и Евфрата вовсю бурлила шумерская цивилизация, а на берегах Нила в это же время процветала цивилизация египетская. Из обеих в итоге сфор­мировались крупные империи.

Двум этим цивилизациям повезло в том, что они располагались далеко друг от друга и пото­му не могли враждовать. В течение двух тысяч лет со времени формирования этих цивилизаций между ними не было прямых военных столкнове­ний. Однако, преодолевая расстояние, они торго­вали друг с другом, и это помогало обеим.

Ну а как обстояли дела на отрезке плодород­ной земли между Шумером и Египтом? Что происходило в западной половине Плодородного по­лумесяца? Она меньше восточной половины и не так плодородна; она меньше по площади и доли­ны Нила и тоже менее плодородна. Тем не менее на заре цивилизации западная половина Плодо­родного полумесяца была столь же развитой, как и остальные его области.

Но она находилась посередине. Изоляция ни­когда не приносила мира. Цивилизации Тигра — Евфрата всегда тяготели к западу в надежде обес­печить себе господство в Средиземноморье, а циви­лизация Египта так же упорно стремилась на север.

Оказавшееся посередине Средиземноморское побережье не смогло превратиться в империю. Оно оставалось скоплением городов-государств и слабых малочисленных народов. На протяжении всей своей истории оно находилось под властью соседних империй, за исключением краткого пе­риода около 1000 г. до н. э.

Большинство исторических трудов уделяет ос­новное внимание гигантским империям, их вели­ким победам и поражениям. Малые города и на­роды, которые никогда не формируют империи и не представляют угрозы в войнах, обычно опус­кают. Поэтому западную часть Плодородного по­лумесяца всегда рассматривают в связи с различ­ными империями, хозяйничавшими там в тот или иной исторический период.

 

 И все-таки западная оконечность Плодородно­го полумесяца, несмотря на свою малость, дала современной западной цивилизации больше, чем все могущественные империи долины Нила и Тиг­ра — Евфрата. Достаточно упомянуть два факта: именно с той полоски земли, что окаймляет Вос­точное Средиземноморье, пришел современный алфавит. Именно там получила свое развитие религия, которая в различных формах доминирует ныне в Европе, в обеих Америках, в Западной Азии и Северной Африке.

Уже только за эти два достижения западная часть Плодородного полумесяца заслуживает от­дельной исторической книги, описывающей собы­тия, происходившие на этом маленьком, по чрез­вычайно важном кусочке земли.

Удобно было бы дать всей этой области какое-то название, поскольку, если повторять без конца «западная часть Плодородного полумесяца», то получится длинно и громоздко. В наше время ни одно государство не занимает всю эту область в целом, она поделена между Сирией, Ливаном, Из­раилем и Иорданией, так что ни одно из современных названий мы ей дать не можем. И в прошлом эту область делили между собой различные госу­дарства — Моав, Эдом, Аммон, Иуда, Арам и пр.

В древние времена, по крайней мере для части этой территории, использовалось одно название — Ханаан. Это название знакомо современным лю­дям, живущим на Западе, потому что оно упомина­ется в Библии. Посему для удобства мы и будем далее именовать полосу Средиземноморского побе­режья, образующую западную оконечность Плодо­родного полумесяца, землей Ханаанской.


Новый каменный век


Сельское хозяйство привязывает человека к земле. Пока люди охотились на диких животных или собирали плоды дикорастущих деревьев, они могли свободно странствовать. Фактически, хоте­ли они того или нет, им приходилось постоянно перемещаться в поисках пищи. Но, начав культивировать растения, люди уже не стремились уйти с насиженных мест, ведь за ними надо было сле­дить, ухаживать, собирать урожай.

В целях безопасности земледельцы предпочита­ли держаться вместе и строить жилища в таком месте, которое легче защищать. Так появились го­рода. Среди тех древнейших городов был Иерихон.

Иерихон находится в долине реки Иордан, которая течет по земле Ханаана на юг, милях в пятидесяти от побережья, и впадает в Мертвое море. Местность эта в общем-то непривлекатель­на. Иордан — короткая и извилистая река, не подходящая для судоходства, и течет он по доли­не с очень жарким и влажным климатом, распо­ложенной ниже уровня моря. Мертвое море пред­ставляет собой озеро с чрезвычайно соленой водой, потому в нем нет ничего живого. Тем не менее место, где был основан Иерихон, имело свои преимущества.

Город расположен на низком холме, что облег­чает его защиту. (Врагам пришлось бы метать камни или копья вверх, тогда как обороняющие­ся бросали бы их вниз, так что сила тяжести была бы на стороне защитников.) Кроме того, водонос­ные горизонты на территории Иерихона залегали достаточно высоко, поэтому источники воды были неисчерпаемы. В засушливых землях наличие ис­точников или родников является решающим фак­тором, поскольку без воды невозможно оборо­няться, без воды нет земледелия, нет пастбищ для скота.

Древнейшие следы человеческого поселения в Иерихоне датированы 7800 г. до н. э. Сначала там, видимо, не было ничего кроме маленьких хижин, из которых и состоял город, но со време­нем появились более прочные жилища. К 7000 г. до н. э. город уже окружала мощная каменная стена, огородившая площадь в десять акров и имевшая по крайней мере одну башню высотой тридцать футов, оттуда караульный сразу же мог заметить приближавшегося врага.

Около трех тысячелетий Иерихон просуще­ствовал в каменном веке, когда камень был един­ственным материалом для изготовления прочных орудий труда и оружия. На самом деле в то вре­мя занимались обработкой кремня, поскольку это твердый камень, он легко расщепляется на от­дельные с острыми краями пластины, пригодные для использования.

Но то был период, когда коренные перемены в жизни человечества происходили быстрее, чем прежде. Появление земледелия объединило лю­дей и способствовало увеличению численности на­селения. А там, где больше народу и больше об­щения между людьми, возникало и больше идей, которые осуществлялись на практике. Эти пере­мены положили начало тому, что называют но­вым каменным веком, или неолитом. (Слово «неолит» по-гречески означает «новый камень».) Изменения, происшедшие с появлением земледе­лия, были столь значительны, что этот период принято называть неолитической революцией.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства"

Книги похожие на "Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Айзек Азимов

Айзек Азимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Айзек Азимов - Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства"

Отзывы читателей о книге "Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.